СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ

MODERN ENTERPRISE INVENTORY MANAGEMENT CONCEPT

Управление цепочками поставок – это управление всем производственным путём товара или услуги - от сырья до доставки конечного продукта потребителю.

Эффективное управление цепочками поставок минимизирует денежные и временные затраты в производственном цикле. Промышленный стандарт превратился в правильно работающую цепочку поставок, где розничные продажи автоматически сигнализируют производителям о пополнении заказов. После этого розничные полки можно пополнять почти так же быстро, как и продукт. Одним из способов дальнейшего улучшения этого процесса является анализ данных от партнеров по цепочке поставок, чтобы увидеть, где можно сделать дальнейшие улучшения.

В современной концепции ярко выражена важность изучения спроса потребителей. Для этого важно знать основные этапы коммерческих операций по изучению и прогнозированию спроса, обработке собранной статистики при различных условиях волатильности и наличии тренда и/или сезона. Исходя из этого строятся специфические модели математического моделирования в различных ситуациях.

Разработанные модели используются в интеллектуальных информационных системах прогнозирования спроса и оптимизации запасов.

Информационные системы управления запасами внедряются во всех крупных западных и российских компаниях. Это обусловлено, в первую очередь, большей точностью расчётов, предоставленных программой, по сравнению с расчётами, произведенными вручную или с опорой на опыт и экспертизу сотрудников. Современные программы используют технологии Big Data и искусственного интеллекта для более высокой точности расчёта.

Большинство автоматизированных систем управления и оптимизации товарных запасов торговых предприятий ориентированы на малые и средние торговые предприятия, однако есть несколько международных компаний, предоставляющих такие услуги и для крупных компаний. Они позволяют высвобождать денежные средства в размере 20–30 % от объема запасов и увеличивать уровень удовлетворенного спроса на 5–7 %. Это достигается за счёт точного прогнозирования товарного запаса, исходя из оптимального уровня сервиса для каждой товарной позиции.

Необходимо обратить внимание на риски применения информационных систем прогнозирования и управления запасами, такие как возможность сбоев системы, прекращение поддержки программы, некорректная передача программой входящих и исходящих данных.

Можно выделить 10 шагов по анализу и улучшению стратегии управления запасами.

Шаг 1: Определение участков, где спрос и предложение не синхронизируются.

Проанализируйте, в какие периоды ваш товарный запас, как избыточный, так и дефицитный, не соответствовал спросу. Это укажет вам на ошибки. Выявив эти ошибки, вы сможете лучше подготовиться к улучшению управления запасами в бизнесе.

Шаг 2: Изучение тенденций спроса и потребительских расходов на рынке.

Взгляните на последние несколько лет предыдущей статистики своего предприятия розничной торговли, чтобы отследить периоды, когда спрос достиг максимума или, наоборот, когда наблюдался значительный спад. Таким образом, вы можете прогнозировать спрос на предстоящие сезоны. Обязательно отслеживайте текущие тенденции среди потребителей, включая их покупательское поведение, а также любые потребности и желания, которые они могут проявлять. Комбинация этих двух способов покажет, как вам необходимо действовать.

Шаг 3: Оценка запасов и затрат на поставку

Примите во внимание многочисленные расходы, связанные с цепочкой поставок, такие как фрахт, объем скидки и расходы на складирование. Проанализируйте, как это может повлиять на вашу текущую систему инвентаризации, и как разумное удаление отходов может помочь снизить эти затраты. Обсудите с партнерами в вашей цепочке поставок, можете ли вы пересмотреть любые из этих расходов с новыми соглашениями с поставщиками и логистикой.

Шаг 4: Автоматизируйте все процессы, которые возможно автоматизировать

Если в вашей системе управления запасами остались какие-либо ручные процессы, то стоит их автоматизировать. Даже если вы - владелец малого бизнеса, существует множество онлайн-инструментов, которые вы можете использовать, чтобы максимально сгладить свои процессы. Автоматизация вещей, о которых раньше заботились ваши сотрудники, помогает снизить количество ошибок, которые могут серьезно повлиять на вашу производительность в долгосрочной перспективе.

Шаг 5: Оцените эффективность работы поставщика

Поддержание прочных рабочих отношений с поставщиками является обязательным условием. Если вы улучшили все на своей стороне, но при этом ваши поставщики не соответствуют вашим стандартам, это обязательно повредит цепочке поставок. Обязательно предоставьте обратную связь поставщикам, если вы понимаете, что они могут усовершенствовать определённые процессы. Если они не желают оптимизировать внутренние процессы, рассмотрите возможность работы с новыми поставщиками, которые в большей степени соответствуют вашим лучшим практикам.

Шаг 6: Классифицируйте свои запасы

Используя программное обеспечение для управления запасами, можно создавать разные уровни среди ваших продуктов, которые соответствуют различным периодам спроса на конкретные виды товаров (ABC и XYZ анализ). Это также позволяет вам классифицировать ваш инвентарь по типу клиента, получаемой прибыли и общей стоимости запаса. Настройка системы таким способом создает возможность удовлетворения различных типов спроса при минимизации затрат.

Шаг 7: Установите цели категории

Чтобы выполнить шаг, описанный выше, необходимо создание целей для каждой категории, исполнение которых вы затем сможете отслеживать и оценивать. Это также помогает выявить дальнейшие проблемы, которые не были выявлены на предыдущих этапах.

Шаг 8: Расставить приоритеты в необходимых изменениях

Несмотря на то, что изменения в сторону повышения качества работы требуют много внимания со стороны менеджмента, нельзя забывать о текущих потребностях. На этом этапе вам необходимо принять исполнительное решение: какие вещи нужно немедленно исправить, что потребует более длительного рассмотрения, и что может подождать.

Шаг 9: Спросите стороннее мнение

Иногда, запросить мнение третьего лица, имеющего отношение к бизнесу может помочь прояснить проблемы с вашим управлением запасами. Подумайте о привлечении консультанта, который специализируется на оценке этих типов систем, и сможет предоставить вам некоторые советы. Они также имеют опыт работы с информацией информации с помощью новейших технологиях, который может быть адаптирован к конкретным потребностям, решать видимые проблемы, соответствовать вашей стратегии роста и соответствовать вашему бюджету.

Шаг 10. Создание политики управления запасами.

Внесенные изменения должны стать основой для формальной политики управления запасами, с помощью которой можно определить ответственность, определить меры по сбалансированию затрат и запасов.

Как итог, ваша система управления запасом будет полностью соответствовать ситуации на рынке. Основные преимущества управления запасами: увеличение производительности и эффективности, лучшая организация, оптимизация рабочего времени и рентабельности деятельности предприятия, повышение точности прогнозирования и соответствия запросам клиента, что, в свою очередь, увеличивает поток клиентов.

 

Использованные источники:

  1. Sterligova A. N. Upravlenie zapasami v cepjah postavok: Uchebnik. M. : INFRA-M, 2018
  2. Kaunova N. L., Naumenko E. P., Jurkova I. B. Podhody k izucheniju sprosa potrebitelej i opredeleniju potrebnostej v tovarah. – 2015 g.
  3. A step-by-step guide for better stock management [Jelektronnyj resurs] — 2019. — Rezhim dostupa: https://www.gazprom-energy.co.uk/blog/a-step-by-step-guide-for-better-stock-management/