ПЕРЕПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

RE-DESIGN OF THE INFORMATION SYSTEM OF PUBLIC TRANSPORT OF LIPETSK REGION

Одним из главных направлений развития городской среды в современном мире является внедрение информационных технологий в различных сферах социального пространства. Внедрение развитой информационной системы общественного транспорта — перспективный способ оптимизации функционирования системы общественного транспорта, а также одно из обязательных условий на пути решения проблемы повышенного трафика в современных городах.

Целью данной работы является перепроектирование информационной системы общественного транспорта города Липецка на основе требований, сформулированных в научной статье «Анализ существующей информационной системы общественного транспорта Липецкой области и формулирование основных требований для ее усовершенствования». Объектом исследования является совокупность средств, обеспечивающих информационное сопровождение функционирования общественного транспорта в городе Липецке. Данная работа может быть использована при полномасштабном перепроектировании и планировании внедрения информационной системы общественного транспорта города Липецка.

С целью рационализации процесса проектирования было решено выделить структурные единицы информационной системы — модули. То есть необходимо спроектировать один типовой вариант модуля информационной системы, который и будет внедряться на каждой остановке.

Однако с целью экономии ресурсов было принято решение о разделении всех остановок на два типа: ключевые (в центре и в других местах массового скопления людей) и стандартные (все остальные). В связи с повышенным спросом на услуги общественного транспорта, на каждой ключевой остановке необходимо установить многофункциональный терминал, а также информационный экран. На каждой стандартной остановке необходимо установить только информационный экран. Стоит отметить, что далее речь пойдет о проектировании модуля, включающего в себя многофункциональный терминал и информационный экран, так как подмодуль для стандартных остановок является составной частью модуля для ключевых остановок и включает в себя только информационный экран, поэтому нет необходимости проектировать один и тот же элемент (информационный экран) дважды.

Диаграмма вариантов использования унифицированного языка моделирования на рисунке 1 наглядно демонстрирует необходимые возможности проектируемой информационной системы.

 

Рисунок 1. Диаграмма вариантов использования

 

Прецедент «Отображение информации обо всех приближающихся автобусах» подразумевает постоянное отображение актуальной информации обо всех приближающихся автобусах на специальном информационном экране, расположенном в удобном и хорошо просматриваемом месте на остановке общественного транспорта. Это позволит потенциальным клиентам всегда быть осведомленными о необходимых им автобусах.

Следующие три варианта использования доступны клиентам в многофункциональном терминале. Прецедент «Навигация» позволяет узнать информацию о маршруте и расписании необходимого автобуса, а также построить нужный маршрут в случае затруднений с самостоятельным выбором автобуса. Клиенту достаточно указать конечный пункт (начальным пунктом по умолчанию является остановка, на которой находится пользователь, однако при желании его тоже можно задать вручную) и система предложит ему наилучший вариант с наименьшим временем поездки, необходимыми пересадками, минимальной стоимостью и максимальным удобством.

Прецедент «Обработка пополнения и приобретения транспортной карты» подразумевает возможность покупки или пополнения транспортной карты Липецкой области с помощью многофункционального терминала. Оплата принимается как наличными, так и безналичным расчетом, актуализация не требуется. Прецедент «Обработка отзывов и предложений» позволяет осуществлять обратную связь с клиентами. В случае неудовлетворенности поездкой клиент может написать негативный отзыв и предложить пути решения возникшей проблемы. Если поездка клиенту понравилась, он всегда может отметить позитивным отзывом систему общественного транспорта.

Немаловажным фактором является физическая реализация информационной системы, так как любой подобный проект является достаточно дорогостоящим и необходимо грамотно оптимизировать издержки при внедрении информационной системы. В дальнейшем для оценки полученного проекта необходимо будет рассчитать его приблизительную стоимость, и чтобы это было возможным, была построена модель, описывающая необходимые компоненты и программно-аппаратные взаимосвязи. Диаграмма размещения приведена на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Диаграмма размещения

 

Данная диаграмма показывает, что для создания одного модуля информационной системы (программного-аппаратного модуля ключевой остановки) необходимы как минимум один многофункциональный терминал, представляющий из себя ничто иное как компьютер с необходимым программным обеспечением и доступом в интернет, а также один информационный экран с возможностью отображения обновляемой информации — это может быть обычный моноблок с доступом в интернет или другое средство вывода информации способное получать и отображать информацию из интернета, например, любой современный телевизор, поддерживающий доступ в интернет.

Также каждая остановка должна быть обеспечена доступом в интернет, отличным решением станет оборудование остановок Wi-Fi роутерами, что позволит осуществлять работу информационной системы. Кроме того, необходимо создание сервера и соответствующего программного обеспечения, способных обслуживать довольно большое количество различных узлов информационной системы.

Характеристики оборудования и уровень качества программного обеспечения зависят от потребностей в качестве, скорости работы информационной системы и количестве обслуживаемых клиентов. При выборе оборудования и программного обеспечения необходимо в первую очередь исходить из современных реалий, опираться на имеющиеся ресурсы, учитывать количество потенциальных клиентов и грамотно оценивать экономический и социальный эффект проекта.

В заключение необходимо отметить важность внедрения достижений современной науки в повседневную жизнь людей. Результатом данной работы является описание структуры информационной системы, отвечающей требованиям для обеспечения функционирования системы общественного транспорта на территории Липецкой области. Созданный проект, в свою очередь, может быть использован при реальном проектировании и внедрении информационной системы общественного транспорта Липецкой области. А грамотно спроектированная, качественная, развитая и правильно реализованная информационная система общественного транспорта позволит людям с комфортом пользоваться услугами общественного транспорта на территории Липецкой области, оптимизировать свое время, а также с легкостью оставлять отзывы и вносить предложения по улучшению системы общественного транспорта. 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Буч, Гради Введение в UML от создателей языка / Гради Буч , Джеймс Рамбо , Ивар Якобсон. - М.: ДМК Пресс, 2017. - 496 c
  2. Шевченко А. В. Анализ существующей информационной системы общественного транспорта Липецкой области и формулирование основных требований для ее усовершенствованию// Научный электронный журнал Меридиан. — январь 2020. — №2(36)’2020.
  3. Шевченко А. В. Обзор "сквозных" технологий в Российской Федерации // Скиф. Вопросы студенческой науки. — июль 2019. — №7. — С. 149-152