ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДПИ

FORMATION OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF YONGER SCHOOLCHILDERN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN DPI

Процесс формирования этнокультурной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности заключается в знании и понимании культуры своего народа, осознании ее  своеобразия и ценности. Этнокультурная компетентность рассматривается как интегрированное качество личности, характеризующее степень усвоения художественной культуры народа, теоретическую и практическую готовность к трансляции ее ценностей [3, c 42].

Формирование этнокультурной компетентности во внеурочной деятельности младшего школьника является неотъемлемой составной частью учебно-воспитательного процесса. Одним из путей обновления содержания внеурочной  работы для формирования этнокультурной компетентности в Республике Саха (Якутия) является использование традиционного годичного цикла жизнедеятельности якутского социума в процессе личностного становления подрастающих поколений саха                    [1, c.68].

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования [2, c.13].

Нами разработаны восемь занятий кружка по декоративно-прикладному искусству во 2 классе с использованием годичного цикла традиций культуры народа саха с целью формирования этнокультурной компетентности.

При разработке системы  занятий внеурочной деятельности  по коративно-прикладному искусству учитывали  этапы проектной деятельности.

1 занятие соответствует ценностно-ориентировочному этапу проектной деятельности, где идет осознание мотива и цели деятельности учащимися, определение замысла проекта. Учащиеся знакомятся  с содержанием месяца и составляют план своей деятельности за месяц, изготавливают книгу о месяце.

2-3 занятия соответствуют конструктивному этапу проектной деятельности. Учащиеся  составляют эскиз предстоящего продукта деятельности и изготавливают поделки по  разной технике выполнения. Рефлексия сопровождает каждый этап проектной технологии. В конце занятия после выполнения работы, каждый ученик оценивает качество выполнения своей деятельности по критериям.

4 занятие соответствует презентативному этапу проектной деятельности. Учащиеся представляют свой проект на уровне школы. Представляют свое изделие, рассказывают о культурных традициях, обычаях народа саха в данном месяце.

Опытно – практическая работа по формированию этнокультурной компетентности во внеурочной деятельности на занятиях кружка декоративно – прикладного  искусства осуществлялась на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Амгино – Нахаринская СОШ» Амгинского улуса с. Оннес.

В эксперименте были задействованы учащиеся 2 класса, всего 11 из 10, которые приняли полное участие в опытно – практической работе. Из них 6 девочек и 5 мальчиков. В классе 9 учащихся успевают на «4» и «5», что составляет 78% от общего числа учащихся класса. Классный руководитель  – Пахомова Мария Павловна, учитель высшей категории.

Целью констатирующего этапа является определение исходного уровня сформированности этнокультурной компетентности учащихся 2 класса.

Для проведения диагностики была разработана анкета, с целью изучения уровня  знаний и представлений учащихся о народных традициях, о культуре своего народа. Мы выделили следующие критерии уровны сформированности этнокультурной компетентности младших школьников: 8-10 баллов – высокий уровень, учащиеся обладают прочными и глубокими знаниями этнического календаря саха и культуры своего родного народа; 5-7 баллов – средний уровень, учащиеся интересуются культурой родного народа, имеется эмоциональное оценочное отношение к ней; имеется наличие некоторых знаний традиции своего народа; меньше 5 баллов - низкий уровень сформированности этнокультурной компетентности характеризуется отсутствием интереса к культуре своего народа саха, отсутствием знаний о приметах и традициях своего родного народа,   этнического календаря саха и их понятие, значение.

Результаты анкетирования показали, что большая половина класса - 60% испытуемых - имеет низкий уровень сформированности этнокультурной компетентности, средний уровень имеют 30% учеников и лишь 10% испытуемых имеют высокий уровень.

На этапе формирующего эксперимента проводилась работа по формированию этнокультурной компетентности младших школьников  через организацию специализированных занятий в процессе внеурочной деятельности.

Для этого нами были разработаны и проведены  8 занятий кружка по декоративно-прикладному искусству с использованием годичного цикла традиций культуры народа саха.

Анализ результатов контрольного этапа эксперимента показывает, что у многих учащихся 2 класса уровень сформированности основных этнокультурной компетентности повысился. Так из 10 детей, принимавших участие в эксперименте выявлено: высокий уровень у 5 учащихся это составляет 50% от количество детей, у 5 учеников средний уровень, что сотавляет 40% от количество детей, низкий уровень у 10%  детей.

Исследование позволило прийти к выводу, что в результате проведения внеурочных занятий у учащихся 2 класса повысился уровень сформированности этнокультурной  компетентности.

 

Литература

  1. Брагина Д. Г. Современные этнокультурные процессы у народа саха / Д. Г. Брагина. -  Якутск, 2007. – 88 с.
  2. Енин А. В. Внеурочная деятельность: теория и практика 1-11 классы / А. В. Енин. - М.: ВАКО, 2017. – 288 с.
  3. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде : автореф. дис. докт. педагог. наук / Т. В. Поштарева. - Владикавказ, 2009. - 48 с.
References
  1. Bragina D. G. Modern ethnocultural processes among the Sakha people / D. G. Bragina. - Yakutsk, 2007. - 88 p.
  2. Enin A. V. Extra-curricular activities: theory and practice, grades 1-11 / A. V. Enin. - M .: WAKO, 2017. - 288 p.
  3. Poshtareva T.V. Formation of ethnocultural competence of students in a multi-ethnic educational environment: Author. dis. Dr. the teacher. Sciences / T.V. Poshtareva. - Vladikavkaz, 2009. - 48 p.
© М.Н. Романова,  Р.А. Ефремова, 2018