КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК СТЕРЖНЕВЫЕ РЫНОЧНЫЕ КАТЕГОРИИ

COMPETITION AND COMPETITIVENESS AS STEM MARKET CATEGORIES

 Как известно, развитие рыночных отношений неразрывно связано с борьбой товаропроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта товаров с целью получения максимальной прибыли. В научной литературе и обыденном общении подобное столкновение интересов получило название конкуренция.  

Термин «конкуренция» находится в  фундаменте именно такой экономической группы терминов,  как «конкурентоспособность».   

  Конкуренция - это противостояние в экономике независимых производителей товаров за часть рынка. Конкуренция - важный элемент механизма рынка, созданного для управления спроса и предложения продукции, это является формой социально-экономических связей и сотрудничество рыночных личностей хозяйствования в процедуре изготовления, предложения труда и материальных ценностей, купли и реализации продукции. Первоначальными средствами конкуренции это - стоимость и характеристика продукции, отношение стоимости и характеристики, обслуживание, репутация, товарный знак фирмы.

           Необходимо отличать конкурентоспособность товара и человека.       Конкурентоспособность товара создается при работе определенного субъекта экономики, реализуемый, при помощи осуществления управленческие, организационные, изготовление и продажи опций. Возможность этого экономического товара хозяйствования соперничать, выигрывать в конкурентном, противостоянии в его конкурентном различии, дающий товару очень хорошие вероятности, чтобы сохранить существующие и вовлечении новых покупателей и завоевании новых рынков сбыта, характеризует конкурентоспособность товара и компании.

     Конкурентоспособность – это категория в экономике, которая проявляет функциональный итог пользования многих причин деяний конкуренции на разных этапах и частях рынка.

    Понятие «конкурентоспособность» анализировано в разных трудах многих российских и заграничных учёных [1, 2, 6].  Из этого названия выходит, что конкурентоспособность – это прежде всего умение соперничать. Конкретизирование этого понятия раскрывает специфику предмета конкурентоспособности, задачи и размер оценивания, и дает возможность получить ответ вот на какие вопросы:

- с кем (чем) конкурировать?

- по каким критериям и показателям?

- на каком уровне конкурировать?

  Решение на первого, вышеизложенного вопроса. Он лежит в основе, ведь указывает на предмет оценивания конкурентоспособности, на то, что подлежит оценке. Решение оставшихся вопросов учитывают характеристики предмета и помогают увидеть, где и каким способом реализуется умение товара конкурировать с остальными. Поэтому, конкурентоспособность как понятие не подлежит рассмотрению вне связи с объектом. Предметом оценивания могут быть продукция, компания, сферы, регионы и государства.

Под конкурентоспособностью региона следует понимать его способность обеспечить высокий уровень жизни населения и дохода собственникам капитала, а также эффективно использовать имеющийся в регионе экономический потенциал при производстве товаров и услуг. Что касается конкурентоспособности предприятия, то опять же, единого определения данного термина еще не выработано [3, 4, 6, 7].  Одним из наиболее удачных определений, на наш взгляд, является определение Яшевой Г.А., где под конкурентоспособностью предприятия понимается экономическая категория, которая характеризует  способность производить конкурентоспособную продукцию  при лучшем, чем у конкурентов, использовании своего потенциала [8, С. 20]. Посмотрим, на специфику трактовки конкурентоспособности на различных этапах:

- конкурентоспособность государства;

- конкурентоспособность региона (отрасли);

- конкурентоспособность фирмы;

- конкурентоспособность продукции.

  Между терминами конкурентоспособности  на разных этапах, есть очень тесная зависимость внутри и извне.  На конкурентоспособность страны и отрасли в итоговом результате влияют характеристики определенных производителей товаров, их возможность изготовлять конкурентоспособную продукцию.  Хотя, производство конкурентоспособных товаров также может реализовываться в условиях, которые созданы для производителей товаров в отрасли и в целом в государстве.

В самом общем виде страновую конкурентоспособность можно определить как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан.

Конкурентоспособность продукции определяет во многом конкурентоспособность  и самой компании, его финансово-экономическое  положение и престиж. Это допустимо  тогда и только тогда, когда в структуре проданных товаров на часть конкурентоспособной продукции приходится большая выручка и ощутимая доля прибыли.

   В своей работе «Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление», Фатхутдинов Р. А. определил конкурентоспособность каждого из этапов как внешние причины конкурентных достоинств продукции. То есть, с его очки зрения, с возрастанием конкурентоспособности на уровне государства, сферы, региона, предприятия, изготовленная продукция, повышаются все интегральные и частные коэффициенты конкурентоспособности продукции [7, С. 51].

     Следует считать, что все этапы конкурентоспособности обладают двусторонними связями. Имеется в виду, что конкурентоспособность предметов любого из нижестоящей ступени выступает причиной конкурентоспособности объектов, которые находятся на  более высоких уровнях.

 Своеобразным синтетическим коэффициентом, объединяющим конкурентоспособность продукции, производителя товара, отраслевую конкурентоспособность и характеризует позицию государства на глобальном рынке, выступает коэффициент конкурентоспособности государств.

 В общем типе конкурентоспособность государств можно обозначить как умение и способность государства в условиях требований независимой конкуренции изготавливать продукцию и услуги, которые удовлетворяют правилам глобального рынка, их продажа  увеличивает материальное положение государства и социума в целом.

Как известно, свое понятие конкурентоспособности государства вводят в своих теориях многие ученые. Собственно, государственная конкурентоспособность, с их позиции, определяет признание или провал в определённых сферах изготовления и то место, какое государство имеет в структуре всемирного хозяйства. Государственная конкурентоспособность определяется умением промышленности всегда совершенствоваться и изготавливать инновации.

Разница в экономике государств, в их культуре, жителей, инфраструктуре, регулирование, государственных ценностях и даже в истории – все данные существенные параметры воздействует на конкурентоспособность государственных фирм. Например, М. Портер показал, что, невзирая на все увеличивающаяся значимость глобализации, государственная конкурентоспособность определяется совокупностью причин, зависящих от определенных локальных требований.

     В свою очередь, конкурентное преимущество государства на мировом рынке определяется в целом, некоторым комплексом терминов, т.н., «национальным ромбом», как его именует автор. Ромб содержит в себе четыре составляющие:

- факторные требования, именно те определённых факторов (к примеру, квалифицированная рабочие или инфраструктура), они понадобятся для удачной конкуренции в этой сфере;

- требование спроса, на внутреннем рынке спрос на товары или услуги, которые предлагают данной сфере;

- родственные и поддерживающие сферы, т. е. присутствие или дефицит в государстве родственных и поддерживающих сфер, конкурентоспособных на глобальном рынке;

- план компании, ее состав и соперники, то есть какие в государстве требования, они определяют главные процедуру формирования руководства компании, и какие основные черты конкуренции на рынке внутри страны [5].  Есть еще два вспомогательных параметра, которые в большей степени влияют на положение в государстве: это случайные события, именно те, которые в управлении компании нельзя контролировать и политика государства.

  Если рассматривать конкурентоспособность на уровне региона, нужно заметить, что актуальные представления об экономической идее по-разному излагают термин региональной конкурентоспособности. Некоторые ученые, предлагают отказаться от применения этого термина, опираясь на то, что основная задача экономической политики региона – позволить людям высокий уровень жизни. Возможность региона совершить это зависит не от какого-либо термина «конкурентоспособность», а от того, насколько эффективно используются государственные ресурсы природы, также труд и материальные ценности. Может быть, это и так на самом деле, но интегрирует эти и иные достоинства региона именно термин конкурентоспособности.

Первостепенное значение возможность фирмы быстро и адекватно реагировать на перемены в поведении клиентов, их вкусов и приоритетов. Выход на рынок с конкурентоспособной продукции – только первоначальный период в работе фирмы по осваиванию рынка и фиксированию там. Дальше идёт огромная, усердная, а самое важное – систематическая работа, чтобы управлять конкурентоспособностью товаров. Конкурентоспособность товаров лежит в фундаменте, на этапах конкурентоспособности рассмотренных позднее, это главный реквизит экономики и затрагивает целиком производителей товаров.

Таким образом, по нашему мнению, при определении термина конкурентоспособности товара, кроме покупательских и стоимостных параметров, также нужно отмечать и качественные параметры.   На наш взгляд, конкурентоспособность продукции – это комплексная многоаспектная характеристика, отражающая способность продукции в течение периода её производства соответствовать по качеству требованиям конкретного рынка (рынков), адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при её реализации. 

Список литературы

  1. Аллагулов Р.Х., Брялина Г.И., Габитов И.М., Еникеев Д.Д., Ишмухаметов Н.С., Кашаев Н.Х., Кильдибекова З.Р., Кузяшев А.Н., Полянская И.К., Сибагатуллина С.Р., Сингизова Н.Б. Экономика в 2-х томах. Том 1. Учебное пособие / Уфа, 2006. – 160 с.
  2. Гумеров Э.А., Кузяшев А.Н. Криптовалюта как элемент распределенной экономики / Междисциплинарный подход к исследованию экономики // материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию кафедры общей экономической теории БашГУ: в 3 частях. 2017. С. 25-28.
  3. Гумеров Э.А., Кузяшев А.Н. Некоторые аспекты дефляции как системного процесса современной мировой экономики //  Вестник ВЭГУ. 2015. № 2 (76). С. 14-20.
  4. Гумеров Э.А., Кузяшев А.Н., Шаяхметов И.Ф. Криптовалюта - новая парадигма мировой экономической системы // Экономика и управление: научно-практический журнал. Уфа. 2018. № 4 (142). С.104-108.
  5. Клочко О.А. Электронная торговля и ромб Портера: работает ли теория в отраслях, возникших после ее создания? - [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnaya-torgovlya-i-romb-portera-rabotaet-li-teoriya-v-otraslyah-voznikshih-posle-ee-sozdaniya – (Дата обращения: 21.12.2019 г.)
  6. Кузяшев А.Н. Экономика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по неэкономическим специальностям /
    А.Н. Кузяшев ; Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия. (Академия ВЭГУ). – Уфа, 2011. – 360 с.  
  7. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. Серия “Высшее образование” – М.: ИНФРА – М, 2000. – 312 с.
  8. Яшева Г.А. Как оценить конкурентоспособность товара // Маркетинговое образование. – 2004. - №1. – С.20 – 25.