ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГАЗОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ЗАВОДА

LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF SAFETY DURING THE CONSTRUCTION OF A GAS PROCESSING PLANT

На сегодняшний день отрасль газопереработки в России недостаточно использует потенциальные возможности и перспективы для развития. По разведанным запасам газа Россия занимает первое место в мире, по объему добычи – второе. Но добывать и перепродавать ресурс недостаточно. Глубокая переработка, выделение различных компонентов из сырья – всё это влияет на конечную стоимость продукта.

Эксперты обозначают следующие перспективы развития газовой отрасли России:

  • В силу того, что природный газ относится к исчерпаемым ресурсам, возникает острая необходимость максимально рационально использовать уже разведанные запасы, а также осуществлять поиск новых месторождений;
  • Особое внимание следует уделить совершенствованию извлечения и использования всех имеющих коммерческую либо промышленную ценность компонентов попутного и природного газа.
  • Необходимо формирование и развитие новых перерабатывающих комплексов вблизи газовых месторождений.

В статье И.А. Голубевой перечислены действующие газоперерабатывающие производства России. Ряд предприятий перерабатывает природный газ и/или газовый конденсат, большинство предприятий — попутный газ, некоторые производят сжиженный природный газ (СПГ) [1]. Большинство из них было введено в эксплуатацию в XX веке.

Заводы, построенные в последние два десятилетия, имеют достаточно небольшую проектную мощность (такие заводы называют
мини-ГПЗ), однако потребность в газопереработке увеличивается с каждым годом, что требует строительства более мощных и современных газоперерабатывающих предприятий.

В настоящее время на территории Свободненского района Амурской области ведется строительство крупнейшего в России газоперерабатывающего завода.

Основные технические характеристики Амурского газоперерабатывающего завода:

  • Проектная мощность (по переработке) — 42 млрд куб. м природного газа в год.
  • Технологические линии — 6.
  • Площадь завода — 800 га.

Как и любой процесс, строительство любого объекта (особенно такого масштаба) требует соблюдения норм законодательства. Соблюдение законодательства в сфере промышленной безопасности крайне важно, так как строительная площадка находится в непосредственной близости к населенным пунктам – городу Свободному (15 км), поселкам Юхта (2 км) и другим населённым пунктам Свободненского района.

Промышленная безопасность – это совокупность мероприятий, целью которых является митигация рисков появления аварийных ситуаций, минимизация, а также предотвращение последствий аварий на опасных производственных объектах. Другими словами, промышленная безопасность – это создание комплекса условий на предприятии, когда риск возникновения аварий сведен к минимуму, а в случае возникновении аварийной ситуации, готов план действий по предотвращению аварии с минимальными человеческими жертвами.

 

На Рисунке 1 представлена схема источников права в области промышленной безопасности:

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/02/3134-4.PNG

Рисунок 1. Источники права в области промышленной безопасности

Как мы видим, основной закон – Конституция Российской Федерации. Здесь законодательно закреплены права человека на «благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Право на труд в безопасных и отвечающих требованиям условиях» [2]. И прочие основополагающие права.

Основной закон в сфере промышленной безопасности –  Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В законе даются определения опасным производственным объектам, а также приводится их классификация. Кроме того, приводится ряд требований ко всем этапам жизненного цикла сооружений: начиная от этапа проектирования и непосредственно строительства, заканчивая эксплуатацией и ликвидацией опасных производственных объектов. Здесь же перечислен ряд основных требований производственного контроля. Контроль за выполнением норм и требований осуществляется специализированными надзорными органами, а также общественным контролем в области промышленной безопасности [3].

Надзорным органом со стороны государства в сфере промышленной безопасности является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Непосредственно производственный контроль опасных производственных объектов регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1993 г. №263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте».

Кроме того, данное Постановление устанавливает порядок сбора и анализа информации об опасном производственном объекте, порядок планирования, а также проведения проверок соблюдения требований промышленной безопасности и регистрации данных этих проверок.

В Постановлении установлены основные задачи производственного контроля на опасных производственных объектах. К ним относятся:

  • обеспечение норм промышленной безопасности на предприятии;
  • анализ состояния промышленной безопасности на предприятии;
  • разработка комплекса мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности на предприятии и другие [4].

Газоперерабатывающие заводы относятся к видам деятельности, подлежащим обязательному лицензированию, это регламентируется Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензирование отдельных видов деятельности, является особой формой государственного регулирования, ограничивает количество субъектов, занимающихся тем или иным видом деятельности, а также определяет условия и требования его осуществления.

Амурский Газоперерабатывающий завод – является опасным производственным объектом, ему присвоен II класс опасности, в соответствии с пунктом 12 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ. Следовательно, деятельность по его строительству и эксплуатации подлежит лицензированию, так как завод является взрывопожароопасным производственным объектом [5].  

Из всего сказанного, мы можем сделать вывод, что на сегодняшний день нормативно-правовая база для опасных производственных объектов в России достаточно хорошо проработана и применяется на всех этапах жизненного цикла проектов – от проектирования до сдачи в эксплуатацию, а также на стадии ликвидации промышленных объектов.

Список литературы:

  1. И.А. Голубева, Газоперерабатывающие предприятия группы "Газпром" // Нефтепереработка и нефтехимия. электрон. журн. 2005г. № 1. URL: http://gaschemistry.gubkin.ru/publications/2015/npnh%201-1%20golubeva.pdf (дата обращения: 03.02.2020).
  2. Конституция Российской Федерации : Консультант Плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 27.01.2020).
  3. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»: Консультант Плюс: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15234/ (дата обращения: 28.01.2020).
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 1993 г. №263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» Консультант Плюс: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22260/ (дата обращения: 01.02.2020).
  5. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Консультант Плюс: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113658/ (дата обращения: 02.02.2020).