ПЕРВИЧНАЯ ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА С ПОЗИЦИИ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПОДХОДА

PRIMARY LABOR ADAPTATION OF A UNIVERSITY TEACHER FROM THE POSITION OF AN EVOLUTIONARY APPROACH

Введение

На сегодняшний день сфера высшего образования испытывает близкие к кризисным дисбалансы в структуре кадрового обеспечения преподавательского состава. Привлечение к трудоустройству молодых кадров в вузы сопровождается сомнениями большинства принимаемых молодых преподавателей в корректном освоении профессии и в быстрой адаптации к новым социально-экономическим условиям. Адаптация персонала является одним из важнейших элементов социально-трудовых отношений. Стоит заметить, что на практике процессу адаптации зачастую уделяется недостаточно внимания, так как временные и организационные ресурсы инвестируются преимущественно в развитие системы оценки и мотивации. Для уточнения и формирования корректных мер по развитию персонала и оптимизации кадровой политики в сфере высшего образования необходимо уточнить отельные содержательные элемента первичной трудовой адаптации у преподавателя вуза.

Применение эволюционного подхода для уточнения содержательного аспекта первичной трудовой адаптации преподавателя в вузе  

Эволюционный подход рассматривает первичную трудовую адаптацию преподавателя вуза как состояние эволюционно развивающегося процесса профессиональной деятельности. Эволюционный подход в экономике адаптирует процессы природных эволюционных явлений на состояния экономических субъектов и экономические отношения. Согласно эволюционной теории процессы экономические процессы существуют в состоянии неравновесности и необратимости, а также обладают способностью самоорганизации. Основоположниками эволюционной теории в экономике являются Нельсон и Уинтер. Согласно концепции Нельсона и Уинтера экономические субъекты функционируют в изменяющихся условиях, основанных на изменениях рынка [4]. Изменения экономической ситуации основаны на системе устоявшихся принципов, то есть рутин. Рутина является характеристикой предсказуемого образа действия. Принимаемая большинством в обществе рутина становится нормой. Важным моментом эволюционной теории является тот факт, что рутины не просто действия, ставшие шаблоном. Рутины создают возможности для будущих действий и формируют эти действия [6]. Трудовая адаптация в общем виде представляет процесс взаимодействия с новой социальной средой и приспособления к ней [5]. Вуз является системной организацией, который включает в себя начинающего преподавателя как элемент системы. Действия преподавателя в процессе первичной адаптации к профессии происходят в рамках образовательного пространства, определяющие как действия начинающего преподавателя, так и их результат. В процессе первичной профессиональной адаптации преподаватель как субъект трудовых взаимоотношений в системной среде образовательного учреждения усваивает новые для себя профессиональные и социальные нормы, культурные и научные ценности вуза, занимается саморазвитием и самореализацией. С позиции эволюционного подхода автор статьи прослеживает в первичной профессиональной адаптации преподавателя вуза ряд рутин деятельности. К рутинам деятельности преподавателя вуза предлагается отнести объемы учебной нагрузки, требования вуза по осуществлению научной деятельности и формированию научного результата, сроки планирования деятельности на учебный год и семестровое распределение.

Существующие исследования трудовой адаптации, а также сложившееся экономике труда структурирование процесса адаптации включают в себя факторы трудовой адаптации. К факторам трудовой адаптации относятся условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результат этого процесса [3]. Например, Крутцова М.Н. приводит следующие факторы, как пример факторов трудовой адаптации, свойственных успешному прохождению данного процесса в современной России: положительная корпоративная культура; высокий уровень образования сотрудника; материальный достаток адаптируемых субъектов; принадлежность к определенной социально-профессиональной группе [3]. Помимо приведенных примеров, к факторам данного процесса также относят социологические, психологические, производственные и другие факторы.

Приведенные примеры факторов трудовой адаптации свойственны различным категориям сотрудников, в том числе и преподавателям вузов в условиях первичной трудовой адаптации. В то же время выделенные в текущем исследовании рутины процессного подхода первичной трудовой адаптации преподавателя вуза дополняют существующее классификации факторов адаптации. Рассмотрение профессиональных рутин трудовой деятельности преподавателя позволит учесть отраслевую особенность и специфику процесса первичной трудовой адаптации преподавателя вуза. В части применения эволюционного подхода к понятию первичной трудовой адаптации автор статьи в качестве базовых определений использует определения таких авторов как Егоршин А.П., которые рассматривают адаптацию как процесс приспособления к различным условиям внешней среды [1; 2]. Дополнение существующих определений трудовой адаптации произведено на основании включения в структуру определения дополнительных факторов трудовой адаптации (профессиональных рутин). Данные факторы воздействуют на процесс адаптации на ряду с существующими в науке факторами адаптации, такими как материальные, социальные и другие. Включение профессиональных рутин в трактовку первичной трудовой адаптации является элементом новизны при использовании эволюционного подхода при уточнении исследуемого понятия.

Таким образом, с позиции эволюционного подхода первичная трудовая адаптация преподавателя вуза — это приспособление начинающего преподавателя вуза к условиям профессиональной среды, которое существует в рамках специальных условий (профессиональных рутин) системы вуза. Рутины вуза специфичны и обусловлены особенностями как профессиональной среды в целом, так и отраслевой и научной специализацией отдельного вуза.

 

Список литературы

  1. Грошев, И. В. Организационная культура / И. В. Грошев. – М. : ЮНИТИДАНА, 2004. – 288 с
  2. Егоршин, А. П. Управление персоналом : учебник для ВУЗов / А. П. Егошин ; 6-е изд., дополненное и переработанное. – Н. Новгород : НИМБ, 2007. – 1100 с.
  3. Крутцова, М. Н. Управление адаптацией персонала : учебное пособие / М. Н. Крутцова. – Вологда : Легия, 2010. – 128 с.
  4. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений [Текст] / Р. Р. Нельсон, С. Дж. Уинтер ; пер. М. Я. Каждан ; ред. В. Л. Макаров ; Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации. - Москва : Дело, 2002. - 535 с
  5. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983 г. - 840 с. Главная редакция: Ильичёв Л.Ф., Федосеев П.Н., Ковалёв С.Н., Панов В.Г. 
  6. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты : Манифест современной институциональной экономической теории / Джеффри Ходжсон ; Пер. с англ. М.Я. Каждана ; Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации. - М. : Дело, 2003 - 464 с.

 

References

  1. Groshev, I. V. Organizational culture / I. V. Groshev. - M.: UNITIDANA, 2004 . 288 p.
  2. Egorshin, A.P. Personal management: textbook for high schools/A.Egoshin 6ed., Supplemented and revised. - N.Novgorod: NIMB, 2007.- 1100 p.
  3. Kruttsova, M. N. Management of personnel adaptation: a training manual / M. N. Kruttsova. - Vologda: Legia, 2010 .- 128 p.
  4. Nelson R., Winter S. The Evolutionary Theory of Economic Change [Text] / R. R. Nelson, S. J. Winter; trans. M. Ya. Kazhdan; ed. V. L. Makarov; Acad. Nar households under the Government of Ros. Federation. - Moscow: Delo, 2002. – 535p.
  5. Philosophical Encyclopedic Dictionary. M.: Soviet Encyclopedia, 1983 - 840 p. Editors: Ilyichev L.F., Fedoseev P.N., Kovalev S.N., Panov V.G.
  6. Hodgson J. Economic Theory and Institutions: Manifesto of Modern Institutional Economic Theory / Jeffrey Hodgson; Per. from English M.Ya. Kazhana; Acad. Nar households under the Government of Russia. - Moscow: Delo, 2003 - 464 p.