РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО_ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

DEVELOPMENT OF ARTISTIC AND CREATIVE ABILITIES JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Школа как социальный институт общества может внести существенный вклад в формировании ценностного отношения подрастающего поколения к изобразительному искусству.

Особенности эстетического воспитания младших школьников рассмотрены в работах Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, В.А. Сухомлинского, Д.Б. Эльконина.

Изобразительная деятельность – важнейшее средство в развитии художественно-творческих способностей. Являясь одной из самых интересных, она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей их жизни, то, что их взволновало, вызвало положительные, а иногда и отрицательные эмоции.

Педагогическое руководство процессом развития творческой деятельности младших школьников означает последовательное разрешение противоречия между желанием ребенка личностно заявить о себе на уроках изобразительного искусства, самовыразить свое отношение в творческой деятельности и отсутствием необходимого для этого комплекса умений и навыков, возможностей проявления опыта учебно-познавательной и учебно-творческой деятельности. Синтез этих двух сторон целостного учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства как раз и обеспечивает творческое развитие учащихся [1].

Такое развитие, опирающееся на устойчиво функционирующий опыт, может осуществляться в различном масштабе, на различном уровне. В частности, для младших школьников это первоначально может быть пространство урока. Можно предположить, что по мере обретения опыта творческого развития, он может выйти в более широкое социокультурное пространство, находящегося за пределами урока.

Урок изобразительного искусства мы рассматриваем как потенциально перспективное образовательное пространство для выявления и педагогически целесообразного развития имеющихся предпосылок развития творческой деятельности младших школьников; создание условий, способствующих обретению опыта творческого развития.

Приобщая детей к искусству необходимо использовать различные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок воображению и фантазированию ребенка. Использование нетрадиционных техник в рисовании:

способствует снятию детских страхов; развивает уверенность в своих силах; развивает пространственное мышление; учит детей свободно выражать свой замысел; побуждает детей к творческим поискам и решениям; учит детей работать с разнообразным материалом; развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности; развивает мелкую моторику рук;  развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии; во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Существует много разнообразных, интересных техник рисования в различных жанрах изобразительного искусства, которые с успехом могут быть использованы учителем на уроках.

Освоение техники рисунка развивает воображение, движения рук и глазомер, воспитывает привычку планомерно вести намеченную работу, привычку к самоконтролю. Этот процесс в комплексе решает образовательные, воспитательные и развивающие задачи [2].

Многолетний опыт показал, что именно в 3 классе можно использовать нетрадиционные виды изобразительной техники. Именно в этом возрасте ребенок хорошо усваивает и аккуратно с фантазией работает всеми предложенными техниками рисования. Исходя из этого, перечислим правильное использование этих техник в 3-м классе.

  1. Путуализм. Для этой техники необходима жесткая кисть. Берется альбомный лист. Перед собой ставится пушистая игрушка. Сначала касательными линиями рисуют контуры рисунка. Затем касательными точками кистью выполняют путуализм. Эти точки у школьников должны ассоциироваться с «мехом» зверька – игрушки. Эта техника рисования очень сложна, но необычайно интересная для детей. Для рисования глаз, носа, рта и других деталей применяют обычный способ рисования.
  2. Монотипия. Для учащихся 3-го класса можно взять свободную тему, чтобы ребенок сам фантазировал и творил что-либо свое. Эта техника похожа на печатание. Нужно нанести кистью желаемую краску на предмет, например, пуговицу, и сделать отпечаток один раз и, таким образом, создается композиция, это зависит от фантазии ребенка. Техника требует терпения и аккуратности. Также сложна и забавна. Результат получается необыкновенно интересным, особенно для детей.
  3. Гравюра. Для учащихся этого возраста подойдет такой нетрадиционный вид техники рисования, как процарапывание. Сначала вырезают форму из картона, который красят однотонной краской. Когда подсохнет, наносится восковой грунт. Затем перемешивают шампунь с тушью и этой смесью натирают поверхность воска. Когда подсохнет, острой стороной скрепки начинают процарапывать, то есть рисовать на черной поверхности.
  4. Диатипия – вид гравюры. Темой может быть рисование животных, птиц. Сначала картон равномерно красят масляной краской. Дают немного подсохнуть и сразу поверх накладывают альбомный лист. Стержнем по чистому листу рисуют своего животного. Должно получиться зеркальное отражение рисунка на чистом листе. Главным результатом является изображение на верхнем листе.
  5. Восковые мелки.
Общеизвестно, что без практической деятельности, то есть без использования какой-либо техники рисования невозможно достичь лучших результатов. Мало объяснить и показать тот или иной прием работы – надо добиться того, чтобы этот прием был хорошо усвоен.

Чтобы ученик хорошо понял, недостаточно одного разъяснения и показа – нужно еще суметь увидеть, почувствовать, как ученик воспринимает учебный материал, как он реагирует на слова и действия учителя. Должен возникнуть психологический контакт между учеником и учителем, они должны хорошо понимать друг друга.

Особая задача учителя – научить младшего школьника использовать технические свойства материалов, с целью воспроизведения предметов видимого мира, привычку планомерно вести намеченную работу.

В нашем исследовании мы попытались выявить уровень развития творческих способностей детей посредством теста на воображение ребенка "Нарисуй что нибудь" Т.Д. Марцинковской.

Результаты теста, проведенного в начале исследования, показали, что уровень развития творческих способностей у детей средний и низкий.

Далее мы занимались с детьми разными видами нетрадиционных техник рисования. По качеству выполняемых работ было видно, что у детей действительно происходит процесс развития творческих способностей. Этот вывод подтверждают и результаты повторно проведенного теста «Нарисуй что-нибудь».

Таким образом, проведенная работа с детьми действительно положительно влияет развитие воображения и креативного мышления, что в свою очередь, приводит к совершенствованию художественно-творческих способностей у младших школьников.

 

Литература

  1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание / А.В.Бакушинский - М.:Просвещение, 1995.- 240 с.
  2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей / Е.Б.Евладова и др. – М.:Владос, 2002. - 269 с.
References
  1. Bakushinsky A.V. Artistic creation and upbringing / A.V. Bakushinsky - M.: Enlightenment, 1995. - 240 p.
  2. Evladova EB, Loginova L.G., Mikhailova N.N. Additional education of children / E. B. Evladova and others - M.: Vlados, 2002. - 269 p.
© М.Н. Романова, И.Н. Потапова, 2018