ВЗАИМОСВЯЗЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ И ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

RELATIONSHIP OF ASSESSMENT AND MARKING AND FORMATION OF SELF-EVALUATION OF YOUNGER SCHOOLBOARD

Одной из актуальных проблем развития детей младшего школьного возраста является формирование самооценки. Одной из задач современной школы является развитие самостоятельной личности, обладающей активной жизненной позицией. А.И. Липкина, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович отмечают важность данной проблемы. Они раскрывают отношение школьников к оценке учителя, описывают переживания ребенка, предписывают учитывать мотивы детей для педагогической оценки их действий. Начало учебной деятельности становится фактором появления и развития самооценки. Огромная роль в становлении самооценки младшего школьника принадлежит отношению учителя к ребенку [4; 1; 2].

Самооценка − это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, поступков, умственных способностей, своих физических сил, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Самооценка начинает формироваться еще в раннем детстве на базе оценок окружающих и результатов собственной деятельности ребенка, соотношении реального и идеального  представлений о себе, и  становится  важным показателем развития личности. Младший школьный возраст − сензитивный период для становления самооценки, поэтому от отношения окружающих к ребенку зависит его восприятие  самого себя, его активность в коллективной работе, самовоспитание.  Самооценка имеет тенденцию меняться в зависимости от успехов человека, возрастных особенностей. Одним из факторов, влияющих на самооценку ребенка в младшем школьном возрасте, считается оценка учителя. Деятельность учителя по оцениванию работы ученика обычно выражается в вербальной  форме или в виде  отметки в журнале. Обычно оценка выражается в виде развернутого оценочного суждения. Предъявляемые требования к оценке должны способствовать развитию ребенка, а также тенденциям современного гуманистического образования. Еще одним фактором, влияющим на становление самооценки младшего школьника является учение, именно поэтому учителю следует знать и учитывать особенности психики и самооценки, осуществляя дифференцированный и индивидуальный подход в процессе обучения. Цифровым (бальным) выражением знаний  учащихся является отметка. Она ставится на основе разработанных критериев  и требований общества и фиксируется в официальном документе.  Так, обе формы оценивания являются важными, помогают учителю рассмотреть сложившуюся ситуацию, выявить тех, у кого возникают трудности в обучении.

Школьники, основываясь на отметке  учителя, самостоятельно делят себя и своих товарищей на «двоечников», «троечников», «хорошистов» и «отличников», наделяя соответствующими качествами каждую группу. В начале процесса обучения оценка определяет социальный статус ученика и является оценкой личности в целом. У «отличников» и средних учеников, как правило, формируется завышенная самооценка. А низкие отметки  и постоянные неудачи неуспевающих учеников способствуют снижению их самооценки, уверенности в себе и своих возможностей [3]. Такие дети часто ощущают свою неполноценность и некомпетентность.

           Липкина А.И., изучая самооценку школьников младшего школьного возраста, выявила следующую тенденцию. Первоначально ученики не соглашаются с позицией отстающих, которая закрепляется за ними в первом-втором классах. Поэтому, если предложить детям  поставить отметку своей работе, то большая часть оценит свое задание  более высоким баллом, чем оно того заслуживает. При этом они в большей степени ориентируются не на достигнутое, а на желаемое. Постепенно нереализованная потребность выйти из числа отстающих и приобрести более высокий статус   снижается. К четвертому классу число детей, отстающих в учебе и считающих себя слабее, значительно возрастает. Завышенная в начале обучения самооценка резко снижается. У детей с низкой самооценкой начинает возникать чувство неполноценности и иногда безнадежности.  Даже тех детей, которые добиваются успехов в других областях, компенсируя свою низкую успеваемость, не покидает чувство определенной неполноценности, ущербности и позиции отстающего [4].

Учителю с самого начала обучения необходимо уделять особое внимание процессу оценивания.  Поэтому в первом классе, согласно «Гигиеническим требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10» требуют осуществлять оценивание без применения баллов. В образовательном процессе у школьников происходит постепенное возрастание критичности и требовательности к себе. В первом классе ребенок преимущественно оценивает свои успехи в учебной деятельности, связывая неудачи с объективными обстоятельствами. Во втором, в особенности, в третьем классе учащиеся относятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи в учении.

В последние годы идет постепенное внедрение безотметочной системы обучения в начальной школе. В её основе лежит принцип свободного развития ребенка, без стресса и страха, с уважением к личности ребенка. Особенность оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика предшествует оценке учителя. Самооценка ученика  складывается из оценок своей работы по целому ряду критериев, т.е. дифференцируется.  Только в таком случае ребенок будет видеть свою работу как сумму умений, имеющих свои критерии оценивания.

С целью выяснения роли оценки и отметки в формировании самооценки младших школьников были проведены исследования. Для диагностики оценки учителя были использованы отметки детей по всем предметам. В проведении исследования   приняли участие 23 ученика 4 класса. Из 23 учеников 12 человек− дети, которые учатся на «4» и «5», 10 учеников с отметкой «3» и один неуспевающий ученик. Среди «хорошистов» 33% обладают завышенной  самооценкой, у 50% наблюдается адекватная самооценка, остальные 17% с заниженным  уровнем самооценки. Среди «троечников» преобладают дети с адекватной самооценкой− 60%, завышенный  уровень самооценки выявлен у 20% учеников, такой же процент учащихся показали низкий уровень самооценки. У единственного неуспевающего ученика был выявлен завышенный  уровень самооценки.  Согласно полученным результатам, 52% учащихся класса обладают адекватной самооценкой, 26% − дети с завышенной самооценкой, а заниженная самооценка обнаружена у 22% учащихся класса. Можно сделать вывод, что дети, имеющие отметки только «хорошо» и «отлично» обладают завышенной  и адекватной самооценкой. Большинство учеников, которые учатся на удовлетворительно обладают адекватной  самооценкой. Наличие у неуспевающего ученика высокой самооценки может говорить о возможности этого показателя как компенсаторного механизма. Полученные результаты исследования позволили определить наличие взаимосвязи успеваемости с самооценкой методом статистического анализа Ч. Спирмена. Результаты расчетов показали, что между отметками учеников и их самооценкой существует прямая, умеренная связь. Это говорит о том, что с увеличением уровня успеваемости учащихся, повышается и уровень их самооценки.

Таким образом, можно утверждать, что оценка и отметка несомненно взаимосвязаны с самооценкой учащихся.  Продуманность оценивания учителем своих учеников лежит в основе формирования у них адекватной самооценки. Именно поэтому не следует хвалить хороших учеников слишком часто, в большей степени оказывать помощь слабоуспевающим ученикам, поощряя их трудолюбие и малейшее продвижение вперед.

 

Литература

  1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.СПб.: Питер, 2008. 398 с.
  3. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. М.: Эксмо, 2009.176с.
  4. Липкина А. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1968. 141с.