УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ КАК ФУНКЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА

MANAGEMENT CONTROL AS A FUNCTION OF THE HEAD OF THE CUSTOMS AUTHORITY

Без четко организованного процесса управления таможенной деятельностью невозможно прийти к достижению согласованной работы сотрудников таможенных органов. Достичь максимально эффективных результатов в рабочем процессе возможно только при правильно организованном процессе руководства. Руководителю таможенных органов необходимо обозначить четкие цели и задачи организации на долгосрочную перспективу, правильно распределить обязанности между сотрудниками, организовать и проконтролировать их работу, создать систему мотивации и поощрения для сотрудников.

Одним из важнейших факторов, способствующим обеспечению эффективной деятельности в организации, является правильно организованный процесс руководства. Без усилий руководителя и проведения им контроля над исполнением поручений и выполнением сотрудниками своих должностных обязанностей невозможно достигнуть решения поставленных задач. Именно поэтому функция контроля руководителя таможенных органов выступает одной из важнейших управленческих функций.

Как и другие управленческие системы, система управления в таможенных органах не может функционировать без субъекта и объекта, тесно взаимосвязанных между собой. Эта взаимосвязь проявляется в воздействии руководителя таможенного органа, путем распределения полномочий между работниками, на сотрудников подразделений – исполнителей поручений. Вместе эти элементы, и возникающие между ними прямые и обратные связи, образуют систему управления в таможенных органах.

В своем повседневном рабочем процессе, руководитель таможенных органов использует различные управленческие функции, позволяющие организовать работу, как на основных стадиях управления, так и в отдельных операциях, выполняемых сотрудниками при исполнении своих полномочий.

Так, начальником таможенных органов выполняются такие функции управления, как планирование, анализ, организация, регулирование, учет и контроль. Перечисленные функции осуществляются на каждом уровне управления, являются самостоятельными, но при этом тесно взаимодействуют.

Одной из основополагающих общих функций управления является контроль, поэтому рассмотрим особенности ее осуществления более подробно. Функция контроля руководителя таможенных органов проявляется в осуществлении наблюдения за процессами, протекающими в деятельности организации, а также в сборе данных об условиях, состоянии и результатах деятельности, подчиненных за любой отрезок времени [3].

Управленческий контроль позволяет предупреждать возникновение кризисных ситуаций путем обнаружения несоответствий и ошибок прежде, чем они смогут нанести организации негативные последствия и непоправимый урон. Путем сопоставления достигнутых в организации результатов с плановыми показателями и проведением анализа темпа продвижения организации к поставленным целям, руководитель может корректировать и поддерживать работу в отделах.

То есть, контроль руководителя позволяет таможенным органам выявить, насколько реальное положение дел в организации соответствует поставленным задачам и выявить причины, которые привели к нежелательным результатам деятельности подразделений. Получив результаты контроля, руководитель сможет определить положительные стороны в сложившейся ситуации и организовать дальнейшую деятельность сотрудников так, чтобы избежать повторений возникших ошибок и привести управленческую систему в максимально эффективное состояние [4].

Чтобы обеспечить эффективный управленческий контроль, руководителю таможенных органов важно выбрать методы контроля, подготовить объект и назначить исполнителей контроля, провести их подготовку, задать сроки, непосредственно осуществить контроль, а также обработать полученные данные и обеспечить их реализацию.

Все это дает нам основание сделать вывод, что управление в таможенных органах – это комплексная, четко организованная работа руководителя, направленная на организацию деятельности сотрудников таможенных органов, на всех ее этапах, а функция контроля имеет особое значение в условиях неопределенности, сложности и динамичности организационной среды.

В настоящее время таможенная система нашей страны находится на переходном этапе, связанным с образованием и функционированием с 2015 года Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС) и вступлением в силу нового таможенного законодательства – ТК ЕАЭС, эти изменения также сказываются на процессе управления [2].

Так, в 2016 году ФТС России были произведены мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования. В результате удалось добиться значительного сокращения во времени прохождения таможенных операций в отношении товаров при осуществлении экспортно-импортных операций. Благодаря чему, за последнее время наблюдается положительная градация по времени совершения таможенных операций, а также пополнению федерального бюджета за счет увеличения доли стоимости товаров [5].

В целом, в сфере таможенного управления наблюдаются положительные тенденции, однако из-за недоработанного механизма правового регулирования работы таможенных органов управленческие проблемы все еще остаются.

Основной из них является проблема эффективности управления, выражающаяся в отсутствии четкого и рационального распределения функций между подразделениями, а также дублировании производимых работ сотрудников. Сюда же относится избыточная численность персонала и несоответствие уровня его квалификации потребностям организации.

Для решения данной проблемы ФТС России предпринимают активные действия в разработке новых инструментов воздействия на таможенные органы, реформировании системы управления таможенной деятельностью, поиске современных управленческих методик и автоматизации процессов управления с использованием новейших достижений в области технологий [1].

Так, например, наиболее перспективной концепцией для достижения эффективного управления в таможенных органах является контроллинг. Он представляет собой комплексную систему, позволяющую руководителю обеспечить эффективное взаимодействие систем управления, провести анализ и оценить деятельность сотрудников подразделений, основываясь на показателях экономической эффективности деятельности таможенных органов.

Применение контроллинга также позволяет объединить в единую систему все актуальные научно-практические разработки, касающиеся программно-целевого планирования, администрирования, управления качеством предоставляемых услуг и автоматизированного управления, а также скооперировать деятельность руководителей таможенных органов для нахождения путей решения проблем, возникающих в управленческом процессе.

Контроллинг позволяет создать условия для подготовки квалифицированных специалистов в области таможенного дела, которое могли бы также взять на себя исполнение функция контроля [4].

Приведение в исполнение всех этих мер, основанных не только на знаниях в области менеджмента, но и на новейших разработках в области экономики, социологии и техники, позволит повысить эффективность функционирования всей системы управления в таможенных органах.

Таким образом, успешное функционирование таможенных служб невозможно без грамотного руководства, которое обеспечивает эффективную организацию деятельности в таможенной системе. Однако в процессе осуществления таможенных функций могут возникнуть проблемы, требующие своевременного управленческого решения. Поэтому необходимо вести работу постоянного мониторинга и контроллинга деятельности таможенной системы РФ и факторов, влияющих на нее.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р (ред. от 07.08.2017). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140447/be041cf96610ece2b2967127b8443a06d4a1d2df/ (дата обращения 13.11.2019).
  2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
  3. Рожкова, А.Ю. Совершенствование процесса управления персоналом в таможенных органах // А.Ю. Рожкова : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2016.
  4. Савина, С.В. Особенности управления деятельностью таможенных органов: основные подходы управления // С.В. Савина // Аллея науки №10. Том 2. – 2017. – С. 539-542.
  5. Актуальные проблемы совершенствования управления в таможенных органах : электрон. журн. – 2016. – №29. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/133/37413/ (дата обращения 16.11.2019).

 

LIST OF REFERENCES

  1. O Strategii razvitiya tamozhennoj sluzhby` Rossijskoj Federacii do 2020 goda : rasporyazhenie Pravitel`stva RF ot 28 dekabrya 2012 g. № 2575-r (red. ot 07.08.2017). – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140447/be041cf96610ece2b2967127b8443a06d4a1d2df/ (data obrashheniya 13.11.2019).
  2. Tamozhenny`j kodeks Evrazijskogo e`konomicheskogo soyuza (prilozhenie № 1 k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Evrazijskogo e`konomicheskogo soyuza) // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul`tantPlyus». Inform. bank. «Versiya Prof». Razd. «Zakonodatel`stvo».
  3. Rozhkova, A.Yu. Sovershenstvovanie processa upravleniya personalom v tamozhenny`x organax // A.Yu. Rozhkova : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata e`konomicheskix nauk. Moskva, 2016.
  4. Savina, S.V. Osobennosti upravleniya deyatel`nost`yu tamozhenny`x organov: osnovny`e podxody` upravleniya // S.V. Savina // Alleya nauki №10. Tom 2. – 2017. – S. 539-542.
  5. Aktual`ny`e problemy` sovershenstvovaniya upravleniya v tamozhenny`x organax : e`lektron. zhurn. – 2016. – №29. – Rezhim dostupa: https://moluch.ru/archive/133/37413/ (data obrashheniya 16.11.2019).