ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Глубокие и стремительные изменения современного общества, связанные с процессами глобализации, межэтнических конфликтов, высокого темпа перемещения и миграции населения, ростом национального экстремизма и терроризма обострили ряд вопросов, касающихся проблем этнической идентичности [4, с. 178].

Идентичность представляет собой свойство психики человека в концентрированном видеть выражать те качества, которыми он представляет себе свою причастность к той или иной группе в обществе.

Для отечественной науки понятие «гражданская идентичность» является относительно новым. Н. Л. Иванова рассматривает гражданскую идентичность наряду с этнической. По ее мнению, гражданская идентичность представляет собой более сложное и не устоявшееся понятие в психологии, так как соотнесение с понятием нации – является одним из самых спорных и неоднозначных понятий науки в современном обществе [3].

Этническая идентичность определяется как осознание, восприятие, эмоциональное оценивание и переживание личностью своей принадлежности к этнической общности [5].

Именно термин «переживание», который был предложен этнопсихологом Г.Г. Шпетом, отражает смысл данного понятия. Он определял этническую идентичность как переживание человеком своего сходства с одной этнической группой и отделения от другой – отношений Я и этнической среды [1].

Первые предпосылки представлений об этнической принадлежности и ее осознание возникает уже в раннем детстве и продолжается на протяжении всего развития индивида. Как указывает американская исследовательница Дж. Финни, осознание собственной этнической идентичности получает свое развитие в подростковом возрасте [2, с. 22].

С целью изучения этнической идентичности детей младшего школьного возраста нами было проведено педагогическое исследование. Выбор данного возраста обусловлен тем, что в младшем школьном возрасте можно влиять на развитие позитивной этнической идентичности и толерантности на основе принятия школьниками своей собственной национальности и формирования у них уважения к этническим особенностям других народов.

В опросе приняли участие 30 учащихся 4 класса МБОУ «СОШ № 24» города Абакана. Все респонденты относятся к русской и хакасской национальности.

В процессе исследования использовались «Шкала экспресс-оценки чувств, связанных с этнической принадлежностью» (Н.М. Лебедева), «Шкала экспресс-оценки выраженности этнической идентичности» (Н.М. Лебедева) [3], «Шкальный опросник для исследования этнической идентичности детей и подростков» (О.Л. Романова) [4].

Исследование показало, что 23,33% учащихся испытывают выраженное чувство принадлежности к своей этнической группе, интересуются историей и культурой своего этноса, гордятся достижениями своего народа. У такого же количества респондентов обнаружено обратное: не выражено чувство принадлежности к своей этнической группе, отсутствует интерес к культуре и истории тувинского народа. Остальные 53% респондентов демонстрируют средние показатели выраженности аффективного компонента.

Более половины учащихся (53%) считают, что национальность при общении с людьми, в дружбе, в семейных отношениях, в любых межнациональных спорах не имеет значения (низкий и пониженный показатели). У 23,33% обнаружено среднее значение данного показателя – значимость национальности. 10% учащихся придают особое значение национальности в общении, дружбе, создании семьи.

Отвечая на вопросы о взаимоотношениях этнического большинства и меньшинства, 66,7% (низкий и пониженный показатели) учащихся признались, что представители коренного большинства населения не должны иметь преимуществ перед другими народами, живущими на данной территории. То есть для них важно, чтобы все группы населения были равны независимо от национальности. 86,7% учащихся высказали мнение о том, что делопроизводство, преподавание в школах, общение между людьми в многонациональном государстве должны быть организованы на языке коренного большинства населения.

По данным полученным с помощью методик Н.М. Лебедевой, опрошенные нами четвероклассники четко идентифицируют себя со своим народом, испытывают чувство гордости за это.

Итак, обследованные нами младшие школьники четко осознают свою национальность. Однако более трети младших школьников имеют низкие показатели своей культурной идентичности. Это требует специализированной этнопедагогической работы.

Для реализации данного исследования педагогами школы внесены коррективы в учебно-методические разработки по предметам этно-культурного цикла (язык и литература, история культуры народов республики, краеведение, декоративно-прикладное искусство). Содержание поурочных планов направлено на воспитание чувства гордости за свою культуру, историю и за свой народ, на формирование сознания гражданина России, приобщение к этнокультурным и общечеловеческим ценностям.

Приведем пример использования народной хакаской игры на прогулке в группе продленного дня. Сначала педагог рассказывает о той или иной игре.

Тема занятия: Хакасские народные игры «Хозан орых (хулагас)».

Педагог: Детская игра «хозан орых» (заячья тропа) была широко распространена среди хакасских пастушат.

Для игры на снегу чертится большой круг (д—10 м.) или квадрат, который в центре пересекается двумя линиями. На пересечении линий с кругом (квадратом) находятся норы зайцев. В середине круга (квадрата) на перекрестии внутренних линий находится нора волка. Чтобы определить, кто будет волком, берут палку и по очереди захватывают ее в кулак, начиная с нижнего края. Чей кулак окажется последним, тог будет водящим. Можно посчитать считалку пiр, iкi, ус, торт, пис пурр поларзын син (раз, два, три, четыре, пять волком будешь ты. Зайцы скачут на одной ноге (тойранап) как по кругу, так и по внутренним линиям. Волк бегает только по своей дороге, т. е. перекресткам внутренних линий.

Как только водящий произносит один, два, три! — игра начинается. Согласно правилам, волк должен занять пустующее гнездо зайца. Во время игры зайцы обмениваются местами, перебегая из норы в нору. Как только заяц достиг норы, волк уже не имеет права его трогать. Но если волк займет вперед пустую нору зайца, то он выигрывает, а неудачник становится волком.

В ходе рассказа педагог демонстрирует движения, а также выбирает из группы детей для повтора и демонстрации ролей зайцев и волка. Убедившись, что все дети поняли правила игры, педагог помогает выбрать водящего (волка) и подает сигнал к началу игры. По возвращению в класс педагог проводит беседу с детьми (рефлексия).

С учетом специфики нашего региона в программу включены русские и хакасские народные игры. Знакомство с хакасскими играми даёт возможность познакомить детей с особенностями своей малой Родины, привить интерес к традициям и обычаям хакасского народа.

Таким образом, активная работа по реализации идеи проекта ведется во внеурочное время. Традиционными стали национальные праздники, в которых вместе с детьми принимают участие и родители. Так создаются естественные условия для усвоения учащимися национальных традиций и обрядов. Их жизненный опыт воспитывает в детях чувство гордости за свой народ и своих земляков, способствует раскрытию и проявлению лучших человеческих качеств.

Разработка моделей организации целостного учебно-воспитательного процесса по формированию позитивной этноидентичности является актуальной задачей современной школы. Приобщая детей к истокам своей этнической и мировой культуры, сохраняя традиции родного народа, развивая навыки межкультурного общения, можно воспитать подрастающее поколение с позитивной этнической идентичностью и толерантными установками, столь необходимыми для жизни в полиэтническом обществе.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. В них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, находчивость, волю и стремление к победе.

Таким образом, активная работа по реализации идеи проекта ведется во внеурочное время. Традиционными стали национальные праздники, в которых вместе с детьми принимают участие и родители. Так создаются естественные условия для усвоения учащимися национальных традиций и обрядов. Их жизненный опыт воспитывает в детях чувство гордости за свой народ и своих земляков, способствует раскрытию и проявлению лучших человеческих качеств.

На контрольном этапе мы провели повторную диагностику с применением тех же методик, что и на констатирующем этапе.

Результаты демонстрируют, что число детей с низким и пониженным показателями этнической идентичности существенно уменьшилось.

По данным полученным с помощью методик Н.М. Лебедевой, опрошенные нами четвероклассники четко идентифицируют себя со своим народом, испытывают чувство гордости за это. Число школьников, слабо ощущающих свою этническую идентичность уменьшилось на 13 %.

Итак, обследованные нами младшие школьники четко осознают свою национальность. Гордятся принадлежностью к своей этнической группе, толерантны по отношению к другим народам и для них не имеет значение национальности при выборе партнера в дружбе и при общении.

Результаты повторной диагностики на контрольном этапе показали, что программа, в соответствии с которой проводилась работа по реализации педагогических условий формирования этнической идентичности, позволила значительно повысить уровень этнической идентичности у младших школьников. Педагогические условия, реализованные в ходе экспериментальной работы, были эффективны.

Таким образом, этническая идентичность воспитывается и на основе содержания игр, несущих в себе информацию об истории Родины, об обычаях, бытовавших на Руси, о человеческих взаимоотношениях. Народные игры возрождают традиционные представления, которые идентифицируют детей именно как представителей народа.

Итак, реализация этнопедагогического подхода в учебно-воспитательном процессе в условиях образовательного учреждения, знакомство детей с элементами народной культуры позволяют создать благоприятную воспитывающую среду, содействуют формированию национального менталитета, осмыслению принадлежности к своей нации и формированию этнической идентичности.

Список литературы

  1. Белинская, Е.П. Этническая социализация подростка / Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». - 2000. – 208 с.
  2. Дагбаева, С.Б. Этническая идентичность младших школьников в изменяющихся социокультурных условиях / С.Б. Дагбаева // Вестник КРАУНЦ, серия «Гуманитарные науки». – 2013 - №1(21) – С. 20 – 26.
  3. Иванова, Н. Л. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях [Текст] / Н. Л. Иванова, Г. Б. Мазилова // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 83–93.
  4. Русских, Л.В. Идентичность: культурная, этническая, национальная / Л.В. Русских // Вестник ЮУрГУ, серия «Социально-гуманитарные науки». – 2013. - №2. – С. 178- 180.
  5. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: практикум: учебное пособие для студентов вузов / Т.Г. Стефаненко – М.: Аспект Пресс. – 2006. – 208 с.