ПРИМЕНЕНИЕ НАРОДНОГО ОРНАМЕНТА ПРИ СОЗДАНИИ ИНТЕРЬЕРНЫХ УКРАШЕНИЙ В ТЕХНИКЕ ТОЧЕЧНОЙ РОСПИСИ

THE USE OF TRADITIONAL ORNAMENT IN THE CREATION OF INTERIOR DECOR IN POINT-TO-POINT TECHIQUE

В Намском педагогическом колледже им. И.Е. Винокурова для подготовки конкурентоспособных специалистов широкого профиля и в связи с внедрением профильного обучения в школах в рамках учебного процесса, начиная с 1990 года, проводятся курсы дополнительного образования. На курсах студенты осваивают рабочие профессии, ведут дополнительную профессиональную подготовку по народным промыслам и технологиям обработки материалов. Перечень КДО каждый год обновляется и расширяется, на данный момент их насчитывается по 23 разным направлениям, таким как: косторезное искусство, керамика, роспись по ткани, национальное шитье, плетение из тальника, ювелирное искусство и т.д.

Исходя из востребованности и заинтересованности студентов, и на основе изучения различной литературы и собственного опыта декорирования изделий в технике point-to-point (точечной росписи), была разработана обучающая программа, и с 2018-2019 учебного года начал работу курс дополнительного образования «Точечная роспись» для студентов, обучающихся  по специальности изобразительное искусство и черчение.

Современная техника росписи "Point-to-Point" (от англ. «точка к точке), или точечная роспись, в последнее время приобретает всё большую и большую популярность. Иногда этот вид росписи именуют «роспись пике» (ПИКЕ́- франц. piqué, букв. «стеганый»).

Истоками данного вида росписи считаются несколько направлений древне-восточной росписи, например, «точечная» чеканка. Или «капельная» роспись, когда тонкий сушеный стебель опускали в краску и переносили небольшую капельку на изделие, так получалась точечная роспись. Также точечная роспись пришла к нам из сакральной живописи австралийских аборигенов, народов Африки и Индонезии, которые использовали эту технику для того, чтобы передать через поколения свое послание об их истории, укладе жизни, победах и поражениях.

Точка проделала большой путь, прежде чем попасть в новом качестве как хобби и декоративное исполнение в 21 веке. Настоящее время-это роспись, создающая на поверхности сложные многоцветные переливы и переплетения орнамента. Особенностью точечной росписи является значение размера точки, расстояние между ними, цветовые  сочетания. Комбинация размера точки и расстояния между ними влияет на сложность и красоту узора, его эстетический и художественный замысел.

Это направление очень интересно разнообразием своих техник и приемов, возможностью работать на различных поверхностях. Изделия, выполненные в этой технике, занимают почетное место в интерьере, потому что они являются уникальными и оригинальными украшениями.

Задачами КДО является знакомство с многообразием декоративно-прикладного творчества, различными технологиями, материалами, показом уникальных традиций народных художественных промыслов, изучение орнаментального искусства якутов и других национальностей, а также использование орнаментальных мотивов в творческих проектных работах. Исходя из вышесказанного, считаем, что данная программа актуальна и востребована для творческого развития. Программа знакомит с новыми современными изобразительными средствами и материалами, студенты учатся пользоваться акриловыми красками на различных поверхностях материала, такими как стекло, дерево и кожа в технике точечная роспись. Основные разделы программы: подготовка основы для росписи, техника точечной росписи, способы росписи, изучение якутских народных орнаментов. Студенты приобщаются к народному искусству через изучение, освоение построений и смысла народных орнаментальных мотивов, цветовыми отношениями. Придумывать собственные орнаментированные композиции на примере народных орнаментов и узоров.

В настоящее время стало актуально использовать в украшениях, одежде, интерьере национальные узоры и орнаменты. Нужно уметь уделять особое внимание их значению. У якутов есть основные узоры-благопожелания, узоры-символы и узоры украшения. Узор имеет свойство лучше всяких слов описать и придать смысл изделию или же показать внутреннее состояние человека. На курсах рассматривается виды и классификации якутского орнамента, на основе исследований сделанные народным художником Якутии М.М. Носовым, искусствоведом Т.П. Тишиной, народным мастером Б. Неустроевым – Мандар Уус. Используя их научные труды, а так же работы многих других мастеров и художников нашей республики предоставляется возможность качественного изучения народного декоративно-прикладного искусства. При выполнении изделий с орнаментальным мотивом студенты должны знать, что орнамент несет в себе духовную силу, способную влиять на жизнь человека, имеет функцию защиты, оберега, должны осознать, что якутские узоры и орнаменты являются своеобразным показателем якутской культуры

На каждом занятии преподавателем демонстрируются приемы выполнения той или иной отделки предмета, а затем студенты самостоятельно закрепляют полученные знания, приемы, навыки. Начинать расписывать точками лучше с плоских  изделий, а затем, когда рука приобретет уверенность и четкость координации, переходить на объемные предметы. Большая часть времени отводится на выполнении упражнений, проставление точек, что бы координировать действия, силу нажима на тюбик с краской, развивая аккуратность и точность. Упражнения выполняют одним или двумя цветами, требуя четкого соблюдение пропорций, чтобы сложился узор в законченную композицию. Для выполнения упражнений хорошо подходят обычные диски, (приложение 1,2.) диски можно так же использовать при выполнении таких заданий как орнамент в круге, по точечной технике так и по витражной росписи. При изучении и выполнении якутских орнаментов темы практических заданий разделены по традиционному принципу на две основные группы: геометрический орнамент и растительный. Работы выполняются по тематическому плану на различных поверхностях, так в первом семестре учебы расписывают в основном на твердых поверхностях как, стекло, акрил стекло и на дисках, используя геометрические орнаменты и растительные мотивы (приложение 3).

Во время работы студенты анализируют и делают выводы по работе с материалом, технологии выполнения, цветовые сочетания орнамента. По итогам работ и выводам студентов следует, что работать витражными красками лучше всего на стеклянной поверхности. Любые ошибки в работе легко сразу смываются с поверхности, чего не сделаешь с акрил стеклом, который оставляет чуть мутный след и мелкие царапины при удалении краски с поверхности. Положительным фактором является его ударопрочность, доступность, безопасность работы, что привлекает для работы с детьми. Отличной поверхностью при работе в точечной и витражной росписи является диск. Витражная краска и переливающая поверхность диска, отлично сочетаясь, создают прекрасный фон. Можно декорированный диск использовать как самостоятельное украшение, так и использовать при выполнении композиции на картине (приложение 4).

В результате освоения учебной дисциплины были выполнены основные технологические операции по художественной росписи; обработке основы для точечной росписи по стеклу; воплотили творческий замысел в материале с учетом его декоративных свойств. Итоговый просмотр первого семестра показал хорошие показатели по освоению техники по полученным оценкам за практические работы. Лучшие работы студентов приняли участие на IX Республиканской выставке-ярмарке «Якутия мастеровая - 2019» в г. Якутске.

Таким образом, художественная обработка материалов и овладение различными технологиями прикладного творчества может выступать одним из эффективных средств творческого развития и эстетического вкуса студентов, способствуя в становлении личности с национальным самосознанием. Знания, умения, навыки, полученные в результате обучения на курсах дополнительного образования, будут использованы выпускником в творческой проектной работе, и в будущей профессии в школе, внеурочной деятельности с учащимися.

Приложение №1

Технологическая карта

Технология выполнения упражнения по точечной росписи

Ход работы Материалы и инструменты Примечания
1 Подготовка и подбор материалов и инструментов Основа для росписи диск, акриловые краски по стеклу и керамике, контуры по стеклу и керамике,  инструменты для нанесения точек- дотсы, влажные салфетки, ватные палочки, лист бумаги.

Вместо специальных инструментов для нанесения точек можно применить деревянные палочки, карандаш с ластиком, наконечники фломастера и т.д.

Влажные салфетки и ватные палочки нужны для удаления помарок  и ошибок.

Нужно заранее определиться с выбором цветовой гаммы.

2 Нанесение больших точек по внешнему периметру диска Краску  набираем  на емкость палитры. Макаем кончик ластика карандаша  в краску.

Палочку держим перпендикулярно к работе. Ставить точку слегка нажимая на основу. Краска должна ложиться на основу аккуратно и выпукло.

Наносим точки по всему наружному периметру диска.  Следим  за интервалом точек.

3 Нанесение средних точек Для средних точек выбираем другой цвет по цветовому сочетанию. Точки наносим используя деревянную палочку.

1 пример: Средние точки наносим между большими точками сверху.

2 пример: Ставим среднюю точку прямо  над большой точкой, старательно придерживаясь симметрии.

4 Нанесение точек контурной краской Контурную краску держим почти перпендикулярно к работе,  размер точки зависит от нажима. Таким способом можно получить разные по размеру точки.  От  крупных точек до совсем маленьких.
5 Завершающая часть, нанесение точек белой контурной краской

 

Пользуемся белой контурной краской.  Белый цвет создает лаконичность и завершенность работе. Можно ставить точки между большими и средними точками, а так же вокруг больших точек как кайма. Варьируя размерами точек  можно создать неповторимый творческий рисунок.
 

Приложение № 2

  Упражнения по точечной росписи

Приложение № 3

Работы студентов

акрил стекло; диски с орнаментом, рамка А5 со стеклом, витражная роспись

Роспись по стеклу                                                          Роспись по дереву

Приложение № 4

Свои авторские работы

 «Сардааны» витражная роспись, 35*35; 2018г.         «Оьуор –ойуу» точечная роспись, 30*30;2018г.

Серия времена года: «Зимняя сказка», «Весеннее утро»,

«Лето красное. Сардааны», «Золотая осень»,25*25; 2018г

 

 

Список литературы:

  1. Воробьева Н. Г. «Точечная роспись» Золотая библиотека увлечений, М.: АСТ-Пресс, 2013.
  2. Неустроев Б.Ф. МандарУус «Саха ойуута-бичигэ. Узоры и орнаменты Саха».
  3. Петрова С.И. «Узоры и орнаменты», трафареты, Якутск; Бичик, 2018
  4. Обзор контуров по стеклу» –http://masteriza.blogspot.ru/2010/04/blog-post_23.html
  5. «Точечная роспись контурами» — Мастерская Кельтмы (много фотографий изделий, идей и тем для обсуждений о точечной росписи) — http://www.liveinternet.ru/users/keltma/rubric/2397544/
  6. http://masteriza.blogspot.ru/2010/04/blog-post_23.html
  7. http://molodaya.by/poleznoe/v-pomosch-mame/rospis-point-to-point-ili-tochechnaya-rospis.html
  8. http://www.liveinternet.ru/users/keltma/rubric/2397544/
  9. http://www.livemaster.ru/search.php?vr=2&searchtype=4&search=%F2%EE%F7%E5%F7%ED%E0%FF+%F0%EE%F1%EF%E8%F1%FC
  10. Мастер-класс по росписи контурами в технике «Point-to-Point» http://www.liveinternet.ru/users/keltma/post118489663