ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF DIALOGIC SPEECH OF OLDER PRESCHOOLERS WITH IMPAIRED SPEECH DEVELOPMENT

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Я. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Д.Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важного формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя.

По мнению А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Исходной, генетически самой ранней формой коммуникативной речи является диалог. Он традиционно рассматривался как обмен партнеров высказываниями-репликами. Внимание исследователей было сосредоточено, главным образом, на анализе диалога с точки зрения становления языковой компетенции ребенка. Исследования О.М. Вершиной, В.П. Глуховa, О.Я. Гойхман и др. показывают, что диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова и др. отмечают, что существует и обратная зависимость – недоразвитие речевых средств снижает уровень общения.

Однако в последнее время взгляд на развитие детской диалогической речи несколько изменился. Новые исследования В.В. Ветровой, С.А.Мироновой, в области онтолингвистики доказывают, что детский диалог чаще всего возникает не ради непосредственно самого разговора, а детерминирован потребностями совместной предметной, игровой и продуктивной деятельности и является, по сути, частью сложной системы коммуникативно-деятельностного взаимодействия. Таким образом, вопросы возникновения и развития диалога целесообразно рассматривать в русле становления у ребенка различных видов предметно-практической совместности.

С самого раннего возраста ребенка в диалог вовлекает взрослый. Далее опыт речевого общения со взрослыми ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У старших дошкольников ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети с нарушением речевого развития испытывают большие трудности в общении.

У детей с нарушением речевого развития на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями. Так же у детей с нарушением речевого развития возникают препятствия в усвоении родного языка, его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Вследствие чего ребенку труднее усвоить навыки общения и сложнее происходит обучение в школе.

При достаточном исследовании и разработке приемов развития диалогической речи детей с нарушением речевого развития в образовательной среде. Так, среда – это добровольное объединение участников, способных на проявление творческой индивидуальности во взаимодействии, для совместного решения определенных проблем. Поэтому именно качественно организованная образовательная среда позволит старшему дошкольнику получать хорошее образование, представив ему достаточно свободный выбор индивидуальной образовательной траектории.

Понятие образовательной среды разрабатывается на протяжении последних десятилетий рядом ученых как в нашей стране, так и за рубежом. Коллективом ученых и педагогов, и психологов-практиков Института педагогических инноваций РАО (М.М. Князева, Н.Б. Крылова, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков и другие) разрабатывались приемы и технологии ее проектирования. В.И. Слободчиков, О.С. Газман, В.В. Давыдов, М.В. Кларин, Ю.С. Мануйлов, И.Д. Фрумин, В.А. Ясвин, сотрудники Института психологии РАО В.И. Панов В.В. Рубцов, Б.Д. Эльконин тоже уделяли внимание данному вопросу.

В связи с вышеуказанным мы реализовали работу по исследованию особенностей диалогической речи у дошкольников с НРР на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 88 «Центр развития ребенка «Улыбка», муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 67 г. Белгорода в 2018 году был проведен констатирующий эксперимент, в котором приняло участие 60 детей старшей логопедической группы с соответствующим логопедическим заключением. В дальнейшем все дети были поделены на две группы контрольную (30 детей) и экспериментальную (30 детей).

Целью констатирующего эксперимента было выявление первоначального уровня развития диалогической речи у старших дошкольников с НРР. Данный этап эксперимента осуществлялся благодаря диагностическому комплексу, включающему в себя ряд методик, учитывающих специфику психолого-педагогической диагностики детей с НРР.

Основными критериями отбора методик эксперимента явились:  соответствие возрастным и индивидуальным возможностям старших дошкольников; диагностическая ценность в определении особенностей развития диалогической речи у старших дошкольников с НРР.

В соответствии с целями, задачами эксперимента, для изучения уровня развития диалогической речи у старших дошкольников с нарушение речевого развитиябыли отобраны следующие методики (таблица 1.).

Таблица 1.

Диагностическая карта

Диагностическая методика

Показатель диагностической методики

1.

Методика Н.А. Стародубовой «Основные направления речевого развития дошкольников»

Уровень речевого развития дошкольников

2.

Методика Р.Е. Левина «Изучение уровня вступать в контакт»

Уровень развития связной речи, умение

вступать в контакт, эмоциональное общение

3.

Методика М.И. Лисиной «Формы общения»

Уровень общения дошкольников

4.

Методика А.В. Чулковой «Изучение формирования диалога у дошкольников»

Уровень формирования диалога у

дошкольников

5.

Методика Н. И. Левшина «Изучения диалогической речи детей дошкольного возраста»

Уровень диалогической речи детей в ситуации

общения

В процессе формирующего эксперимента проводилась разработка и апробация психолого-педагогических условий, направленных на развития диалогической речи у старших дошкольников с НРР входящих в экспериментальную группу.

В ходе работы по формирующей части нашего эксперимента будут реализовываться следующие задачи: 1. реализовать дифференцированный подход в процессе работы с детьми с учетом симптомов, механизмов и структуры общего недоразвития речи; 2. организовать развивающую предметно-пространственную среду, направленную на коррекцию диалогической речи детей с НРР; 3. использовать комплекс ООД для развития диалогической речи у старших дошкольников с нарушением речевого развития; 4. осуществлять процесс коррекции диалогической речи во взаимодействии с психологом и учителем-логопедом.

Для осуществления процесса развития диалогической речи у детей экспериментальной группы был разработан комплекс ООД (таблица 2).

Таблица 2.

Содержание ООД по развитию диалогической речи у старших дошкольников с НРР

Содержание

Название занятия

Цель

Технология реализации

Занятия для

активизации

общения

Одежда

Формирование потребности

общения. Учить детей употреблять

разные формы диалогов в

зависимости от ситуации.

Игра «В магазине».

Игра «Четвертый

лишний». Игра с

мячом «Один —

много».

Игры и

упражнения,

формирующи

е речевой

этикет

Детеныши и домашние животные

Побуждать детей к высказываниям

из личного опыта, учить

выслушивать друг друга. Учить

детей умению договариваться в

распределение ролей, согласно

выбранному сюжету, актуализация

речевых средств, воспитание

уважения к партнеру по игре.

Игра «Где? Куда?»

Умение

общаться

парами

«Путешест

вие в

сказку»

Побуждать детей общаться,

совершенствовать умения и

навыки коллективного разговора.

Совершенствовать эмоциональнодиалогическую речь детей.

Игра «Кто ты?» Игра

«Дорога в волшебный

замок»

Умение

общаться при

планировани

и совместных

действий

«Модный

дом»

Обогащение словаря детей,

закреплять умения детей грамотно

отвечать на вопросы воспитателя.

Закреплять правила диалогической

речи. Закреплять у детей умение

вести диалог по образцу.

Игровой тренинг

«Загадки об объектах»

(предметы одежды),

Проведению сюжетно

ролевой игры

«Модный приговор»

Умение

вступать в

диалог со

взрослыми

«Вот и

пришла

весна»

Формирование потребности

общения с взрослыми. Побуждать

детей к совместной игровой

деятельности со взрослыми и

сверстниками, совершенствовать

усвоенные навыки речевого

общения.

«Небылицы»

 

Обобщенный анализ полученных данных продемонстрировал увеличении количества детей экспериментальной группы с высоким уровнем развития диалогической речи с 30% до 50%, а также демонстрирует снижение показателей низкого уровня развития на 23%. Результаты контрольной группы не подверглись значительным изменениям и остались примерно на том же самом уровне.

Таким образом, обобщенный анализ полученных данных свидетельствует об увеличении количества детей экспериментальной группы с высоким уровнем развития диалогической речи с 30% до 50%, а также демонстрирует снижение показателей низкого уровня развития на 23%. Результаты контрольной группы не подверглись значительным изменениям и остались примерно на том же самом уровне.

Рис. 2.12. Динамика развития уровня развития диалогической речи у старших дошкольников с НРР ЭГ

Таким образом, сравнительный анализ результатов диагностики констатирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента свидетельствует о значительном снижении числа детей с низким уровнем развития диалогической речи и соответствующем росте количества детей с высоким уровнем развития диалогической речи в экспериментальной группе в процессе внедрения программы развития диалогической речи. Полученные данные позволяют заключить, что разработанная нами программа развития диалогической речи у старших дошкольников с НРР и соответствующие каждому этапу методы руководства обеспечивает наиболее ярко выраженные позитивные изменения в развитии диалогической речи у дошкольников с НРР. Опираясь на полученные данные, можно сделать вывод о том, что наша гипотеза подтвердилась, а проведённая работа оказалась эффективной по развитию диалогической речи у старших дошкольников. Развитие диалогической речи – одна из важнейших задач дошкольного образования, где формируются основы будущей личности, так как диалог является основой коммуникативной деятельности детей. Результаты констатирующего эксперимента выявили, что что большинство старших дошкольников с НРР имеют средний и низкий уровень развития диалогической речи. Особенно это отмечается в экспериментальной группе.

Список литературы:

  1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей (Текст) : книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика-синтез, – 272 с.
  2. Базжина, Т. В. Диалог на начальном этапе языкового развития (Текст) / Т. В. Базжина // Детская речь: лингвистический аспект : сборник научных трудов / ред. С. Н. Цейтлин. – СПб. : Образование, – С. 57-66.
  3. Базикова, О. А. Развитие диалогической речи у старших дошкольников в процессе интеграции традиционных и компьютерных игр (Текст) : автореферат диссертации … кандидата педагогических наук. – Екатеринбург, – 23 с.
  4. Васильева, И.И. Психологические особенности диалога: Дисс. ... канд. психол. наук(Текст)/И.И. Васильева. – М.:Просвещение, – 181 с
  5. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектолог. фак. пед. Вузов (Текст)/ Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, – 88 с.
  6. Иванов, Д.А. Образовательная или развивающая среда(Текст)/ Д.И. Зеер // Биб-ка журнала «Директор школы». – 2011. – №6. – С.48-49.