КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ: МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

THE COMPETENCIES OF THE ADDITIONAL EDUCATION TEACHER IN THE FIELD OF DESIGN: METHODOLOGICAL NOTES

Система детских Технопарков  «Кванториум» в России, получившая активное развитие в качестве модели развития технического творчества детей во внешкольном образовательном пространстве, базируется на принципах предадаптивного образования: воспитания в детях умения быстро адаптироваться в изменчивой среде. Известный ученый, специалист в сфере психологии, педагогики А. Г.  Асмолов, научные взгляды которого в значительной степени обусловили инновационную модель развития детского технического творчества пишет о содержании новой образовательной парадигмы, в корне отличающейся от традиционной. Первый подход традиционный – тот, к которому мы все привыкли. Второй – в корне отличается от первого и направлен на то, чтобы «учить учиться» [1]. Первому подходу свойственно образование в качестве классического процесса трансляции образцов, знаний, умений и навыков. Эта модель эффективна только в стабильном мире, который не меняется, в котором человека можно вооружить рецептурным мышлением и стандартными подходами к любым ситуациям в жизни. Второй подход предполагает преадаптивные модели образования. В его рамках становится важным научить ребенка адаптироваться к любым условиям и изменениям жизни. «В наше время нет никого, кто точно сказал бы, какие профессии будут нужны через пять, десять или пятнадцать лет, какие виды деятельности помогут развиваться человеку и человечеству. Именно поэтому даже в самых лучших школах и вузах мира есть ощущение глубокого кризиса смысла всей системы образования» [2]. Именно второму варианту образования и отвечает инновационная модель развития технического творчества «Кванториум» в дополнительной системе образования детей.

В основу педагогической системы организации творчества детей в рамках модели «Кванториум» заложена идея воспитания умения «подчинить» теоретические знания, полученные в рамках программ дополнительного образования, практическим целям, решению конкретных проблем. Этому помогает определенный алгоритм проектной деятельности, направленный на постановку проблемы и поиск оптимального инженерного решения в ее решении. Умение видеть «проблемное поле», способность трансформировать теоретическое понимание проблемы в практический план решения цикла задач – это целевой навык, направленный на раскрытие творческого потенциала молодёжи со способностями инженерного мышления.

Особая роль  в этом творческом процессе отводится педагогу дополнительного образования. От педагогов требуется умение легко выявлять проблемное поле для исследовательского поиска, помогая учащимся в определении значимых и перспективных направлений научно-технического исследования. Это ключевой навык «учения с увлечением».

Обобщение практики и систематизация педагогических условий на материале образовательных программ инженерной направленности модуля проектной траектории «Энерджиквантум», одного из направлений работы детского технопарка «Кванториум», позволила сформулировать ряд рекомендаций для педагогов дополнительного образования, направленных на развитие их компетенций в области проектного мышления.

Педагог дополнительного образования в рамках инновационной модели «Кванториум» должен обладать способностью не просто формировать соответствующую образовательно-развивающую среду, но и постоянно развиваться вместе с учащимися. Личное  интенсивное саморазвитие педагога может и должно стать фактором формирования  развивающей среды для творческого воспитания учащихся. Иначе педагог автоматически возвращается на стадию дидактики в систему «учительствования», что принципиально не отвечает тенденции инновационного подхода.

В соответствии с системой педагогических условий по формированию развивающей среды для выявления, развития и реализации способности учащихся к инженерному мышлению и техническому предметному творчеству было выделено четыре модуля, для каждого их которых существует комплекс собственных методов и способов организации педагогических условий. Исходя из этого видения педагогического процесса целесообразно предложить авторский  вариант организации  мастер-класса по формированию навыков продуктивного инженерного мышления на базе SMART технологии. Этот навык тренируется посредством алгоритма действий: проблемное поле > ограничение научной области проблемы для исследования > выделение ключевых задач > постановка цели > разработка плана действий > реализация плана и достижение цели. Обратимся к краткому анализу каждого из этапов алгоритма формирования у педагога проектного мышления в рамках мастер класса, направленного на отработку ключевого в воспитании технического творчества учащихся навыка.

Определение проблемного поля. В определенной практической области (для модуля «Энерджиквантум» это решение проблем энергетического плана) выделяется «проблемное поле», требующее решения. Важно в очерченных границах выявить противоречие, которое может иметь административный, технический либо физический характер.  Административное противоречие означает, что проблема требует решения, но способы остаются неизвестными. Преодоление административного противоречия приводит к противоречию техническому, то есть конфликту внутри технической системы между ее параметрами. Улучшение одного параметра системы приводит к ухудшению другого параметра. В процессе разрешения технического конфликта выявляется физическое противоречие. Его суть это столкновение интересов параметров технической системы в каком-либо одном элементе или его части. Для улучшения системы определенная часть должна находиться в разных физических состояниях одновременно, что невозможно.

Характеристика проблемы. Для поиска решения составляется исчерпывающий список проблем, характеризующих ограниченную интересом исследователя инженерную область.

Определение ключевых задач. Перечень проблемных вопросов подвергается анализу на значимость и рациональную обоснованность, что позволяет их ранжировать, и выбрать среди них приоритетную.

Постановка цели. После определения ключевой задачи на основе SMART технологии определяется цель. Она должна удовлетворять характеристикам: (S) быть конкретной, локализованной во временно-пространственном континууме (где, когда, сколько); (M) измеримой в количественно/качественных показателях; достижимой (при ее достижении должны использоваться методы, способы и инструментарий); (R) реалистична и значима; (T) определена во времени.

Критерии SMART технологии позволяют оценить цели по степени их «возможности». Как правило, те цели, которые не удовлетворяют критериям, не могут быть реализованы, по крайней мере на оценочном этапе. Вполне возможно, что они могут быть решены в ином контексте, по прошествии времени и при глубоком понимании сути проблемы, либо в адекватной проблеме формулировке.

Формулировка цели – это возможность определить план действий. Планирование происходит после постановки задач, каждая из которых есть этап для достижения сформулированной цели.

Задачи систематизируются на основе SCRUM технологии управления проектами, в виде последовательной цепочки: планирование > фиксирование > реализация > анализ. Командная система работы позволяет распределить объем задач на каждого члена команды, в зависимости от его компетенций и навыков.

Умение, во-первых, выявить проблему, во-вторых, сформулировать ее, в-третьих, перевести из плана представления в координированную плоскость применения навыков и теоретических знаний и, это главное, в-четвертых: реально воплотить на практике инженерную идею это и есть путь инженерной мысли с момента осознания до момента ее реализации.

Развитие компетенций педагога дополнительного образования невозможно без расширения общего кругозора, умения демонстрировать учащимся междисциплинарные методы решения проблемных блоков. Конвергентная образовательная технология [3], STEAM-образование (S – science, T – technology, E – engineering, A – arts, M – mathematics) служит основой модели «Кванториум», она в полной мере отвечает характеру и качеству технократического общества, сочетая междисциплинарный и прикладной подход, а также является инструментом развития критического мышления, исследовательских компетенций, навыков работы в группе.

Рефлексия проекта. Завершающий этап стратегии формирования проектного творческого мышления позволяет выделить существенное в работе, а также подвергнуть анализу собственную деятельность в качестве предмета, или, в данном случае,  проекта.

Представленный алгоритм формирования инженерных навыков мышления у учащихся в образовательных модулях детского технопарака «Кванториум» формируется в процессе решения проектов в формате кейс-стади. Однако это достаточно длительный процесс, навыки умения видеть проблему и, главное, умение технологично, системно, формировать траекторию ее решения в предметной сфере – этот ключевой навык формируется у учащихся не a priori, а  в качестве итога воспитания технического творчества.

Для педагогов методология моделирования проблемной области и превращения ее в успешный проект в совместной деятельности с его учениками должен стать ключевым навыком, показателем педагогического мастерства. Регулярные мастер классы, организованные по  предложенному алгоритму, как показывает практика, смогут стать эффективным инструментом для развития педагогического мастерства инженеров-преподавателей.

 

Литература

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика, 2009. – № 4. – С. 18-22.
  2. Кудрявцев В. Образование впереди перемен: школа неопределенности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tovievich.ru/news/8591-obrazovanie-vperedi-peremen-shkola-neopredelennosti.html.
  3. Ковальчук М.В. Конвергенция наук и технологий – новый этап научно-технического развития ∕ М.В. Ковальчук, О.С. Нарайкин, Е.Б. Яцишина ∕∕ Вопросы философии. – 2013. – № 3. – С.9-10.
п