ПОДГОТОВКА УЧАЩЕГОСЯ ВОКАЛИСТА К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

PREPARING A STUDENT VOCALIST FOR A PUBLIC PERFORMANCE

Любой выход на сцену для учащихся – это волнительное состояние, при котором у многих появляется растерянность, раздражительность, страх, забывчивость текста. А для учащихся вокалистов – это еще и показ владения техниками голосоведения, какой-то определенной постановки сценического образа. И успешное выступление напрямую зависит от того, насколько рационально педагог подобрал и разобрал произведение с учеником, проработал его речь, интонацию, дал правильный эмоциональный настрой. Но может негативно сказаться на ученике гиперопека преподавателя, когда до мелочей разобрав будущее концертное выступление, не учитывается мнение учащегося. Ведь сцена, как правило, вызывает некое волнение, которое не всегда негативно сказывается на произведении. Бывают случаи, когда волнение способствует большей эмоциональной яркости исполнения.

Рассмотрим основные принципы подготовки к концертному выступлению учащихся вокалистов.

Во-первых, есть так называемый «продолжительный» период предконцертной подготовки. Сначала идет ознакомление и прослушивание произведения, разделение на фразы и предложения, расстановка акцентов, выделение главной мысли. После этого начинается разучивание, работа над чистотой интонирования. И самым важным этапом является подготовка произведения к исполнению. Здесь может помочь игра перед воображаемой аудиторией. Учащийся при исполнении уже выученного произведения, представляет то место, где будет выступать. Это делается для того, чтобы юный вокалист привык в воображении к тем условиям, в которых будет проходить предстоящий концерт. Притом, учащийся должен научиться не обращать внимания на внешние раздражители: будь то какой-то хлопок, открывание двери, хождения незнакомых людей, разговора или шума, звук телефона и т. п. При повторных исполнениях произведения с применением данной игры уменьшается степень волнения и легче проходит переключение внимания с внешних раздражителей на внутреннее сосредоточение исполнения.

Используется и ролевая подготовка юных вокалистов. За основу берется исполнительский образ определенного певца, где обязательным условием является его опытность, известность, уверенность на сцене, лидерство среди других. Далее начинающий вокалист пробует себя в роли этого артиста, старается максимально вжиться в его образ и сделать его своим. Со временем у ученика выработается своя манера исполнения, поведения на сцене, некое актерское «амплуа».

Во-вторых – это период времени, который охватывает заключительные дни перед выступлением. Здесь идет тщательная подготовка для выхода на сцену, где «проигрывается» сам процесс выхода, поклона, постановки, исполнения, ухода со сцены, выхода на аплодисменты. По возможности необходимо проводить репетиции примерно в то время, в котором будет идти сам концерт. Это делается для того, чтобы дети психологически привыкли к этому времени.

Еще можно дать учащимся игру в концерт: когда дома доучивается и доигрывается произведение, можно надеть концертный костюм и представить себя на сцене, прорепетировать все элементы, начиная с выхода, где зрителями становятся родственники или игрушки. Такая игра приучает сразу включаться в образ произведения, вызывать в себе нужный эмоциональный настрой, сосредоточенность в процессе игры и т. п.

Хорошо детьми усваивается игра с двойником: ребенок в классе или дома встает перед зеркалом и поет, наблюдая за мимикой, жестами, поклонами, сценическими движениями. Потом дает критическую оценку своему «двойнику» в зеркале.

В-третьих – день концерта. Главным составляющим успешного выступления является эмоциональный настрой и правильное распределение энергии учащегося. При подготовке в продолжение дня необходимо повторение, оговаривание трудных мест произведения, наставления от педагога. Обязательное условие – беречь эмоциональные силы вокалиста до выступления.

Перед непосредственным выходом на сцену желательно учесть акустику в зале, найти «свое» место. Рекомендуется сделать дыхательную гимнастику: медленный и глубокий вдох через нос, пауза, медленный выдох через рот, отдых и повтор.

Также применяются формулы самовнушения. Например:

  1. Я хороший исполнитель.
  2. У меня все получится, потому что я хорошо знаю свою программу.
  3. Мне нравится петь на публике.
  4. Я получаю удовольствие от пения.
  5. Педагог во мне уверен, значит я и сам(а) в себе уверен(а).

Данные формулы используются с учетом индивидуальных и психологических особенностей обучающихся. Их отрабатывают сначала в классе, потом дома.

После концерта работа над произведением не заканчивается. Даже при успешном выступлении необходимо через некоторое время учащемуся повторить и исполнить концертное выступление. В идеале – повторить на сцене еще раз. Это делается для того, чтобы юный вокалист закрепил новые полученные ощущения, проанализировал свое исполнение, сформулировал будущую работу над музыкальными произведениями, нашел свои положительные и отрицательные моменты. Даже если ребенок преувеличил или уменьшил свои чувства на сцене, в обоих случаях он занят своей самооценкой. К сожалению, многие преподаватели этого не делают.

Также не нужно забывать и о психологическом самоконтроле преподавателя, потому что самочувствие обучающегося во многом зависит от него. Поэтому, педагог должен уметь оказать поддержку, выражать уверенность в успешном выступлении, вселяя оптимизм, настраивая на успех своих учеников.

Таким образом, подготовка учащегося вокалиста перед концертом занимает немалое время. Часто используются различные техники и методики в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, где от педагога зависит правильный настрой и положительные эмоции для успешного публичного выступления обучаемых.

Список литературы:

  1. Крюкова, В. В. Музыкальная педагогика / В. В. Крюкова. – Ростов н/Д : Феникс, 2002. – 288 с.
  2. Лементуева, Л. В. Публичное выступление. Теория и практика / Л. Лементуева // Вологда : Инфраинженерия . 2016. – 128 с.
  3. Петрушин, В. И. Музыкальная психология : учеб. пособие для вузов / В. И. Петрушин. – Москва : Акад. проект: Гаудеалиус, 2009. – 398 с.