ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В СИСТЕМЕ РАСЧЕТОВ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

FEATURES OF ACCOUNTING FOR ELECTRONIC PAYMENTS IN THE SETTLEMENT SYSTEM OF A TRADE ORGANIZATION

Формирование информационного общества в России требует повышения эффективности и конкурентоспособности всех сфер хозяйственной деятельности за счет ускорения процессов их информатизации. Современный этап информационной революции ставит целью не только внедрение новейших технологий взаимодействия между субъектами социально-экономических отношений, но и разработку единых решений по организации экономических механизмов реализации глобальных информационных бизнес-структур, которые стали широко известными под названием «электронные платежи».

Развитие электронных платежей способствовало трансформации мировой экономической системы, которая сопровождается глобализацией рынков сбыта, устранением торговых барьеров, появлением новых видов товаров и услуг, использованием новых видов расчетов, снижением трансакционных издержек, повышением роли знаний и информации, человеческого капитала и др. Электронная торговля кардинально меняет бизнес-процессы на торговых предприятиях и формирует новые бизнес-модели, которые способствуют повышению эффективности бизнеса. В частности, в электронную среду проникает розничная и оптовая торговля.

Кроме того, появился новый класс товаров, полный цикл движения которых может быть перенесен в электронный формат: печатная, аудио - и видеопродукция, программное обеспечение, развлечения и т.д. Это требует новых, ранее не используемых элементов информационного обеспечения управления субъектами электронной торговли, важную роль в формировании которых играет система бухгалтерского учета.

В 2018 году официальный журнал Американской ассоциации бухгалтеров среди 10-ти приоритетных задач развития бухгалтерского учета на первое место поставил разработку методологии учета в электронной торговле, которая должна повысить роль учетных служб в укреплении доверия со стороны потребителей и инвесторов [2].

Именно поэтому проблема бухгалтерского учета становится все более актуальной и практически значимой в управлении субъектами осуществления электронной торговли. Особенно актуальным оказывается поиск путей компенсирования отсутствия необходимой информации о товарных операциях на электронном рынке и генерации новых данных, которые позволят элиминировать неопределенность и риск в управлении предприятиями электронного сегмента экономики.

Научно-теоретическое наследие в области исследуемой проблемы связана, главным образом, с решением локальных и общетеоретических вопросов методологии и организации учета в различных сферах торговой отрасли.

Можно с уверенностью утверждать, что с позиции бухгалтерского учета электронные платежи являются новым объектом исследования. Существует несколько специфических свойств исследуемого нами объекта, которые непосредственно влияют на порядок его отражения в бухгалтерском учете. Среди них:

– электронные деньги генерируются и перечисляются не банковскими учреждениями, а операторами платежных систем (к ним относят: разработчика, владельца, администратора электронной системы; организации, принимающие средства к зачислению для дальнейшей трансформации в электронные деньги), то есть группой лиц, которые в большинстве случаев являются либо физическими лицами, либо субъектами хозяйствования, не относящимися к финансово-кредитным учреждениям;

- электронные деньги в связи с наличием разнообразных платежных систем имеют множество вариантов условных валют, применяемых отдельными субъектами электронной коммерции.

Сумма электронных денег, поступивших в качестве предоплаты, не является доходом торговой организации и отражается обособленно на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» как кредиторская задолженность перед покупателем и на счете 76 как дебиторская задолженность оператора. На дату утверждения отчета оператора сумма причитающегося ему агентского вознаграждения (в том числе НДС) признается расходом по обычным видам деятельности. В учете это отражается записью по дебету счета 44 «Расходы на продажу» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Выручка от продажи товара признается доходом от обычных видов деятельности на дату перехода права собственности на товар и отражается в бухгалтерском учете записью по кредиту счета 90 «Продажи» субсчет «Выручка» в корреспонденции с дебетом счета 62. Поскольку организация, применяющая УСН, не является плательщиком НДС, товары, приобретенные ею у поставщиков, учитываются по фактической себестоимости, включая сумму входного НДС, предъявленного поставщиком [1].

Следовательно, более уместным является отражение электронных денег в учете на счете 91 «доходы и расходы» как отдельного вида денежных средств субъекта хозяйствования. Поэтому целесообразно ввести в План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций торговых организаций отдельный субсчет к счету 91 «доходы и расходы» субсчет 91.3 «Электронные денежные средства». Также следует предусмотреть возможность ведение на предприятии аналитического учета по следующим направлениям:

- по избранной платежной системе (например, WebMoney Transfer – система моментальных Интернет-расчетов),

- по условной валюте электронного кошелька (например, в соответствии с системой WebMoney Transfer: R-кошелек –WMR (российский рубль), Z-кошелек – WMZ (доллар США), E-кошелек – WME (евро), B-кошелек –WMB (белорусский рубль), G-кошелек –WMG (золото) [3].

Для того, чтобы торговой организации в полной мере применять все преимущества использования современных информационных технологий в бухгалтерском учете, необходимо учитывать законодательные ограничения и применять те электронные платежные инструменты, которые позволят избежать противоречий в учете и должным образом организовать расчеты.

На основе проведенного анализа действующего законодательства, регулирующего порядок использования и учета электронных денег, можно утверждать, что внедрение нового субсчете 91.3 «Электронные денежные средства» номинированные в национальной валюте не решило противоречий в вопросах сущности и учета электронных денег. Строгие ограничения для их использования торговыми организациями сдерживают развитие электронных платежей, деловой активности субъектов рынка, удобства и мобильности ведения бизнеса.

Считается, что со временем электронные деньги первой группы могут вытеснить традиционную наличность и чеки, тогда как электронные деньги второй группы заменят кредитные карты в интернет-расчетов. В дальнейшем необходимо применять опыт развитых стран в формировании направлений совершенствования учета электронных денег торговыми организациями в России.

Для дальнейшего успешного развития электронных платежей важно:

  1. Применение взвешенной правовой регламентации, направленной, с одной стороны, на поддержку их развития, а с другой – на предотвращение их использования с целью уклонения от налогообложения и контроля.
  2. Преодоление определенных сложностей с ситуативным перераспределением субъектов рынка и сфер регулирования между регуляторами [2].

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать выводы:

- одним из видов коммерческой деятельности является электронная торговля, которая является фактом осуществления операций с использованием компьютерно-сетевых технологий;

- использование электронной обработки учетных данных для электронной торговли товарами приводит к необходимости совершенствования системы бухгалтерского и налогового учета товарных операций;

- основным условием осуществления электронных платежей является открытие web-сайта, который может быть разработан самостоятельно или приобретенный у программистов.

Особенности бухгалтерского учёта электронных платежей в системе расчетов торговой организации должно быть максимально упрощено для расширения объемов их деятельности в будущем, чтобы обеспечить рост отечественной экономики.

Список литературы

  1. Крутова А. С. Учет в системе электронной коммерции: [монография] / А. С. Крутова. – 2018. – С. 39-45.
  2. Кулик В. А. Учет и налогообложение операций с электронными деньгами / В. А. Кулик // Научный вестник ПУЭТ. – 2019. – № 2. – С. 143-149.
  3. Туржанский В. А. Учет расходов на создание Интернет-магазина и осуществление торговых операций / В. А. Туржанский // Серия "Экономика". - 2019. - № 1 (45). – С. 15-17.