Разработка персонифицированных программ повышения квалификации педагогов дошкольной образовательной организации

Внедрение личностно-ориентированного подхода в педагогическую теорию и практику выдвигают актуальность персонифицированной систему обучения, в том числе при повышении квалификации педагогов. В рамках персонифицированного подхода возможна организации эффективного непрерывного образования педагогических кадров образовательной организации. 

Опыт разработки и внедрения персонифицированных программа повышения квалификации осуществлялся на базе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад № 5» Еманжелинского муниципального района Челябинской области.

При разработке программа использованы следующие подходы:

  1. Первым использованным подходом стал системный. Данный подход является универсальным и применяется в различных областях научного исследования. Данный подход предполагает рассмотрении объекта исследования как системы, обладающей внутренними связями.
  2. Вторым подходом является личностно-деятельностный. В современной практике понимание данного подхода основывается на том обстоятельстве, что в качестве субъекта образовательного процесса выступает не только педагоги, но воспитанники.
  3. Основным подходом является персонифицированный. Понимание данного подхода при организации повышения квалификации педагогов основано на учете индивидуальных потребностей педагогов, а также реализацию одновременного социального и профессионального совершенствования и развития педагогических работников [1].

Для реализации проекта необходимо привлечение следующих видов ресурсов:

- Организационные

-  кадровые

- ресурсные

В ходе реализации проекта задействованы следующие внутренние процессы управления:

  1. Организация процесса управления для выявления трудностей и потребностей педагогов дошкольной образовательной организации.
  2. Проведение маркетинговых исследований в сфере предоставления образовательных услуг в рамках повышения квалификации
  3. Организация управления процессом разработки персональной программы в соответствии с выявленными проблемами и актуальными предложениями на рынке образовательных услуг.
  4. Организация управления процессом внедрения персонифицированных программ непрерывного образования в учебной среде.
  5. Мониторинг эффективности внедрения персонифицированных программ.

В качестве показателей эффективности внедрения модели выбраны

  1. Повышение эмоционального состояния педагогов (Снижение уровня эмоционального выгорания)
  2. Повышение уровня профессионализма
  3. Высокие результаты деятельности педагогов в ОО

Первым этапом разработки программ стала диагностика педагогического коллектива по следующим направлениям:

1.Диагностика профессиональной теоретической подготовленности к педагогической деятельности  воспитателя ДОУ.

  1. Оценивание профессиональной компетентности воспитателей ДОУ, осуществляющего инновационную деятельность.

3.Оценка потребностей педагогов в развитии (на основе программы Н.В. Немовой).

Полученные результаты легли в основу проведения дальнейшей работы.

В ходе реализации проекта разработаны 9 персонифицированных программ.

Персонифицированные программы разрабатываются в соответствии с требованиями к содержанию и структуре персонифицированных программ для педагогических работников в области дошкольного образования.

Персонифицированная программа включает в себя как внешнюю систему последипломного образования (профессиональное обучение без отрыва от производства в учебных заведениях), так и внутрифирменное последипломное обучение через систему методической работы учебного заведения.

Срок реализации персонифицированной программы – 3 года.

Содержание программ включает следующие пункты:

  1. Пояснительная записка
  2. Результаты мониторинга профессиональной деятельности педагога
  3. Оценивание уровня профессиональной компетентности педагога ДОУ, осуществляющего инновационную деятельность
  4. Оценка потребностей воспитателя в развитии (на основе программы Н.В. Немовой)
  5. Итоги мониторинга профессиональной деятельности
  6. График повышения квалификации в образовательных организациях дополнительного профессионального образования
  7. План самообразовательной деятельности

В каждой персонифицированной программе подробно расписаны итоги диагностики профессионализма педагогов.

На основе проведения диагностики подведены мониторинга профессиональной деятельности.

Таблица 1 – Итоги мониторинга профессиональной деятельности

Направления профессиональной деятельности

Уровень выраженности

рекомендации

Состояние профессиональной компетентности

как основание построения личностно ориентированного

повышения квалификации

Пятый

уровень

Обобщение позитивного опыта педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста

Профессиональная компетентность педагога групп детей дошкольного возраста, осуществляющего инновационную деятельность

Четвертый уровень

Овладение инновационными методами развития детей дошкольного возраста

Профессиональная теоретическая подготовленность к педагогической деятельности в группах детей дошкольного возраста

 

Четвертый уровень

Познакомиться с современными нормативно-правовыми документами в сфере дошкольного образования (ФЗ-273. ФГОС ДО)

 

Далее приводятся персональные рекомендации.

После выявления затруднений в профессиональной деятельности и уровня профессионализма разрабатывается график повышения квалификации в образовательных организациях дополнительного профессионального образования согласно индивидуальным потребностям (таблица 2).

Следующим этапом стало составление плана самообразования для каждого педагога. В данном плане отражаются сроки, тема самообразования, этапы и даны персональные рекомендации.

Таблица 2 –  График повышения квалификации в образовательных организациях дополнительного профессионального образования

№ п/п

Наименование организации

Образовательная программа

Сроки

Подтверждающий документ

1

ГБУ ДПО ЧИППКРО

Педагогическая деятельность в условиях введения федерального образовательного стандарта дошкольного образования

2015

документ установленного образца (удостоверение) на 72 часа

2

БУВО Х-М ав. О-Югры «СГУ». Региональный методический центр ДПО

Современные педагогические технологии развития детей в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

2015

документ установленного образца (удостоверение) на 72 часа

3

Интерактивный педагогический портал

ООО «Мерсибо»

Вебинар «Использование интерактивного материала в работе над лексическими темами»

2018

сертификат

на 3 часа

4

То же

Вебинар «Развитие высших психических функций с помощью игры как база для успешного развития речи у детей с ОВЗ»

2018

сертификат

на 3 часа

5

То же

Вебинар «Формирование готовности к обучению чтению у детей с ОВЗ с помощью интерактивных и настольных игр»

2018

сертификат

на 3 часа

6

То же

Вебинар «Разработка индивидуального образовательного маршрута для аттестации специалиста коррекционного профиля»

2018

сертификат

на 2 часа

7

То же

Вебинар «Комплекс компьютерных игр и упражнений для детей с ЗПР и ТНР как ресурс образовательной среды»

2018

сертификат

на 3 часа

8

То же

Вебинар «Интерактивные методы активизации речи у детей с задержкой речевого и психического развития»

2019

сертификат

на 3 часа

 

Внедрение персонифицированных программ производилось в 2018-2019 гг. в рамках методической работы ДОУ.

Ответственным за внедрение проекта стал старший воспитатель ДОУ.

Таблица 3 – Фрагмент плана самообразования

Срок

Проблема / тема

Этап самообразования

Рекомендации

1

2019-2020

Инно-вационные средства обучения детей дошколь-ного возраста

Изучение Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»

Изучение ФГОС .

Подготовка извлечений  из нормативно-правовых документов об инновационной деятельности в сфере образования

Изучение программы «Наш дом - Южный Урал»

Изучение статьи «Реализация программно-методического комплекса «Наш дом-Южный Урал» в образовательном процессе дошкольной организации http://dovosp.ru/wp-content/uploads/2016/11/1-8.pdf

Изучение статьи «Возрастные особенности развития детей 6-7 лет с ЗПР» https://урок.рф/library/osobennosti_razvitiya_detej_s_zaderzhkoj_psihicheskog_195012.html

Подготовка извлечений из программы «Наш дом - Южный Урал»

 

 

 

Подготовка информации  для родителей  на тему «Особенности развития детей с  задержкой психического развития 6-7 лет»

 

Семинар-практикум в ДОУ «Образовательные области в программе Наш дом –Южный Урал»

Вебинар «Региональный компонент в структуре образовательной программы»

http://tc-sfera.ru/posts/itogi-vebinara-regionalnyy-komponent-v-strukture-obrazovatelnoy-programmy

 

 Планирование и реализация  проекта для детей 6-7 лет с ЗПР «К истокам народной культуры через ознакомление детей с русским фольклором»

 

Организация и проведение круглого стола по теме «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»

 

Организация сотрудничества с родителями в наполнении Патриотического уголка

Обогащение предметно – пространственной среды группы:

Оформление зоны по региональному компоненту;

Обогащение дидактическим материалом; Разработка картотек «Пословицы и поговорок», «Загадки», «Заклички» по программе «Наш дом-Южный Урал».

 

Презентация проекта на РМО

Трансляция проекта на сайте ДОУ

Модульный курс «Технология написания научной статьи»

Написание статьи «К истокам народной культуры через ознакомление детей с русским фольклором»

 

При введении персонифицированных программ повышения квалификации педагогов ДОУ в качестве целевых ориентиров было установлено следующее:

  1. Внедрение модели организации повышения квалификации педагогического коллектива дошкольной образовательной организации, которое носит непрерывный и персонифицированный характер и учитывает потребности каждого педагога.
  2. Обеспечение оптимальности условий при проведении повышения квалификации педагогов, обеспечение потребностей педагогов в приобретении теоретических знаний и практических навыков, посредством формирования индивидуального образовательного маршрута. что в конечном счете способствует формированию высокого уровня профессионализма.

Предполагается, что после завершения сроков действия персонифицированной программы педагоги покажут заметное повышение уровня профессионализма, а также повысят результаты педагогической деятельности.

 

Список использованных источников

  1. Афанасьев, В.В. Персонифицированное дополнительное профессиональное образование: модель, стратегия проектирования программ повышения квалификации / В.В. Афанасьев, С.М. Куницына, В.В. Лебедев // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. –2017. – №1.
  2. Джахбаров, М.А. Моделирование персонифицированной программы повышения квалификации учителя / М.А. Джахбаров, Л.Н. Харченко //Новая наука: от идеи к результату. – 2017. – №3. – С.42-46.
  3. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / Под ред. Л.М. Митиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 336 с.