ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL AND PERSONAL FORMATION OF A TEACHER

В профессиональных учебных заведениях образование направлено на овладение будущими специалистами теоретическими и эмпирическими знаниями, также профессиональными компетенциями. Профессионализм педагога определяется как высоким уровнем его фундаментальных профессиональных знаний, так и уровнем личностного развития, т.е. становлением субъекта познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.

В ходе профессионально-личностного становления педагога формируются и развиваются духовные ценности на основе саморазвития, самообразования и самореализации субъектов педагогического процесса, что подтверждают в своих трудах исследователи-специалисты (В.А. Болотов, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, H.A. Шайденко и др.). В соответствии с этим в учебном процессе возникает целесообразность направления познавательной деятельности завтрашних педагогов, осуществляемой в тесной связи с формированием профессиональных умений и навыков, на их саморазвитие, самообразование и самореализацию. Решение этой проблемы обусловлено высоким уровнем профессионализма педагога, так как для современного общества педагог является основным ведущим субъектом образования. Поскольку среди всех социальных специалистов педагог выступает основным источником обучения и воспитания растущего молодого поколения, от его профессиональной позиции зависит как интеллектуальное развитие обучающихся, так и личностное их становление.

Практическая подготовка работников образования предусматривает организацию в учебном заведении разных видов профессионально-ориентированной деятельности. Как показывает изучение эмпирического опыта, не все студенты принимают активное участие в тех или иных видах организуемой деятельности, и все это преодолевается разнообразной деятельностью преподавателей, направленной на профессионально-личностное становление завтрашних специалистов. Такая многогранная деятельность преподавателей носит характер психолого-педагогического сопровождения профессионального становления будущих педагогов.

Профессионально-личностное становление готовящихся специалистов на современном этапе является одной из важнейших задач в деятельности профессиональных учебных заведений. Для решения условий, путей и способов данной задачи считаем необходимым проанализировать и раскрыть сущность понятия «профессионально-личностное становление», также выявить особенности профессионально-личностного становления будущих педагогов.

Термин «профессиональное становление личности» широко используется в педагогике и психологии в работах Е.М. Борисовой, С.Г. Вершловского, Е.И. Исаева, Е.А. Климова, Н.Б. Крыловой, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.И. Слободчикова и др. В их трудах психолого-педагогическое изучение профессионально-личностного становления тесно рассматривается с проблемами изучения личности педагога. Личность педагога в широком смысле означает целостность высокого уровня его интеллектуального и культурного развития, основу которого составляет самообразование.

Специалисты рассматривают «становление» как: созревание и рост; переход от одного определённого состояния к другому более высокого уровня; единство уже осуществлённого и потенциально возможного. Педагогический смысл термина «становление» можно выявить при сопоставлении понятий «развитие» и «становление»: развитие связано с совершенствованием уже существующих задатков; становление характеризует постоянный процесс их обновления. Под «становлением» понимается непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самореализацию.

Из анализа и опыта передовой эмпирической практики видно, что профессионально-личностное становление педагога нуждается в психолого-педагогическом сопровождении, индивидуальной поддержке в личностном и профессиональном его становлении как со стороны опытных своих коллег, так и в процессе взаимодействия с другими коллегами. Необходимость данного сопровождения обусловлена еще и тем, что в условиях модернизации образования от педагога требуется гибкое реагирование на постоянно меняющуюся ситуацию. Сущность сопровождения состоит в оказании помощи педагогу в затруднительной ситуации, чтобы он мог продуктивно решать возникающие проблемы и справляться с трудностями.

Таким образом, в итоге такой деятельности, обеспечивающей профессиональное становление специалиста, выдвигается педагог-профессионал, широко образованный и культурный человек, гуманист и интеллигент, реализующий инновационные подходы к обучению, воспитанию и личностному развитию представителей подрастающего поколения.

 

Литература

  1. Концептуальные основы самообразования студентов педагогического вуза Евдокарова Т.В., Дмитриева С.Н., European Social Science Journal. 2016. №12-1. С.162-166.
  2. Педагогическое обеспечение саморазвития личности в системе образования : учебно-методическое пособие / Д.А. Данилов, А.Г. Корнилова. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2015. – 108 с.
  3. Субъектная позиция личности в педагогическом процессе как условие модернизации образования : монография / Д.А. Данилов, А.Г. Корнилова. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2014. – 120 с.
  4. Юдакова С.В. Профессионально-педагогическое самообразование: учеб. пособие. — Владимир: ВГПУ, 2010. - 131 с.
References
  1. Evdokarova, T., Dmitriyeva, S. (2016). Conceptual bases of teacher college students’ self-education. European Social Science Journal, 12(1), 162-166.
  2. Danilov, D., Kornilova, A. (2015). Pedagogical providing of personal self-development in educational system. Yakutsk, NEFU Publishing.
  3. Danilov, D., Kornilova, A. (2014). Subject position of person in teaching process as a condition for modernization of education. A monography. Yakutsk, NEFU Publishing.
  4. Yudakova, S. (2010). Professional and pedagogical self-education. Vladimir: VSPU.
© Т. В. Евдокарова, 2018