ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНО ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КЛАСТЕРОВ

TRENDS OF DEVELOPMENT TERRITORIALLY PRODUCTION CLUSTER

  1. ТЕОРИИ ПОЛИТИКИ, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Эффективность деятельности компаний по отдельности и положительно вли-
яет на социально-экономическое развитие территории в целом.
Кластерный подход, показавший свою эффективность на уровне террито-
риального развития в европейских странах, привлекает внимание российских
ученых и политиков. Для российских регионов особенно важно в настоящее
время определить основные подходы к экономическому инновационному
развитию, чтобы не остаться за бортом международной конкуренции. Зару-
бежный опыт кластерного регионального развития, подходы к развитию кла-
стеров именно сейчас особенно актуальны для России.
Для целей экономического развития российских регионов возможно приме-
нение успешных практик кластерного развития, при этом нужно сформировать
четкое представление об инструментах развития кластеров. Для этого необхо-
димо понимание структуры кластера, основных закономерностей кластерного
развития, факторов, влияющих на его эффективность. Анализ моделей кластеров
позволяет определить основные структурные элементы и их взаимосвязи, воз-
действуя на которые можно влиять на формирование и развитие кластера.
Большое количество зарубежных исследователей  (D. Doloreuх, R. Shearmur [9], R. Claudio, V. Riccardo [7], K. Ketels, G. Lindqvist, Ö. Sölvell [ и др.)
определяют кластер как взаимодействие различных участников при произ-
водстве и распространении инновационной продукции. Они особо отмечают
конкурентоспособность результатов этого взаимодействия, что предполагает
и эффективность внутрикластерных процессов.
Базовая модель кластера представлена О. Сольвеллом.  Участники кластера
Участниками кластера по О. Сольвеллу являются:
– крупный, средний и малый бизнес. Компании–конкуренты, поставщики
товаров и услуг, потребители и компании связанных технологий, использую-
щие общие факторы, такие как рабочая сила и технологии;
Суханова П.А. Модели эффективных кластеров в условиях становления экономики инновационного типа


– финансовые организации, включая традиционные банки, венчурный
капитал, частный капитал, бизнес-ангелы;
– государственные участники: национальные министерства и агентства,
региональные органы власти, местные сообщества;
– образовательные учреждения, включая колледжи, университеты, иссле-
довательские институты, офисы трансфера технологий, научные парки;
– частные и государственно-частные организации (НКО, торговые палаты);
– медиа, необходимые для создания бренда кластера и «историй» кластера.
Все участники взаимодействуют друг с другом, при этом в данной модели не
определяются основные направления связей. Модель описывает общую интен-
сивность связей и взаимодействий между всеми участниками кластера. О. Сольвелл особо отмечает, что простое наличие вышеперечисленных участников и
институтов не является кластером, кластер выявляется через наличие связей
между участниками, выраженность взаимодействия между ними, через взаимо-
действие с внешней средой. Уровень динамики развития эффективного кластера
определяется интенсивностью и плотностью связей между его участниками.
К классическим моделям кластера относится модель Е. Фезера.                                    Он рассматривает кластер со стороны предложения и спроса,     указывает          на необходимые программы воздействия на кластер как на производителя         товаров и услуг и как на потребителя.
По Е. Фезеру, кластер является поставщиком товаров, услуг, ресурсов (чело-
веческих, производственных, финансовых и пр.). Важнейшим элементом фор-
мирования «предложения» кластера является взаимодействие науки и инду-
стрий, процесс трансфера и коммерциализации исследований и разработок.

     ТЕОРИИ ПОЛИТИКИ, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
К. Кетельс и Дж. Линдквист предлагают свою модель кластера
По их мнению, в центре кластера находится производственное предприятие,
вокруг которого возникают различные взаимосвязи с четырьмя основными
секторами: исследовательскими организациями, образовательными учрежде-
ниями, источниками капитала и государственными организациями.
Участники кластера по К. Кетельсу и Дж. Линдквисту
В российских регионах, традиционно ориентированных именно на про-
мышленное развитие и обладающих хорошим производственным ресурсом,
данная модель кластера наиболее органична к применению. Через поддержку
и развитие взаимодействия промышленного предприятия с другими основ-
ными группами участников кластера возможно повышение конкурентоспо-
собности предприятия и стимулирование инновационной деятельности.
Основная причина того, что кластеры тесно связаны с инновациями,
состоит в том, что там, где сосредоточено большое количество промышленных
предприятий, различные участники могут поддерживать друг друга, ресурсы
могут при необходимости быстро перекомпоновываться. При этом участники
должны взаимодействовать таким образом, чтобы обеспечивать мобильность
ресурсов и навыков, включая технологические разработки.
К. Кетельс, О. Сольвелл также подчеркивают интегрированность кластера
в международный рынок и его связь с другими кластерами.
Российские исследователи в основном принимают во внимание вышеуказан-
ные модели, акцентируя вопросы развития, оценки, методик выявления кластеров.
Отметим модель инновационного кластера Д.Л. Напольских кото-
рая имеет свои особенности. В данной модели сразу обозначены детерминанты и внешние факторы, влияющие на формирование инновационного мультикластера.
Д.Л. Напольских выделяет два основных типа инновационных кластеров:
1) агломерация, которая формируется вокруг одного вида деятельности и
объединяет предприятия смежных отраслей, 2) конгломерат, объединяющий

Суханова П.А. Модели эффективных кластеров в условиях становления экономики инновационного типа  вокруг технологического «ядра» схожие, но не смежные отрасли.
В модели   намечены   основные   детерминанты   и   экстерналии    формирова-
ния инновационных мультикластеров. К ним отнесены рыночные факторы и
политика кластерного развития. Применительно к данной модели не совсем
ясно, кто является участником кластера кроме производственных предпри-
ятий, какова внутренняя структура кластера. Важно, что Д.Л. Напольских
выделяет политику кластерного развития как важный фактор развития кла-
стера. Кластер развивается не только при взаимодействии с внешней средой,
но и через влияние внешних факторов.
Зарубежные исследователи (D. Doloreuх, R. Shearmur, R. Claudio, Ö. Sölvell,
K. Ketels, G. Lindqvist и др.) связывают развитие кластера с развитием кластер-
ных инициатив. Жизненный цикл последних (политика кластерного развития
по Д.Л. Напольских) (рис. 5) – это институционализация процессов коопера-
Детерминанты и экстерналии формирования инновационных мультикластеров
Жизненный цикл кластерных инициатив

Кластерные инициативы проходят путь от заинтересо-
ванности какого-либо участника или политической инициативы к институ-
ционализированным кластерным инициативам, учитывающим интересы всех
участников кластера – компаний, исследовательских организаций, финансо-
вых институтов, органов государственной власти.
О. Сольвелл, К. Кетельс предлагают модель воронки, кото-
рая описывает общенациональную среду, в которой действует и развивается
фирма. Национальная среда, по их мнению, состоит из трех уровней: кластер,
микроэкономическая бизнес-среда (конкурентная среда) и общее бизнес-
окружение.
Эта модель описывает кластер со стороны отдельной компании, на кото-
рую влияют ряд внешних факторов различного уровня, от ближайшего окру-
жения бизнес-среды до макроэкономических общих факторов.
Особо отмечается, что динамичность кластера является основной причи-
ной формирования успешной микроэкономической бизнес-среды. Исходя из
большей или меньшей динамичности кластера определяется его глобальная
конкурентоспособность

 Статические и динамические кластеры
Суханова П.А. Модели эффективных кластеров в условиях становления экономики инновационного типа
В зависимости от страны микроэкономические компоненты варьируются
по силе и динамизму. Сильные группы компаний – кластеры («двигатели,
моторы») – выходят на уровень международной конкурентоспособности,
более слабые действуют только на локальном уровне. Бизнес-среда и изменяющие силы влияния
Вышеприведенная модель бизнес-среды и изменяющих сил влияния
показывает воздействие макроэкономической политики на предопределен-
ные исторические, географические и культурные условия. С экономической
точки зрения макроэкономическая политика влияет на общую бизнес-среду,
микроэкономическая политика (в том числе кластерные инициативы как свя-
зующее и организующее звено) – напрямую на конкурентные преимущества
и кластеры. Стратегии компаний и предпринимательская активность явля-
ются дополнительными проактивными силами, формирующими кластеры и
общество. Кластерные инициативы или политика развития кластера служат
инструментом, позволяющим усилить внутрикластерное взаимодействие,
интенсифицировать взаимодействие кластера с внешней средой, вывести его
на уровень международной конкурентоспособности. Через процессы узкой
(или «умной») специализации кластер формирует свой индивидуальный про-
изводственный, технологический профиль и создает конкурентные преиму-
щества, являющиеся стимулом к эффективному, инновационному развитию.
Успешные кластеры связаны с глобальными рынками, именно на них, а не
на региональном или национальном уровне, они конкурируют с другими кла-
стерами. Глобальные рынки обеспечивают доступ к рабочей силе определен-
ной квалификации, кодифицированным технологиям, финансовым капита-
лам и прочим ресурсам. Компании в кластерах, в свою очередь, имеют доступ
к специализированным и передовым факторам производства. При этом клю-
чевым для кластера является постоянное взаимодействие с внешней средой
(локальной, глобальной) через привлечение новых компаний,                   венчурного капитала, высококвалифицированной рабочей силы.

 

Использованные источники:

1.Инновационно-технологические кластеры стран-членов МЦНТИ
(информ. материал) [Электронный ресурс]. URL: http://www.icsti.su/
uploaded/201304/cluster.pdf (дата обращения: 05.12.2016).                                   2. Казанцев А.К., Никитина И.А. Инновационные кластеры в регио-
нальных стратегиях [Электронный ресурс]. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/
index-351511.html (дата обращения: 05.12.2016).
3. Корабейников И.Н., Спешилов С.М., Дмитриенко О.В., Счастьева Л.М.
Обоснование приоритетных направлений эффективного развития региональ-
ных кластеров различной типологии // Вестник Оренбург. гос. ун-та. 2009. №
5. С. 55–61.
4. Напольских Д.Л. Инновационный кластер как фактор модернизации
экономики старопромышленного региона // Новый университет.