ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (СУБЪЕКТИВНО-ГНОСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

STUDY OF THE ATTITUDE OF UNIVERSITY STUDENTS TO TEACHERS PHYSICAL EDUCATION (SUBJECTIVE-GNOSTIC ASPECT)

Проблема отношения студентов к преподавателям вуза весьма актуальна, так как она по своей сути лонгитюдна, связана с необходимостью профессиональной рефлексии и учётом мнения обучающихся о качестве учебно-воспитательного процесса. Как воспринимается педагог по физическому воспитанию сознанием студента? Поиску ответа на сей вопрос были посвящены разные научные работы: от тезисов до диссертаций [2, 4]. Понятно, что окончательного ответа быть не может в силу непрерывного развития предмета исследования. Поэтому такие социологические поиски необходимо время от времени повторять, чтобы получать относительно оперативные данные и вносить соответствующие изменения в модели взаимодействия преподавателей и студентов.

Достаточно часто можно услышать в образовательной среде вуза о важности темы «Педагог глазами студента». Аналогичное название имеют некоторые опросники, позволяющие наладить «обратную связь» в системе «педагог-студент».

Нами было проведено анкетирование студентов (n=206) на основе методики исследования отношений в физической культуре (ФК) и спорте Ю. Л. Ханина и А. В. Стамбулова [3, с. 350].

В анкете предлагалось ознакомиться с суждениями, которые выражали возможное отношение студента к профессиональным качествам преподавателя физического воспитания (ФВ). Если суждение соответствовало мнению респондента, он отмечал ответ «да», а в случае несоответствия – «нет».

Семантика суждений соответствовала трём основным личностно-структурным компонентам: гностическому, эмоциональному и поведенческому. Из 24 суждений анкеты 8 утверждений отражало гностический компонент личности преподавателя. Одно из суждений анкеты выражало умение правильно оценивать перспективы морфофункционального совершенствования занимающихся ФК. Такое умение или навык относится к функции прогнозирования в управлении учебно-воспитательным процессом. Предопределить перспективный уровень развития физических способностей и других достижений студентов к периоду аттестации очень важно. Исходная информация, полученная на основе начального педагогического контроля, создаёт своеобразный фундамент для корректного планирования методов и средств ФВ, регулирования нагрузки. Например, знание индивидуальных темпов прироста двигательных способностей может быть полезным и для преподавателя ФК и для студента. Расчёт данного показателя синхронизирует и оптимизирует взаимодействия субъекта и объекта педагогического процесса. С утверждением того, что преподаватель физического воспитания умеет достаточно точно предсказать результаты своих учеников, согласились 61,2 % респондентов.  

Если преподаватель ФВ целенаправленно подводит студентов к сдаче контрольных нормативов, это характеризует его как специалиста, чётко представляющего планируемые результаты по временным критериям и необходимый для этого методический арсенал.  Способность к такому подходу в физическом воспитании студентов оценивалась респондентами по суждению о том, что в учебно-тренировочном процессе осуществляется умелое подведение занимающихся к состязаниям в форме выполнения ими контрольных упражнений (тестирование двигательной подготовленности). В этом отношении очень важным является понимание специалистом по физической культуре принципов систематичности и постепенности. Необходимо верно планировать контрольные точки и адекватную им структуру применяемых средств. В совокупности с постепенным повышением нагрузки, методически правильная подготовка студентов к тестовой проверке оптимизирует решение комплекса поставленных задач в формировании физической культуры личности (ФКЛ). Большинство студентов (81,1 %) считают, что преподаватели ФК владеют данной профессиональной компетенцией.

При тщательном планировании учебной нагрузки для разностороннего и гармоничного развития студентов на занятии ФК нельзя не учитывать их индивидуальные особенности. К основным индивидуальным компонентам ФКЛ можно отнести такие виды подготовленности, как физическая, техническая, тактическая, нравственно-волевая, эмоционально-чувственная, потребностно-мотивационная,  теоретическая. У каждого студента эти показатели будут различны, что необходимо учитывать в процессе реализации индивидуального подхода.

Если рассматривать структуру каждого отдельного вида подготовленности, то становится очевидным, насколько сложна задача реализации принципа индивидуализации. К примеру, чтобы эффективно воздействовать на потребностную сферу личности, полезным будет усвоить научно разработанные теоретические положения о формировании различных уровней потребности [4]. Говоря о физической подготовленности и её силовом компоненте, как основе двигательных возможностей индивидуума, многое можно узнать из отдельных трудов автора статьи [1]. Таки образом, возможность управлять достаточно многообразным индивидуальным миром физической культуры личности является важнейшим и сложным профессиональным умением. Это умение свойственно преподавателям ФК по мнению 57,8 % опрошенных студентов. С суждением «Преподаватель, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей» большинство не согласилось, но 26,7 % считают, что суждение соответствует действительности. Утверждение «Преподаватель хорошо знает мои сильные и слабые стороны» вызвало согласие только у 44,2 % студентов.

Из общего количества респондентов 76,7 % не сомневаются в правильности и необходимости методов и средств, которые применяет преподаватель.

К утверждению о том, что преподаватель ФК всегда может дать разумный совет по оптимизации занятий физическими упражнениями, положительно отнеслись 86,9 % респондентов. Показатель достаточно высокий, что может быть связано как с субъективным восприятием студентов уверенного в своём профессионализме преподавателя, так и с возможностью объективно высокого когнитивного уровня педагога.

Как минимум, в рамках преподавания своей дисциплины педагог по ФК обязан в совершенстве владеть учебным материалом, а за границами науки о физической культуре – стремиться обладать исчерпывающими знаниями о человеке. Следует понимать, что советы могут иметь разнополярные следствия. В естественный процесс физического развития профессионально внедрять теоретические и практические ценности физического воспитания обязан уметь каждый преподаватель ФК. От его советов, мнений, знаний, убеждений может зависеть психофизическое благополучие студента, состояние здоровья, качество жизни молодого человека.

В отношениях специалиста по физической культуре и его учеников недопустима деятельность по словесной формуле «не быть, а казаться». Эффект педагогического «выгорания», снижение желания работать в соответствии с должностными обязанностями и общепринятыми человеческими ценностями, другие явления профессиональной стагнации – могут привести к необратимым потерям. В этом контексте, авторитет преподавателя обязывает его строго придерживаться принципа оздоровительной направленности в различных формах физического воспитания, в том числе и в спорте.

Одним из показателей качества преподавания учебной дисциплины является творческое разнообразие методов и средств, составляющих содержание занятий. Эффект новизны вызывает положительный эмоциональный фон, интерес и мотивацию в решении поставленных педагогом задач. Нешаблонное планирование учебно-тренировочных, методико-практических и лекционных занятий говорит о владении преподавателем физического воспитания большим теоретико-методическим багажом. Можно предполагать, что к таким преподавателям студенты идут заниматься физической культурой с большим желанием и выполняют запланированный объём нагрузки более осознанно и активно. Чтобы выявить, как студенты оценивают творческий компонент преподавания, в анкете был предусмотрен тезис «Преподаватель в основном проводит занятия по шаблону». Мнения разделились в следующем соотношении: 46,3 % согласились с соответствием суждения преподавательскому стилю работы и, соответственно, 53,7 % считают, что шаблонный стиль не присущ деятельности педагога. Такое сопоставление мнений вызывает мысль о недостаточной реализации принципа содействия всестороннему и гармоническому развитию личности.

В целом результаты анкетирования говорят о положительном отношении студентов к гностическому компоненту профессиональных компетенций преподавателей физического воспитания (табл. 1).

Таблица 1.

Мнения студентов (n=206) по критериям гностического компонента профессионализма преподавателей физического воспитания

Суждения

Ответы

студентов

Да

Нет

Преподаватель умеет точно предсказать результаты своих учеников

61,2 %

38,8 %

Преподаватель умело подводит меня к контрольным испытаниям

81,1 %

18,9 %

Преподаватель тщательно планирует содержание занятий со мной

57,8 %

42,2 %

Преподаватель, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей

26,7 %

73,3 %

Преподаватель хорошо знает мои сильные и слабые стороны

44,2 %

55,8 %

У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применяет преподаватель

76,7 %

23,3 %

Преподаватель всегда может дать разумный совет по вопросам физической подготовки

86,9 %

13,1 %

Преподаватель в основном проводит занятия по шаблону

46,3 %

53,7 %

 

Однако, при этом есть привлекающие внимание данные респондентов, указывающие на недостаточно реализуемые важные качества субъектов педагогической деятельности: способность прогнозировать результаты студентов в ФВ; умение адекватно соотносить нагрузку и сроки достижения запланированного результата ФВ; умение осуществлять индивидуальный подход к студентам; способность творчески подходить к планированию учебно-воспитательного процесса.

 

Список литературы:

  1. Бодюков Е. В. Физическое воспитание в форме атлетической гимнастики / Е. В. Бодюков, В. В. Юров. – Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2015. – 180 с.
  2. Дягилева Ж. В. Формирование взаимоотношений «педагог-студент» на основе социально-педагогической диагностики образовательной среды УСПО: дис. канд. пед. наук / Ж. В. Дягилева. – М., 2006. – 191 с.
  3. Ильин Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 352 с.
  4. Сырова Н. В. Проблемы формирования культуры взаимоотношений педагогов и студентов в вузе / Н. В. Сырова, О. В. Серова // Молодой ученый. – 2015. – №11. – С. 1486-1490. – URL https://moluch.ru/archive/91/19615/
  5. Шеенко Е. И. Формирование потребности в физической культуре студентов педагогических ссузов (на основе модульно-рейтинговой системы оценки качества учебной деятельности): дис. канд. пед. наук / Е. И. Шеенко. – Барнаул, 2008. – 196 с.