УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ

THE LEVEL OF FORMATION OF SPELLING SKILLS OF STUDENTS GRADES 5-7

Цель обучения орфографии в школе - формирование орфографического навыка. При этом сами исследователи свидетельствуют, что довольно низок процент среди младших школьников, умеющих обнаружить орфограммы, уметь применить орфографическое правило на практике. Причина этого кроется, образуют определенный навык. Это условие правильного использования учащимися теоретических знаний для обоснования написания слова – действовать сознательно. Также педагогами отмечено, что развитие навыка грамотного письма у обучающихся базируется на усвоение грамматической концепции и орфографических законов. Правила написания подлежат унификации на основе объединения слов по своей грамматической общности [2, с.43].

Орфографические навыки наиболее оптимально формируются в том случае, если у школьников развиты такие качества, как запоминание, сохранение и воспроизведение. В психологической литературе обращается внимание на тот факт, что мышление в значительной степени облегчает работу памяти, если оно систематизирует и обобщает. Кроме всего прочего, считается, что на усвоение правил правописания влияет «языковое чутье». Так, С.Ф. Жуйков определяет «чутье языка» как систему определенных языковых связей, предполагающую достаточно развитый фонематический слух, который формируется в дошкольном возрасте в речевой деятельности (в процессе слушания и говорения) и в результате воздействия специальных упражнений [3, с.24].

Психолог Т.В. Ахутина считает, что формирование орфографических навыков представляет само по себе образование временных ассоциативных связей [1, с.34]

По мнению С. Савинова, обучающиеся 5-7 классов должны обладать следующим набором орфографических умений и навыков учащихся [6, с.21]: 

- осуществлять анализ звукобуквенного состава слов, уметь сопоставлять количество звуков и букв в известных ему двусложных словах;

- правильно списывать слова, предложения, текст, осуществлять контроль написанного, сравнивая его с образцом;

- уметь записывать под диктовку слова, предложения, текст, писать на слух без ошибок слова, совпадающие в произношении и написании;

- определять опасные места в словах на основании изученных орфограмм;

- находить и исправлять орфографические ошибки по изученному теоретическому материалу;

- составлять предложения из слов, предложения на заданную тему и уметь их записывать;

- составлять небольшой текст (4–5 предложений) по иллюстрации или на заданную тему (с помощью учителя) и уметь записывать его.

В свою очередь, орфографический навык называют разновидностью речевого навыка. Это навык письменной речи: человек, начиная писать письмо или книгу, задумывается только над содержанием, а не над орфографией каждого слова.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения орфографической грамотности отводится важная роль в обучении русскому языку. Согласно требованиям ФГОС, основной единицей орфографии выступает орфограмма.

Введение данного понятия в обучение, как известно, было направлено на повышение орфографической зоркости обучающихся. Но до настоящего времени нет единого определения термина «орфограмма», что также влияет на качество функционирования данного понятия в обучении. М.М. Разумовская считает орфограмму задачей выбора неопределяемых на слух написаний, «не разрушающего» слова [5, с.74]. 

В определении исследовательницы присутствует деятельностная характеристика ошибкоопасных мест. Это соответствует системно-деятельностному подходу, который является одним из методологических оснований ФГОС второго поколения. Кроме того, подобное определение указывает на характерную отличительную черту орфограмм (в их противопоставлении неорфограммам): случаи, когда имеется выбор графических знаков (букв), и являются орфограммами. Следует отметить, что в рамках системно-деятельностного подхода отсутствует полная классификация орфограмм. Что приводит к ситуации, в которой пишущий затрудняется определить места орфограммы в слове или предложении.

В работе «Методика преподавания русского языка в средней школе» В.Г. Горецкий, М.Р. Львов и О.В. Сосновская уточняют возможные места присутствия орфограммы.  Авторы рассматривают орфограммой отдельную букву в слове, сочетание букв, морфему, стык морфем, пробел между словами, место разделения слова для переноса и выбор заглавной или строчной буквы. Также утверждается, что в орфограмме должно быть не менее двух предполагаемых написаний [4, с.65].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что способность видеть орфограммы является необходимым условием в деле овладения орфографическими нормами. Чтобы ученик научился успешно применять правила, нужно научить его находить те места в тексте, которые подлежат применению этих правил. Следовательно, воспитание этой способности к орфографической зоркости у обучающихся есть насущная необходимость. Орфографические навыки формируются, развиваются постепенно в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других многочисленных упражнениях. Кроме того, для успешного развития орфографических навыков очень важно сформировать сознательный настрой самих обучающихся на их выработку.

Список литературы:

  • Ахутина Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших. - Изд-во: В. Секачев, 2013. С.128
  • Белькова А.Е., Салимова К.М. сб.ст. XIII Международной научно-практической конференции. г.Пенза: «Наука и Просвещение». 2019г. С.364.
  • Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий. - М.: ЭКСМО, 2015. С. 355
  • Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в средней школе. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. С.464
  • Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Просвещение, 1992.
  • Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости // Начальная школа. - 2014. - № 1. С. 45.