О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ СЛУЖАЩЕГО ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ON THE LEGAL STATUS OF THE CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION

Правовой статус Банка России закреплен Конституцией Российской Федерации, и его главной целью является обеспечение устойчивости рубля. Конституция Российской Федерации определяет главный принцип деятельность Центрального Банка – независимость и неподчиненной иным государственным органам. Кроме того, Центральный Банк наделен исключительным правом на осуществление денежной эмиссии в государстве.

Согласно положениям Трудового кодекса Российской Федерации, регулирование трудовых правоотношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется не только трудовым законодательством, но и иными федеральными законами, а также подзаконными актами. К источникам трудового права относится федеральный закон, регламентирующий деятельность Центрального Банка Российской Федерации, в частности, речь идет о правовом положении служащих Центрального Банка. [1]

Кроме федерального закона для регулирования правового положения статуса служащего Центрального Банка принимаются локальные нормативно-правовые акты, которые действуют в части не противоречащей закону и подзаконным актам. Такие локальные акты принимаются Советом директоров Банка России, и устанавливают правила найма и увольнения, условия оплаты труда, служебные обязанности, систему дисциплинарных взысканий.[2]

Государственную гражданскую службу в Центральном Банке проходят граждане Российской Федерации, их назначение на должность и освобождение от занимаемой должности происходит на основании приказов руководства Центрального Банка, а также на основании приказов территориальных органов Центрального Банка.

Регулирование вопросов прохождения государственной службы в Центральном Банке осуществляется на основе инструкций центрального аппарата Банка России, утверждаемых Советом директоров. В настоящее время действует указание Банка России, предусматривающее обращение служащих к руководству в случае совершения коррупционных правонарушений.[3]

Закон о Центральном Банке предусматривает обязанность Совета директоров создать специальный пенсионный фонд для страхового пенсионного обеспечения служащих. Каждый служащий Банка России обладает правом на получение пенсии по старости, инвалидности, потери кормильца и на иных основаниях, предусмотренных трудовым законодательством. Пенсионный фонд Центрального Банка является дополнительной гарантией пенсионного обеспечения в виде доплат к пенсиям и компенсациям. Создание подобного фонда направлено на реализацию пенсионных программ, действует фонд за счет средств Банка России. [4]

Правовая природа пенсионных отношений между Центральным Банком и его служащими отличается от правоотношений, основанных на негосударственных фондах и являются отдельным видом правоотношений, основанных на трудовом договоре. Совет директоров Центрального Банка ежегодно утверждает объект расходов на пенсионное обеспечение и решение страховых задач. Медицинское и пенсионное страхование государственных служащих осуществляется на общих основаниях, установленных федеральным законодательством.[5]

В отношении служащих Центрального Банка России распространяются такие определенные запреты, при чем отдельно выделены запреты для лиц, занимающих должности из специального перечня, утвержденного Советом Директоров. Данный перечень утвержден Приказом Банка России от 4 февраля 1997 года «О перечне должностей служащих Банка России, которые не имеют права работать по совместительству, по договору подряда, занимать должности в кредитных и иных организациях, а также которые обязаны уведомить Совет директоров о приобретении акций и долей участия в уставном капитале кредитных организаций».

 Данный приказ предусматривает ограничения, распространяемые на всех служащих за исключением работников подведомственных организаций, для которых служба в Центральном Банке является неосновной деятельностью.

Служащим Центрального Банка, на которых распространяется действие Приказа, не могут работать по совместительству, а также по договору подряда. Такой запрет не распространяется на лиц, осуществляющих преподавательскую и научную деятельность. Служащий Центрального Банка вправе занимать должности в кредитных организациях, если такие должности не относятся к руководящим, приобретать ценные бумаги и акции, если получение доходов не представляет собой конфликт интересов, а также не отнесено к личной заинтересованности. Служащие Банка России могут быть поверенными и участвовать в качестве представителей по делам третьих лиц на основании договора поручения.[6]

Для реализации мер, направленных на противодействие коррупции, служащим Центрального Банка после окончания своей трудовой деятельности на должности служащего Банка России запрещается занимать руководящие должности в кредитных организациях, организациях, осуществляющих свою деятельность на финансовом рынке. Данный запрет распространяется на тех служащих, в чьи обязанности входило осуществление надзорных полномочий за организациями. Запрет действует в течение двух лет, однако он не является абсолютным и может быть снят на основании разрешения руководства Совета директоров Центрального Банка.[7]

На государственных служащих Центрального Банка распространяется запрет, связанный с неразглашением сведений, которые стали известны при прохождении службы в Банке России, за нарушение которого предусмотрена ответственность.[8]

На деятельность служащего Центрального Банка распространяются антикоррупционные меры, связанные обязанностью предоставления сведений о ежегодных доходах и расходах. Такие сведения должны быть предоставлены гражданами, претендующими на должности в Банке России при приеме на работу, а также служащих, которые уже проходят службу в Центральном банке. За неисполнение данного предписания предусмотрены меры дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

Следующим ограничением, связанным с правовым статусом государственного служащего Центрального Банка, является запрет на получение кредитов на личные цели, данный запрет не является абсолютным, а распространяется на служащих, отнесенных к определенным должностям. Такие меры направлены на снижение коррупции.

Также на служащих Центрального Банка распространяется запрет на разглашение информации о служебной деятельности Центрального Банка, однако самого определения «служебная деятельность» в законодательстве не предусмотрено, поэтому, необходимо определение и перечень сведений, относящихся к деятельности Центрального Банка разработать и утвердить отдельным локальным нормативно-правовым актом.

 

Список литературы:

  1. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019) Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Парламентская газета", N 131-132, 13.07.2002.
  2. Архиреева А.С., Приходько Е.Г. Правовой статус Центрального банка Российской Федерации. Эпомен. 2019. № 25. С.22-29.
  3. Банковское право: Учебник для бакалавриата / Отв. ред. Л.Г. Ефимова, Д.Г. Алексеева. М.: Проспект, 2014.
  4. Банковское право: учебник для бакалавров / Д.Г. Алексеева, А.Г. Гузнов, Л.Г. Ефимова и др.; отв. ред. Л.Г. Ефимова, Д.Г. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2019. 608 с.
  5. Очаковский В.А., Соловьева А.В. Бородина В.А. Финансовое мегарегулирование в Российской Федерации. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 95. С. 1132-1143.
  6. Очаковский В.А, Клепикова А.Ю. К вопросу о правовом статусе служащего Центрального Банка Российской Федерации. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. № 94. С. 994-1003.
  7. Современная банковская система Российской Федерации: Учебник для академического бакалавриата / Д.Г. Алексеева [и др.]; отв. ред. Д.Г. Алексеева, С.В. Пыхтин. М.: Юрайт, 2017. 290 с.

 

[1] Банковское право: Учебник для бакалавриата / Отв. ред. Л.Г. Ефимова, Д.Г. Алексеева. М.: Проспект, 2014.

[2] Архиреева А.С., Приходько Е.Г. Правовой статус Центрального банка Российской Федерации. Эпомен. 2019. № 25. С.22-29.

 

[3] Современная банковская система Российской Федерации: Учебник для академического бакалавриата / Д.Г. Алексеева [и др.]; отв. ред. Д.Г. Алексеева, С.В. Пыхтин. М.: Юрайт, 2017. 290 с.

[4] Очаковский В.А.,  Соловьева А.В. Бородина В.А. Финансовое мегарегулирование в Российской Федерации. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 95. С. 1132-1143.

 

[5] Банковское право: учебник для бакалавров / Д.Г. Алексеева, А.Г. Гузнов, Л.Г. Ефимова и др.; отв. ред. Л.Г. Ефимова, Д.Г. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2019. 608 с.

 

[6] Банковское право: учебник для бакалавров / Д.Г. Алексеева, А.Г. Гузнов, Л.Г. Ефимова и др.; отв. ред. Л.Г. Ефимова, Д.Г. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2019. 608 с.

[7] О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019) Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Парламентская газета", N 131-132, 13.07.2002.

[8] Очаковский В.А, Клепикова А.Ю. К вопросу о правовом статусе служащего Центрального Банка Российской Федерации. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. № 94. С. 994-1003.