О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ON SOME ISSUES OF COUNTERING CORRUPTION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Становление и развитие нового социально-экономического строя России сопровождалось активным ростом коррупционных преступлений, поэтому уже в 2005 г. в Концепции административной реформы Российской Федерации в 2006-2010 гг. [11] была поставлена задача внедрения эффективных механизмов противодействия коррупции. В связи с этим в 2006 г. Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ [1] была ратифицирована Конвенция ООН против коррупции, а Федеральным законом от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ [2] - Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

В 2008-2009 гг. принят ряд законов по противодействию коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [3], Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» [4], Федеральный закон № 172-ФЗ от 17 июля 2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [6], Федеральный закон от 17 июля 2009 г.                 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [5], Указ Президента РФ № 815 от 19 мая 2008 г. «О мерах по противодействию коррупции» [7], и др.  Особое место в системе нормативно-правовых актов в сфере антикоррупционной направленности занимает Национальный план противодействия коррупции, который был впервые утвержден Президентом РФ 31 июля 2008 года [8]. Действующим на данный момент является Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 гг. [10], в котором с учетом недостатков предыдущих Планов (2008, 2010, 2012 и 2014 гг.) определены основы контроля, мониторинга и противодействия коррупции, призванные поспособствовать уменьшению негативного влияния коррупции на жизнь общества, а также на дальнейшее искоренение коррупционной деятельности в России.

Следует отметить, что проводимая в настоящее время антикоррупционная деятельность в Российской Федерации критикуется многими исследователями, которые отмечают что «отсутствие единого научно обоснованного подхода к содержанию понятия «коррупция» и четкого законодательного закрепления его определения препятствует правильному формированию государственной стратегии и политики противодействия коррупции в России» [13, с. 9].

В Федеральном законе «О противодействии коррупции» коррупция определяется как: «а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица». 

Как следует из приведенного определения, в рассматриваемом Законе коррупция характеризуется лишь с уголовно-правовой точки зрения, однако сфера коррупционных деликтов не ограничивается исключительно уголовно-наказуемыми деяниями. Позиция российского законодателя, по моему мнению, исключает из правового поля проявления коррупции в различных областях социального управления и не учитывает того, что коррупционная деятельность чаще всего начинается с совершения малозначительных коррупционных актов. Таким образом, определение, данное в Законе, не учитывает всю совокупность существенных признаков коррупции, оставляя неурегулированным целый ряд отношений коррупционного характера.

Мною предлагается следующее определение коррупции: «коррупция – использование должностным лицом возможностей, обеспечиваемых служебным положением, в личных целях или в целях заинтересованных лиц, направленное на незаконное получение имущественных и неимущественных благ должностным лицом лично или через посредников либо третьими лицами, а также от имени или в интересах юридического лица, влекущее нарушение законности». 

Коррупцию нельзя ограничить одними только законодательными методами и борьбой с ее активными проявлениями. Очевидно, что антикоррупционную деятельность в Российской Федерации следует понимать как один из видов государственной политики, т.е. как совокупность целей, задач, приоритетов и нормативно-правовых документов, которые разрабатываются и реализуются органами государственной власти и местного самоуправления. Как указывают В.П. Алехин и Н.Г. Ситько, целостная антикоррупционная политика «предполагает осуществление самых разных мер политического, экономического, социального, правового и идеологического характера при условии эффективного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общества в целом» [12, с. 4].  Однако, по моему мнению, в настоящее время абсолютно несистематизированными являются собственно правовое основы противодействия коррупции в нашей стране. Так, в Законе о противодействии коррупции собраны отдельные меры антикоррупционной деятельности и закрепленные в иных нормативных актах элементы противодействия коррупции, при этом в нем отсутствуют определенные цели и задачи по противодействию коррупции, а также механизмы их достижения и ожидаемая эффективность. По моему мнению, современное российское антикоррупционное законодательство нуждается в детализации, для чего необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с научными учреждениями и профессиональными научными сотрудниками, а также активно вовлекать специалистов в консультирование по правовым, экономическим и социальным вопросам.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 8 марта 2006г. №40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» // СЗ РФ. – 2006. - № 12. - Ст. 1231.
  2. Федеральный закон от 25 июля 2006г. №125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» // СЗ РФ. – 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3424.
  3. Федеральный закон от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изм. от 26 июля 2019 г. № 251-ФЗ) // СЗ РФ. – 2008. - № 52 (часть I). - Ст. 6228.
  4. Федеральный закон от 25 декабря 2008г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. – 2008. - № 52 (часть I). - Ст. 6229.
  5. Федеральный закон от 17 июля 2009г.№ 171-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ. – 2009. - № 29. - Ст. 3608.
  6. Федеральный закон от 17 июля 2009г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ. – 2009. - № 29. - Ст. 3609.
  7. Указ Президента РФ от 19 мая 2008г. №815 «О мерах по противодействию коррупции» // СЗ РФ. – 2008. - № 21. - Ст. 2429.
  8. Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы (утв. Президентом РФ от 31 июля 2008 г. № Пр-1568) // Российская газета. – Федеральный выпуск от 5 августа 2008 г.- № 4271.
  9. Указ Президента РФ от 29 июня 2018г. №378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» – URL: garant.ruproducts/ipo/prime/doc/71877694 (дата обращения 26 октября 2019)
  10. Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р «Об одобрении Концепции административной реформы в РФ в 2006-2008 годах и плана мероприятий по проведению административной реформы в РФ в 2006-2010 годах» (с изм. от 10 марта 2009 г. № 219) // СЗ РФ. – 2005. - № 46. – Ст. 4720.
  11. Алехин, В.П., Ситько, Н.Г. Способы борьбы с коррупцией в России / В.П. Алехин и Н.Г. Ситько // Научный журнал КГАУ. – 2017. - № 129(05). – С. 1-11.
  12. Шокот, И.Ю. К вопросу о понятии коррупции, ее сущности и признаках / И.Ю. Шокот // Военно-юридический журнал. - 2015. - № 7. - С. 8-12.