М.П.ФЕДОТОВА-НУЛГЫНЭТ – ХРАНИТЕЛЬНИЦА ЭВЕНСКОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

M.P. FEDOTOVA-NULGYNET IS A KEEPER OF THE EVEN CULTURE (ON THE EXAMPLE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY).

Для эвенского народа сохранение традиционной культуры – фундаментальная основа их социальной и культурной самобытности, что предопределяет в большей степени устойчивое развитие в многонациональной Российской Федерации в целом [1; С. 6]. В современном мире мало деятелей эвенской культуры, которые борятся за сохранение своего родного языка и литературы,  пропагандируют традиционную культуру народов Севера. И одной из таких людей является известная писательница Федотова Мария Прокопьевна-Нулгынэт. Будучи представителем эвенского народа, Мария Прокопьевна путем своей общественной, педагогической и творческой деятельности борится за сохранение и развитие родного языка и культуры.  Цель нашей работы –изучение педагогической деятельности М.П.Федотовой, направленной на распространение знаний об эвенской культуре.

Нулгынэт с детства интересовала педагогическая деятельность. Так, в 1967 г. она поступает в Вилюйское педагогическое училище имени Н.Г.Чернышевского. В 1973-1974 гг. учится на преподавателя эвенского языка и культуры в Ленинградском педагогическом институте имени А.И.Герцена. Получив диплом учителя начальных классов, продолжает учебу в Якутском госуниверситете по специальности «Преподаватель якутского языка и литературы» и успешно оканчивает в 1988 г. Вместе со своим мужем Мария Прокопьевна посвятила 30 лет педагогической деятельности на севере: работали в Орто-Дойдунской школе Момского района (1971-2001 гг.). Здесь М.П.Федотова провела самые прекрасные, творчески плодотворные годы своей жизни. С 1971 года сотни выпускников окончили школу, где  Мария Прокопьевна привнесла свой весомый вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения. В то время, продвинутые, молодые специалисты-супруги  привнесли новые возможности в развитие педагогической деятельности на севере [4; C.16-17]. Например, во времена отсутствия в районе развитой современной техники, вместе со своим супругом Григорием Михайловичем показывали жителям села анимационные мультфильмы, художественные фильмы, а также фотографии, чему жители были рады и благодарны. Далее уже сами начали снимать своих учеников и начали создавать небольшие кинопроекты. Каждую осень семья Федотовых вывозила детей на природу в походы, учили рыбалке и правильному нахождению в лесу [3]. В то время семья Марии Прокопьевны внедрила новые технологии в обучение детей,  благодаря чему они вправе считаться учителями-новаторами.

М.П.Федотова, будучи школьным учителем, решается открыть литературный кружок, где она учила и старалась развить способности детей к письму. Вскоре дети не только сами начали писать стихи и рассказы, но и активно участвовать в различных конференциях и занимать призовые места. Также ребята успешно  участвовали в районных и республиканских олимпиадах по якутскому языку и литературе. Дети были безумно рады и благодарны своему руководителю за возможность отдохнуть в таких лагерях, как «Артек», «Орленок», «Океан».

Мария Прокопьевна в 1994 г. выпускает сборник произведений «Хотугу ньургуһуннар» (“Северные подснежники”) (произведения детей Орто-Дойдунской школы). Книга была посвящена 60-летию известного эвенского поэта В.Д.Лебедева. В предисловии написано: “Ытыс саҕа айымньылара, биллэн турар, улахан дьон айымньыларын курдук форма, уус-уран тыл өттүнэн сиппит-хоппут буолбатах, хараҥа чэрэниилэ күөҕэ өҥнөөх бөлөхтөһөн үүммүт хотугу сааскы ньургуһуннар курдук намчы, кыра, ньуолдьаҕай буолбуттарын иннигэр, бэйэлэрин истиҥ санааларын, иэйиилэрин, оҕолуу баай фантазияларын толору этэллэринэн кэрэхсэбиллээхтэр. Ол иһин бастакы кинигэлэрэ “Хотугу ньургуһуннар” диэн ааттаммыт” [5]. Мария Прокопьевна привила детям любовь к литературе, от чего они пишут стихотворения, которые по структуре и содержанию имеют глубокое значение.

Когда в школе были только начальные классы, педагоги были не только учителями, но и воспитателями в интернате, присматривали за детьми, помогали с домашними заданиями. Помимо этого, Мария Прокопьевна оставалась до позднего вечера и рассказывала детям эвенские сказки. В знак  благодарности, одна из учениц Марии Прокопьевны, Слепцова Л., даже посвятила небольшое стихотворение М.П.Федотовой.

В 2001 году семья Федотовых переезжает в село Хонуу Момского района, где Мария Прокопьевна работает в средней школе учителем якутской национальной культуры (2001-2005 гг.). С 2005 года и по сей день Мария Прокопьевна состоит руководителем кружка эвенской культуры. В данном кружке дети обучаются народным промыслам, что дает знания и интерес к обычаям и традициям своего народа. Поют эвенские песни, танцуют народные танцы, слушают и читают эвенские сказки, учатся ставить постановки. Так же Мария Прокопьевна руководит кукольным театром “Бэикэн”, где дети учатся мастерить своими руками эвенские куклы. Изготовив таким образом свыше 200 экземпляров, М.П.Федотова прививает детям мысли об осознанности своей принадлежности к эвенскому народу, чтобы подрастающее поколение знало и оберегало национальные обычаи и традиции, приобщает к исконной культуре и знакомит с традиционным бытом.

Нулгынэт также призывает к знанию национальных традиций путём обучения подрастающего поколения пошиву мужской и женской народной эвенской одежды. Традиционная одежда эвенов была одинакова и разница заключалась, в основном, в количестве и характере украшений. Мужские передники украшались скромно, женские же украшались ровдужной бахромой, меховыми кисточками, металлическими подвесками. Орнаменты показывали социальные и половозрастные различия, а некоторые декоративные элементы служили чем-то вроде календарей. Было в украшениях и ритуальное значение, например, что звон металлических подвесок отпугивает злых духов и защищает владельца. Как и у всех народов, каждый орнамент имеет свое значение. Одним из самых известных узоров у эвенов является “шахматный”. Он означает оленьи тропы. В основе узоров используют также изображения рогов снежного барана или оленя, следы различных зверей и.т.д. Помимо пошива одежды, она обучает детей навыкам плетения из конского волоса летних  шапок и махалок для отпугивания комаров (дэйбиир). Некоторые выпускники кружков Нулгынэт продолжили свое обучение в Институте языков и культуры народов Северо-Востока Российской Федерации.

Таким образом, в результате многолетней педагогической деятельности, Семья Федотовых внедрила новые технологии в обучение детей, благодаря чему они вправе считаться учителями-новаторами. Будучи педагогом и представителем эвенского народа, Мария Прокопьевна широко пропагандирует распространение и способствует развитию культурного наследия малочисленных народов Севера. Так, были созданы несколько кружков: литературный, итогом которого стала успешно выпущенная книга детских произведений “Хотугу ньургуһуннар»; эвенской культуры, где дети узнали много народных песен, танцев и сказок; кукольный театр “Бэикэн”, где были изготовлены сотни эвенских кукол; кружок по пошиву мужской и женской народной эвенской одежды. Вся эта кружковая деятельность способствовала знаниям детей о своих предках, традициях и обычаях эвенского народа. В результате чего, можно надеяться в дальнейшей сохранности и распространении традиций малочисленных народов Севера.

 

Литература

  1. Алексеева С.А. Традиционная семья у эвенов Якутии: (конец XIX – начало XX в.): историко-этнографический аспект. – Новосибирск: Наука, 2008. – 110 с. 
  2. Винокурова Л. Е. Культура народов Якутии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Якутск, 2009. – 160 с.
  3. Иванов А. Туундараҕа “нөргүнэй” дьиэрэйэр // Чолбон. 2012. №2. – С. 81-83.
  4. Окорокова В.Б. Нулгынэт айар үлэтэ. – Дьокуускай: Сайдам, 2016. – 114 с.
  5. Хотугу ньургуһуннар (Орто Дойду оскуолатын үөрэнээччилэрин айымньылара. – Хомуйан оҥордо уонна бэлэмнээтэ М.П. Федотова). – Дьокуускай, 1994. – 38 с.