РЕАЛИЗАЦИЯ КИТАЙСКОГО ПРОЕКТА «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ» И ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ

IMPLEMENTATION OF THE CHINA PROJECT “ONE BELT - ONE WAY” AND GEOECONOMIC INTERESTS OF RUSSIA

Проект «Один пояс – один путь» является приоритетным направлением борьбы Китая за новый мировой экономический и финансовый порядок.     Си Цзиньпинь – руководитель Китая, впервые заявивший о восстановлении древнего Шелкового пути, который изначально подразумевал объединение транспортных узлов между государствами, которые размещаются по периметру Тихого океана и Западной Европой, которая считается одним из основных потребителей продукции, производимой в Китае[1].

Ещё одной идеей лидера Китая, является создание «Морского Шелкового пути XXI века», соединившую сухопутную транспортную сеть южных провинций Китая и стран ЮВА. Такое воссоединение позволяет расширить выход продукции Китая и стран ЮВА на мировые рынки.

Предложенные идеи, объединенные в один общий проект «Один пояс  – один путь», представляют собой серьезную программу по  экономическому и политическому расширению влияния Китая. Данное расширение  позволит изменить как экономико-политический рельеф Евразии, так и может изменить равновесие сил на мировой арене в целом.

При быстром развитии строительства «Пояса и пути» эффективное воздействие будет приходиться на экономическое развитие, укрепление взаимопонимания между различными культурами стран, непосредственно располагающихся  вдоль экономического пояса Шелкового пути.

Во времена династии Хань (270 г. до н.э. – 220 г. н.э.) китайцы вынуждены были увеличить Великую китайскую стену для защиты караванных путей. Ввиду того, что одним из основных товаров был китайский шелк, данный торговый тракт получил название «Шелковый Путь»[2].

Шелковый путь – представлял собой не только путь торговли, но также и путь обмена знаниями. Данный путь способствовал проникновению шелка, фарфора, железной утвари в западные страны, в обратном направлении по маршрутам данного пути проникли: перец, лен, специи.  Привлекательность данного маршрута была в том, что, происходило общение и взаимное культурное проникновение среди жителей ряда стран. Например, буддизм – который зародился в Индии, расцвёл в Китае и в Юго-Восточной Азии, конфуцианская культура, зародившаяся в Китае, получила признание среди европейских мыслителей, таких как Лейбниц и Вольтер[3].

Вдоль Шелкового пути создавались целые регионы с развитыми городами и портами. Благодаря Шелковому пути процветала Римская империя, Парфянское и Кушанское царства, а также активно развивались китайские две династии Хань и Тан[4].

Для Китая строительство новых путей взаимосвязи стран, играет не маловажное значение, в следствии этого предпринимаются меры по финансированию проекта «Один пояс – один путь». Средства  выделяются предприятиями и банками развития, поддержку которых осуществляют – государство и органы местного управления. Одним из главных участников финансирования – является Азиатский Банк Инвестиций в инфраструктуру, который заинтересован в финансировании объёмных проектов[5]. Достижение данной цели - поиск проектов за границей, осуществляется путём отправки специальных делегаций. Правительство Китая решает с какими странами они готовы сотрудничать, и эти страны выдвигают проекты для будущего финансирования.

На данный момент, проекты, которые включены в базу общих проектов по строительству нового пути, уже осуществляются. Так, в таблице 1, представлены уже реализованные проекты.

Проект

Сумма денежных средств, выделенная на строительство (млрд.дол.)

1.      Строительство высокоскоростной железнодорожной линии из Китая через Таиланд в Сингапур

23

2.      Газовая магистраль, протянувшаяся из России в Китай через Сибирь

более 55

3.      Сеть каналов в Европе, которые объединят бассейны рек от Польши до Словакии и Австрии.

более 100

Таблица 1. Финансирование проектов по строительству нового пути (млрд. дол.)[6].

 

По данным на 2016 год 62 государства, среди которых страны СНГ, Европы, Среднего Востока, Западной Африки, Юго-Западной, Южной и Северной Азии, стали участниками проекта «Один пояс – один путь».

На страны вдоль «Пояса и пути» приходится около третьей части от общего объема внешней торговли КНР. По итогам 2016 г. товарооборот с этими странами дополнительно вырос, по сравнению с предыдущими годами, что мы видим на рисунке 1.

 http://meridian-journal.ru/uploads/1755-2.PNG

Рисунок 1. Товарооборот со странами вдоль «Пояса и пути» (млрд.дол.)[7].

 

Так, по данным, товарооборот в 2016 г. вырос на 0,6 %, по сравнению с 2015 г., и достиг – 947,8 млрд. дол., а в 2015 по сравнению с 2014 – вырос на 0,3%, что составило – 942,1 млдр. дол.

Также заметно значительное увеличение товарооборота между Россией и Китаем. За 2017 год по данным Росстата объем торговли двух стран составил 38,9 млрд. дол., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 39% (в 2016 г. – 28 млрд.)[8].

На сегодняшний день приоритетными задачами российско-китайских отношений в торгово-экономической сфере являются поддержание обоюдовыгодного товарооборота, создание новых точек взаимодействия, ведущих к дальнейшему росту и улучшению структуры рынка[9].

Для финансирования транспортных проектов Россия и Китай создали российско–китайский инвестиционный фонд. Соучредитель с российской стороны – Российский фонд прямых инвестиций, с китайской – Китайская инвестиционная корпорация[10]. Предоставленные инвестиции с каждой из сторон, размер которых оговорён в размере 1 млдр.дол., направляются в российские проекты. Так с объёмом инвестиций 1 млрд.дол. фонд профинансировал 19 проектов в сфере: лесопереработки, транспортной инфраструктуры, в финансовом, технологическом и потребительском секторах[11].

С 2013 года благодаря проекту «Один пояс – один путь»  с Китаем 126 стран и 29 международных организаций из Азии, Африки, Европы, Океании и Латинской Америки уже подписали документы о сотрудничестве в реализации этой инициативы[12].

России предстоит четко определить свои долгосрочные приоритеты и интересы в рамках этого проекта, учитывающие ее реальные возможности и ограничения, и совместно с Китаем и другими участниками скоординировано их реализовывать. Эта задача на порядок сложнее, чем любой национальный проект. Но она также и на порядок важнее любого реализуемого сегодня национального проекта.

По словам пресс-секретаря президента Российской Федерации Д. Пескова сотрудничество КНР и РФ будет строиться на обоюдовыгодных условиях, проект «Один пояс - один путь» предусмотрен на длительный период. Также Д. Песков отметил: «Президент Российской Федерации акцентирует всячески необходимость сопряжения нашего интеграционного процесса, то есть ЕврАзЭС и проекта «Один пояс – один путь». Именно сопряжение. «Один пояс – один путь» действительно очень мощный проект, он рассчитан многие годы, потому что китайцы в целом мыслят вековыми категориями, они никогда не ориентируются на один или на два года»[13].

Говорить о жизнеспособности сопряжения Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Один пояс – один путь» сегодня действительно непросто. В частности, С. Уянаев отмечает: «Один пояс – один путь» ориентирован на широкие зоны свободной торговли, тогда как Евразийский экономический союз, напротив, предусматривает защиту внутренних рынков Союза от внешних игроков и бестарифную зону только для стран-участниц»[14].

Вероятность  вовлечения китайских капиталов, в будущем может способствовать развитию Сибири, Дальнего Востока, Поволжья и других российских регионов, через которые проходит Шелковый путь.

«Президент России, выступая на Международном форуме "Один пояс  – один путь" в Пекине, предложил китайским коллегам совместно развивать морские транспортные коридоры в Северном Ледовитом океане. Если инфраструктурные проекты, заявленные в рамках ЕАЭС и инициативы "Один пояс – один путь", развивать в связке с российским СМП, то может быть создана принципиально новая транспортная конфигурация Евразийского континента, что позволит повысить эффективность освоения арктических территорий, оживить экономическую и инвестиционную активность»[15].

«Китайское правительство настроено на совместное с российскими коллегами развитие и освоение морских коридоров, а также готово участвовать в модернизации СМП, который рассматривается в качестве составного маршрута нового проекта под названием «Ледяной Шелковый путь», –   заявил председатель КНР Си Цзиньпин[16].

За шесть лет реализации инициатива «Один пояс – один путь» не только содействовала сопряжению национальных стратегий развития разных стран и межправительственному сотрудничеству, эта инициатива изменила и продолжает менять нашу жизнь.

Проект выгоден России: он означает реализацию крупных инфраструктурных проектов, транспортных, связанных со связью, логистикой и коммуникациями. Все это может дать России определенные экономические дивиденды, которые, однако, необходимо гармонизировать с интересами интеграционного процесса в рамках ЕврАзЭС.

Использованные источники:

  1. Заявления для прессы по итогам российско-китайских переговоров [Электронный режим] https://riss.ru/images/pdf/journal/2017/6/04.pdf.
  2. История Великого шелкового пути [Электронный режим] //https://www.chinahighlights.ru/silkroad/history.htm.
  3. Ларина А.Г., Е.И. Сафронова. Новый Шелковый путь и его значение для России. Москва, 2017. С. 113.
  4. Международный форум "Один пояс — один путь" // Президент РФ. Официальный сайт. 2017. 14 мая. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54491 (дата обращения: 29.11.2019).
  5. Механизмы инвестиционной поддержки инфраструктурных проектов «Один пояс - один путь» [Электронный режим] //https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-investitsionnoy-podderzhki-infrastrukturnyh-proektov-kitayskoy-initsiativy-odin-poyas-odin-put-i-tehnologii-tsifrovoy.
  6. Один пояс – один путь - Инвестиционный взгляд экспертов [Электронный режим] //https://www.invest-rating.ru/expert-opinion/?id=6714.
  7. Песков объяснил, почему «Один пояс, один путь» выгоден для

России [Электронный режим] // https://www.vesti.ru/doc.html?id=3142490.

  1. Проект «Один пояс - один путь»: возможности и вызовы для России.

[Электронный режим] // https://rg.ru/2019/02/14/proekt-odin-poias-odin-put-vozmozhnosti-i-vyzovy-dlia-rossii.html.

  1. Российско-китайский инвестиционный фонд [Электронный режим] // http://www.rcif.com.
  2. Укреплять общность интересов // Российская газета. 2017. 2 июля. URL: https:// rg.ru/2017/07/02/si-czinpin-kitaj-i-rossiia-dolzhny-ukrepliat-obshchnost-interesov.html (дата обращения: 29.11.2019).
  3. Федеральная служба государственной статистики [Электронныйрежим] // https://www. gks.ru/folder/11193.

 

[1] Укреплять общность интересов // Российская газета. 2017. 2 июля. URL: https:// rg.ru/2017/07/02/si-czinpin-kitaj-i-rossiia-dolzhny-ukrepliat-obshchnost-interesov.html (дата обращения: 29.11.2019).

[2] История Великого шелкового пути [Электронный режим] //https://www.chinahighlights.ru

/silkroad/history.htm.

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Механизмы инвестиционной поддержки инфраструктурных проектов «Один пояс - один путь» [Электронный режим] //https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-investitsionnoy-podderzhki-infrastrukturnyh-proektov-kitayskoy-initsiativy-odin-poyas-odin-put-i-tehnologii-tsifrovoy.

[6] Один пояс – один путь - Инвестиционный взгляд экспертов [Электронный режим] //https://www.invest-rating.ru/expert-opinion/?id=6714.

 

[7] Один пояс – один путь - Инвестиционный взгляд экспертов [Электронный режим] //https://www.invest-rating.ru/expert-opinion/?id=6714

[8] Федеральная служба государственной статистики [Электронный режим] // https://www. gks.ru/folder/11193

 

[9] Заявления для прессы по итогам российско-китайских переговоров [Электронный режим] https://riss.ru/images/pdf/journal/2017/6/04.pdf

[10] Российско-китайский инвестиционный фонд [Электронный режим] // http://www.rcif.com

[11] Один пояс – один путь - Инвестиционный взгляд экспертов [Электронный режим] //https://www.invest-rating.ru/expert-opinion/?id=6714

[12] Песков объяснил, почему «Один пояс, один путь» выгоден для России [Электронный режим] // https://www.vesti.ru/doc.html?id=3142490.

[13] Там же.

[14] Один пояс – один путь - Инвестиционный взгляд экспертов [Электронный режим] //https://www.invest-rating.ru/expert-opinion/?id=6714.

[15] Международный форум "Один пояс — один путь" // Президент РФ. Официальный сайт. 2017. 14 мая. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54491 (дата обращения: 29.11.2019).

[16] Укреплять общность интересов // Российская газета. 2017. 2 июля. URL: https:// rg.ru/2017/07/02/si-czinpin-kitaj-i-rossiia-dolzhny-ukrepliat-obshchnost-interesov.html (дата обращения: 29.11.2019).