ПРИМЕНЕНИЕ ПОДКАСТИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ АУДИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

XXI век является локомотивом глобальной информатизации современного общества. Все открытия, позволяющие появиться на свет техническим новациям, уже совершены. Цифровая революция неизбежна [1, с. 12]. Сегодня для качественного обучения человека образовательный процесс требует обязательного внедрения компьютерных технологий. Цель информатизации и активного внедрения компьютерных технологий в современную образовательную систему обуславливается стремлением современного общества к развитию интеллектуальной, творческой личности, способной без труда ориентироваться в информационном пространстве. Личности, которая будет обладать способностью к саморазвитию.

Процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации ставит развитие коммуникативных компетенций в список главных задач обучения иностранному языку. Новые технологии всегда оказывают очень сильное влияние на процесс образования. Подкастинг, в этом смысле, ничем не отличается. Многие учебные заведения сокращают количество учебников, предпочитая инвестиции в развитие информационных технологий.

На уроках английского языка преподаватели могут использовать мультимедиа самыми различными способами. Одним из таких способов является использование подкастинговых технологий. Подкастинг, как одно из мейнстримовых направлений, является одной из основных передовых технологий, которые способствуют положительным изменениям в изучении иностранных языков.

Подкаст – разновидность социального сервиса, которая дает возможность прослушивать, просматривать либо создавать эпизодические серии цифровых аудио или видеофайлов для загрузки и распространения во всемирной сети. В отличие от обычных телевизионных и радио технологий, подкаст позволяет прослушивать аудиофайлы и просматривать видео-контент не в режиме прямого эфира, а в любое наиболее удобное для пользователя время.

Использование учебных подкастов позволяет развивать в аудировании такие аспекты как:

  • понимание цели и темы текста;
  • понимание логики изложения или аргументации;
  • понимание взаимосвязи между фактами и событиями;
  • умение определить отношение говорящего к предмету разговора;
  • способность давать прогноз развития событий;
  • умение выражать свои мысли и формировать собственное мнение об услышанном.

Для развития аудитивных умений при помощи подкастинговых технологий можно использовать классическую трехфазовую систему обучения аудированию:

  1. До прослушивания;
  2. Во время прослушивания;
  3. После прослушивания.

         Существенных отличий методики использования подкастинговых технологий от традиционной методики нет. Именно поэтому подкаст будет являться видом дополнительного и неограниченного источника аудио-и видеоматериала по различным тематикам.

Приведем примеры различного рода заданий, разработанных на основе одного из видеороликов учебного британского подкаста Anglophenia. В эпизоде How to Have a British Christmas авторы подкаста сравнивают рождественские традиции Великобритании и США. До начала просмотра видео студентам предлагается попытаться ответить на вопросы:

  • When do the British celebrate Christmas?
  • What Christmas traditions do you know?
  • What do children do with their Christmas letters to Santa?
  • Where are the stockings hung?
  • What food is traditionally seved at Christmas?
  • What is left for Santa?
  • What is served for dessert?
  • What does a Christmas cracker look like?
  • What is Boxing Day?
  • Why do you think it is called like that?

Во время просмотра студенты должны отметить следующие утверждения как верные или неверные:

  1. Christmas Crackers in the UK are eaten with cheese.
  2. Inside the Christmas crackers there is usually a toy, joke and origami reindeer.
  3. The grumpiest family members often don’t want to wear the paper crowns!
  4. In the US, Christmas dinner usually consist of turkey, roast potatoes and brussel sprouts.
  5. In the UK the Royal Christmas Message is given on Christmas Day every year.
  6. Boxing Day is the day before Christmas.
  7. Boxing Day is a shopping day in the UK.
  8. Pantomimes in the UK are not for children.
  9. In the UK, the Christmas tree should be taken down within 12 days of Christmas.
  10. In the US, the Christmas tree should be taken down on the 4th of July.

Студенты могут просматривать ролик всей группой, тогда, при необходимости ролик просматривается дважды. Также возможен индивидуальный просмотр в лингафонном кабинете (или если данные задания даются студентам в качестве домашней работы), в этом случае студенты имеют возможность делать паузы и просматривать отдельные фрагменты видео многократно.

После просмотра студенты заполняют таблицу, в которой им необходимо дать развернутое описание и сопоставить предложенные ниже рождественские традиции, принятые в Великобритании и в США:

1)      Letters to Father Christmas

2)      Hanging stockings

3)      Christmas crackers

4)      Christmas hats

5)      Christmas dinner

6)      Christmas pudding/pie

7)      The Royal Christmas message

8)      Boxing Day

9)      Pantomime

10)    Taking down the Christmas tree.

Заключительным этапом работы может стать групповая дискуссия, которая даст каждому студенты сравнить впечатления и высказать свое мнение о просмотренном материале.

         Для достижения учебной цели необходимо подходить к подкастам непосредственно как к средству обучения. Целью обучения в данном случае является развитие у студентов аудирования аутентичной английской речи, а также пополнение словарного запаса,  развитие  письма и говорения. В конечном итоге учащиеся будут способны извлекать из подкастов содержательную для процесса обучения иностранному языку информацию.

 

Список использованной литературы

  1. Мурзагулов, Р.Р. Цифровое общество середины XXI века 12 как новый этап цивилизационного развития. Социально-философский анализ. / Р.Р. Мурзагулов «Издательские решения», 2018. С.12.
  2. Елухина, Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи / Н.В. Елухина «ИЯШ», 1996. С.20-22.

List of Literature

  1. Murzagulov, R.R. Cifrovoe obshchestvo serediny XXI veka 12 kak novyj etap civilizacionnogo razvitiya. Social'no-filosofskij analiz. / R.R. Murzagulov «Izdatel'skie resheniya», 2018. P.12.
  2. Eluhina, N.V. Obuchenie slushaniyu inoyazychnoj rechi / N.V. Eluhina «IYASH», 1996. P.20-22.