ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Во все времена образование было базисной сферой развития общества.

Одними из актуальных проблем образования являются: проблема качества образования, проблема подготовки молодёжи к профессиональной деятельности, самореализации личности в современном обществе. Эти проблемы определяют пути развития страны, её место в современной цивилизации и культуре.

В настоящее время к выпускникам школ и специалистам предъявляются достаточно высокие требования. Многие проблемы, стоящие перед современным человеком, невозможно решить только лишь накоплением знаний и навыков. На данный момент востребованным является человек самостоятельный и инициативный, гибко мыслящий и легко адаптирующийся к изменяющимся условиям, способный развиваться, учиться, делать выбор и обосновывать его, а также самосовершенствующийся и творчески относящийся к любому делу. В век науки и высокотехнологичных производств требования к уровню технологической подготовки школьников значительно растут. Можно сказать, что ориентирование школьников только на усвоение технологических знаний нельзя расценивать как залог их успешной будущей профессиональной деятельности. Так, разработка перспектив в системе технологического образования – это одна из важнейших задач совершенствования образования в России. Для становления инновационной системы технологического обучения необходимы существенные изменения в педагогической теории в целом и в практике учебного процесса. Должна произойти смена модели образования: несомненно, необходимо сменить авторитарную систему образования на личностно-ориентированное, в котором учитель играет второстепенную роль, а личность ученика стоит в центре внимания, тем самым изменится содержание образования. Таким образом, ведущей деятельностью ученика становится познавательная деятельность, а преподавание отходит на второй план. Чтобы качество знаний не снижалось, необходимо сохранять целостность познавательной деятельности.

Однако все равно большая часть существующих технологий обучения сопряжено с деятельностью учителя, то есть с преподаванием. Технологии предназначены для того, чтобы сделать процесс обучения и воспитания, учения и преподавания наиболее управляемым. В совершенствовании педагогического процесса большие трудности у учителей вызывает как отбор необходимых технологий, так и их усвоение и применение. Недостаточная проработка технологий теоретически и научно, анализ общих черт, различий, особенностей, а также отсутствие согласования всех компонентов педагогического процесса могут являться причинами этих трудностей. Очень важно, чтобы были верно соотнесены цели, задачи, результаты; содержание, формы, методы работы; средства обучения и воспитания.

Необходимым условием для появления положительных результатов является точное понимание образовательных технологий и условий их использования, понимание, насколько различные учебные предметы могут помочь в решении проблемы технологического образования школьников, а также выяснить для себя, как осуществлять процесс технологизации обучения и какова роль учителя в этом процессе.

Особой структурной единицей в технологизации педагогических процессов являются знания, умения и навыки, которые учащиеся получают в процессе изучения образовательной области «Технология». Обучение технологии принципиально отличается от традиционного трудового обучения тем, что от учащихся требуется владение организацией практической деятельности на примере доступных для изучения базовых технологий для преобразования энергии, материалов, информации методом проектной деятельности (разработать идею и реализовать ее).

В учебном плане присутствуют вариативные и инвариантные части посредством которых осуществляется технологическое образование школьников. Для повышения уровня профессиональной подготовки, разрабатываются и вводятся различные курсы технологической подготовки по профилям, которые очень интересуют ребят и способствуют их самостоятельности и осознанности в жизненном и профессиональном самоопределении.

Но с момента внедрения образовательной области «Технология» появилось несколько заметных различий в методических и концептуальных трактовках её предметного содержания. Часто, в бюджетных образовательных учреждениях нашей страны обучение материальным технологиям часто сводится лишь к информационным компьютерным технологиям. Таким образом, для школьников 10-15 лет реальный мир созидательной деятельности подменяется экранным, виртуальным.

Несправедливо, что, в основном, в старших классах полной средней школы на смену предмета «Технология» приходит углубленное изучение курсов по физике, математике, биологии, химии и других предметов.

Качество становления образовательной области «Технология» и подготовка школьников к трудовой деятельности в основном базируются на квалификации педагогических кадров. Стоит отметить, что на практике переход от трудового обучения к технологическому посредством внедрения метода проектов идёт довольно медленно. Учителя часто говорят о широком применении этого метода в своей практике преподавания, но, в действительности, речь идёт просто о групповой работе или каком-либо мероприятии. Очень актуальной является проблема низкого уровня компетентности преподавателя в применении методов научного познания, являющихся универсальными в своей профессиональной деятельности, такие как: конструирование, моделирование, интегрирование, системный анализ, проектирование, трансформация известного в новое, эксперимент и другие. Владение методикой рационального планирования процесса учебного проектирования, а также способность проведения уроков учебного проектирования слабо проявляются в учителях технологии.

Таким образом, есть основание утверждать, что перед педагогической наукой и практикой встаёт проблема реального осмысления сущности профессиональной психолого-педагогической компетентности педагога в условиях проективной парадигмы образования, нового понимания функций, содержания и процедур управления становлением проективно - технологической компетентности учителя технологии через систему повышения квалификации.

Одной из актуальных задач в технологическом образовании школьников остаётся недостаток учебных ситуаций, задач, заданий, которые отражают все особенности содержания обучения школьников на уроках технологии. Такие задания могли бы помочь ученикам в приобретении опыта преобразовательной деятельности в процессе создания материального продукта. Подобные задачи и задания учителя вынуждены придумывать самостоятельно. К сожалению, это не всегда может обеспечить целостность преобразовательной деятельности школьника, интегрирующей проектной и трудовых технологических умений. Проектно-технологические ситуации должны определять систему задач, при решении которых у школьников будет складываться полноценный и доступный им опыт преобразовательной деятельности в соответствии с их возрастными особенностями и требованиями учебных программ по технологии.

Значительные трудности имеются в обеспечении учебно - методическими материалами в процессе обучения технологии. Недоступность учебников, научно-методических журналов, пособий обусловлена малыми тиражами учебной и методической литературы, а также высокой стоимостью. Стремительные изменения содержания обучения образовательной области «Технология» требуют разработок нового программно-методического оснащения, которое учитывает уровневую и профильную дифференциацию, вариативность программ, практико-ориентированную направленность материала, особенности региона. Также, необходимо соответствующее финансирование для ежегодного внесения в планы развития школы, кабинетов и мастерских инструментами и материалами для ведения полноценного учебного процесса.

Сама жизнь требует процесса технологизации трудового обучения. Есть основания считать, что специальная работа педагога, направленная на обучение учащихся технологиям познания мира, технологиям самообразования, самовоспитания, профессионального и жизненного самоопределения очень актуальна. Методология, направленная на организацию проектно-преобразовательной деятельности, должна обеспечивать познавательную деятельность учащихся и, по возможности, практическое овладение основными способами и средствами преобразования окружающей среды, применения научных знаний на практике.

Список использованной литературы:

  1. Байбородов, Л.В., Серебренников, Л.Н., Солдатов, В.В., Курицина, И.В., Цветков, технологии в современной школе [Текст] / и др. - М.: Владос, 2004. - 320 с.
  2. Содержание и технологии формирования информационно- проективной культуры педагога: сайт «Библиотека педагогических и психологических наук». - [Электронный ресурс]. URL:http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-soderzhanie-i-tehnologii-formirovaniya-informatsionno-proektivnoy-kultury-pedagoga#ixzz4WDAZbnce (дата обращения: 19.11.2019).