РОБОТИЗИРОВАННАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

ROBOT GEARBOX

Роботизированная коробка переключения передач автомобиля является некой производной от всем известной механической коробки передач.

Механическая коробка требует постоянной концентрации на дороге вкупе с действиями, направленными на нажатие педали сцепления, переключении передачи, плавного отпускания педали. Получается довольно сложный процесс. И с течением времени появляется потребность в более простом аналоге, обеспечивающим комфорт управления автомобилем.

Перед инженерами встает вопрос, каким образом обеспечить автоматизацию. И вот одной из появившихся разновидностей является робот, обеспечивающий автоматический выжим сцепления. В 1980-е годы гоночные инженеры Porshe создают первый рабочий вариант РКПП с двумя сцеплениями [1].

Однодисковая РКПП.

Это механическая коробка передач, к которой подведены два привода, один из которых отвечает за сцепление, другой – за вилки переключения. Привод может быть осуществлен гидравлическим и электрическим способом.

В электрическом приводе основными исполнительными органами являются сервомеханизмы (электродвигатель и механическая передача).

Гидравлический привод осуществляется с помощью гидроцилиндров, которые управляются электромагнитными клапанами. Такой вид привода еще называют электрогидравлическим. В гидравлическом приводе присутствует насос, держащий давление на необходимом уровне и гидроплита – посадочные места для клапанов и пути для масла. Также все роботы оснащаются и противооткатными системами. Анализировать момент переключения передачи помогают датчики из разных систем автомобиля. На основании сигналов датчиков электронный блок управления формирует управляющие воздействия на исполнительные механизмы в соответствии с заложенной программой. В своей работе электронный блок взаимодействует с системой управления двигателем, системой ABS (ESP) [2].

Двухдисковая (преселективная) РКПП.

Условно, это две МКПП, расположенные параллельно, с двумя сцеплениями. Передачи подготавливаются заранее, и в нужный момент одно сцепление разъединяется, а другое – соединяется.

 Преселективная коробка – коробка с предварительным выбором. Компьютер анализирует поведение водителя на дороге и предварительно подготавливает следующее действие, отправляя соответствующие сигналы. Однако существуют погрешности, ошибки в предсказаниях и, как следствие, задержки.

Преимущества РКПП:

  • Надежная конструкция;
  • Хороший уровень ремонтопригодности;
  • Экономия топлива (до 30% в сравнении с другими коробками переключения передач);
  • Меньшая требовательность к системе смазки;
  • Увеличенный ресурс сцепления (до 40% в сравнении с механикой);
  • Повышенный уровень безопасности;
  • Возможность отката к ручному переключению передач.

Недостатки РКПП:

  • Невозможность совершенствования программы с целью увеличения динамики или экономии;
  • Задержки переключения;
  • Быстрый износ сцепления в условиях пробок и на подъемах, при игнорировании переключения на ручное управление;
  • Рывки при переключении передач;
  • Размыкание сцепления при перегреве [3].

Споры инженеров и обычных автолюбителей по поводу оптимальной КПП до сих по продолжаются, ведь не существует идеального варианта, сочетающего надежность, компактность конструкции, необходимую динамику, экономию топлива и масла, и обеспечивающего необходимый уровень экологичности. Однако попытки изобретения продолжаются, и одним из продуктов как раз является РКПП. У нее, безусловно, есть недостатки, однако учитывая научно-технический прогресс, это очень перспективный вариант, который в будущем станет одним из фаворитов в борьбе за звание самой востребованной и актуальной КПП, хотя сейчас такой больше считается вариатор [4].

Список литературы:

  1. Роботизированная коробка переключения передач [электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BA%D0%B0_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%87 (дата обращения 20.12.2019)
  2. Роботизированная коробка передач [электронный ресурс] URL: http://systemsauto.ru/box/robot.html (дата обращения 20.12.2019)
  3. Преимущества и недостатки роботизированной коробки передач [электронный ресурс] URL: http://avto-i-avto.ru/ustrojstvo-avto/robotizirovannaya-korobka-peredach-plyusy-i-minusy.html (дата обращения 20.12.2019)
  4. Роботизированные коробки передач: альтернативный или тупиковый путь развития? [электронный ресурс] URL: https://www.drom.ru/info/misc/28115.html (дата обращения 20.12.2019)