Особенности влияния теневой экономики на развитие мировых экономик

Features of influence of shadow economy on development of world economies

Во всех странах мира существует явление теневой экономики.
Она замедляет рост экономики страны и уменьшает
ее национальное богатство, ведет к ухудшению экономической ситуации.

В настоящее время исследователи используют множество трактовок понятий, которые описывают теневой сектор экономики.

В соответствии с методологией Статистического директората Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) обобщающим понятием теневой экономики является «ненаблюдаемая экономика». Под которой понимают совокупность видов экономической деятельности, контроль за указанными затруднителен для официальных органов.

«Ненаблюдаемость» видов деятельности связана с отражением (неотражением) данных в статистике, в частности для составления национальных счетах. Это связано как с намеренным сокрытием видов деятельности, так и со спецификой производства товаров.

В связи с этим выделяют следующие группы видов деятельности в составе ненаблюдаемой экономики: теневая экономика, незаконное производство, неформальная экономика, производство домашних хозяйств для конечного потребления, неучтенная деятельность из-за недочётов средств сбора данных.

Виды деятельности теневой экономики представлены вполне законными производственными видами деятельности с точки зрения экономики.  Однако являются скрытыми для органов власти в виду ряда различных причин: уклонение от уплаты налогов, от следования стандартам, от административных процедур.

Характерной черной незаконного производства является нелегальность
в рамках текущего законодательства, отсутствие лицензии и договоренностей
о купле-продаже товара. В указанную группу не включается вымогательство или воровство.

Производственная деятельность домашних хозяйств для получения дохода и занятости членов семьи с продажей товаров и личным пользованием иллюстрирует неформальную экономику.

Производство конечных товаров для личного пользования представлено растениеводством, животноводством, строительством и услугами домашней прислуги.

Методы сбора информации в настоящее время все еще не совершенны
и выражены в недостаточности охвата предприятий программой сбора данных, непредставления предприятиями необходимых данных в виду организационных причин и  так далее.

Вышеперечисленные группы принято называть проблемными зонами ненаблюдаемой экономики. Отметим, что Федеральная служба государственной статистики придерживается ранее описанной классификации и методологии [1, с. 115].

На объем теневого сектора экономики влияют следующие факторы: экономическая ситуация в стране; высокий уровень налогообложения; низкий уровень жизни населения; высокий уровень безработицы; неэффективность институтов государственной власти; частые кризисные явления; существенные ограничения для ведения бизнеса.

Согласно расчетного размера теневой экономики в промышленно развитых странах в процентах от официального ВВП и на основе макроэкономических данных. Существуют большие различия даже среди стран с развитой экономикой ОЭСР. В то время как в США, Швейцарии, Австрии, Японии
и Новой Зеландии теневая экономика составляет 10% или менее
от официального ВВП, во всех странах Восточной Европы и некоторых странах Южной Европы (Греция, Италия, Португалия и Испания) теневая экономика составляет 20%. Теневая экономика сократилась с 17% до 11% (2018 г.)
в Германии, с 15% до 12% во Франции и с 26% до 19% в Италии [2].

В свою очередь процент теневой экономики в России составляет порядка 20 % ВВП, а её объем составил 20,7 трлн рублей в 2018 году по оценке Росфинмониторинга.

Согласно оценке объем теневой экономики в России снизился
по сравнению с уровнем 2015-2016 годов. В 2017 году объем теневой экономики сократился почти на 8 процентных пунктов и составил 20,5% ВВП (18,9 трлн рублей). В 2018 году на теневую экономику приходилось,
по предварительной оценке, 20% ВВП (он в прошлом году достиг 103,6 трлн рублей) [4].

Оценка теневой экономики, сделанная Росфинмониторингом, расходится
с оценками Росстата (15-16% ВВП) [3]. Такое отклонение связано
с методологией проведенных оценок.  

Так Росфинмониторинг включает в теневую экономику серый импорт, сокрытие доходов от уплаты налоговых и таможенных платежей, выплату зарплат «в конвертах».

Для вывода преступных доходов за рубеж активно используется фиктивная внешнеэкономическая деятельность и сложные схемы с наличием множества счетов фирм-«однодневок», открытых в различных банках с целью расслоения и транзита финансовых потоков.

С одной стороны, эта нерегулируемая экономическая деятельность может привести к снижению налоговых поступлений и общественных благ и услуг, снижению морального духа налогов и снижению налогового соответствия, более высоким затратам на контроль и более низким темпам экономического роста. Но с другой стороны, теневая экономика может быть мощной силой для продвижения институциональных изменений и может стимулировать общее производство товаров и услуг в экономике. Теневая экономика имеет последствия, которые простираются за пределы экономики до политического порядка.

Теневую экономику не следует рассматривать как исключительно экономическую проблему, которая должна быть решена путем устранения симптомов с помощью более высоких штрафов и более жесткого контроля. Для определения мер политики, соответствующих уровню развития страны, необходим анализ причин и следствий по конкретной стране. Политики должны рассматривать нелегальную работу как сигнал о необходимости снижения привлекательности теневой экономики за счет лучшего регулирования, справедливой и прозрачной налоговой системы и более эффективных институтов (надлежащее управление). Тем не менее, борьба
с организованной преступностью, коррупцией и нелегальной занятостью должна вестись посредством более строгого контроля и правоприменения.

 

Список литературы:

 

  1. Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ / С. Ю. Барсукова. – М.: Изд-во. дом ГУ-ВШЭ, 2004.
  2. Алиев Я.Л., Вихров А.А., Сальников П.П. Теневая экономика
    и организованная преступность в социальной системе России / ПРАВОВОЕ ПОЛЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ. – 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23590924
  3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru/
  4. Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fedsfm.ru/