Для того, чтобы наиболее объективно оценить все стороны данного вопроса нужно дать четкую терминологию фундаментальным понятиям. Что же такое познание? Познание – восприятие информации из вне посредством органов чувств, анализ её и синтез новых логически-выстроенных мыслей на основе данной информации, а также синтез – на основе уже имеющейся (синтез может выражаться в качестве инсайда, интуиции), последние две «операции» производит собственно головной мозг. И как видно из определения человеку априори присуще такое понятие, как познание, скажите вы? Несомненно, что человек воспринимает окружающую его действительность посредством всяческих точно, а иногда и нет, выверенных анатомических органов, но главный «анализатор» собственной информации довольно часто работает не в полную меру или же не исправно, в этом большую роль играет процессы, воздействующие на человека из вне, то есть – его окружение (социальный фактор), а также – выраженность определенных генов (генетический фактор). И, конечно же, нужно учитывать все те «ячейки» познания для того, чтобы углубиться в такое понятие, как медицинское познание, которое определенно включает в себя – понятие сознания. Но чтобы более детально понять всю суть медицинского познания нужно, сперва, проследить его в историческом аспекте развития медицины. Так как медицина является в своем роде результатом очень многих наук (биологии, химии, психологии, математики, физики, некоторые науки может быть используются на элементарном уровне, но все же они присутствуют), то и познание медицины вызывает некую трудность, ведь требуются столь обширные знания и навыки. В историческом плане: например, в Древнем Китае понятия медицины и философии были тесно связаны, потому что в большинстве медицинских текстов были рассмотрены философские проблемы, связанные с человеком, здоровьем, душевным благополучием. О данной проблеме также высказывался Гиппократ, основоположник Косской медицинской школы, (V век до н.э), который исследовал влияние еды и различных жидкостей на человека, в результате чего из эмпирического опыта выводил теоретический опыт, который в последствии могу быть использованы или же опровергнуты на практике , такое познание медицины складывалось на основе натурфилософских взглядов, то есть человек рассматривался как часть природы и выявляя закономерности между природой и человеком возможно познание в медицине. [2] Также Гиппократ уже в то время подчеркивал важность именно клинических умений, а не теоретических рассуждений, которые могут быть порою пустословными, но приведенный тезис не означает, что нужно полностью редуцировать теоретические рассуждения, они имеют место в комбинации с клиническими умениями и данными полученными во время этих умений. Гиппократ в своих трудах также замечает отличительную характеристику медицинского познания: во-первых, врач-практик взаимодействуют с разными людьми, а каждый человек — это индивидуальный набор качеств, на которые невозможно воздействовать по заранее подготовленному теоретическому знанию, во-вторых, врач-практик получает уникальный клинический опыт от пациента, может быть не встречающийся ему никогда, который может быть использован в дальнейшем для лечения данного пациента или других пациентов, что определенно требует творческого подхода со стороны врача. [3] Нельзя не оставить без внимания ургентные ситуации, происходящие зачастую в медицине, что требует незамедлительных решений, которые могут быть основаны на интуиции врача, а интуицию довольно сложно подстроить под теорию, что также замечал Гиппократ. И в последствии взгляды Гиппократа не остались забытыми и отвергнутыми, к приверженцам Гиппократа в этом плане относятся: К. Гуфеланд — немецкий терапевт, врач короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III, С.П. Боткин Более поздний греческий врач – Эрасистрат (III век до н. э.) также использовал эмпирический подход, обследуя многочисленные трупы, вывел закономерность о том, что все патологии в человеке происходят из-за избытка пищи, слабой всасываемости через органы желудочно-кишечного тракта, а также из-за застойных явлениях в сосудах. Известные врачи XVIII-XIX веков также отмечали специфику медицинского познания исходя из как раз-таки накопленного опыта. Так, французский врач Гюшар гордо говорил, что любой может добиться звания ученого, но не каждый сможет творчески подойти к искусству клинической медицины, так как творчество, в определенной мере, имеется не у всех». Также, врач-терапевт С.П. Боткин (XIX в.) отмечал: «Искусство врачевания — это неверное высказывание». Оно неверно потому, что искусство, нужно во всем — к примеру, искусство мыслить, искусство наблюдать, проверять достоверность информации. [1] До начала XIX в. методы морфологического и физиологического исследования находились лишь на уровне органов и систем органов. Лишь в XIX столетии исследование организма человека смогло углубиться до уровня тканей. Биохимия и микробиология были в самом начале своего развития, а генетика и иммунология существовали под мантией других наук. С начала 40-х гг. ХХ в. начинается новый этап развития экспериментальной дисциплины, тесно связанный с исследованием внутриклеточных процессов. Это направление сформировало узких специалистов, поглощенных решением частных проблем. В результате чего, узкие специалисты теряют всю обширность медицинского знания и перестают задумываться над «нетехнической» составляющей работы врача.
Теперь рассмотрим более детально все те проблемы медицинского познания в современной медицине. Можно с уверенностью заявлять, что медицинское знание всегда в себе несло целостность и без комплексного подхода в исследованиях, врачи не могут заниматься лечением. Организм, по своей сути, это саморегулирующаяся и самовоспроизводящаяся система. Все процессы, протекающие в организме человека, начиная с клеточного уровня, а далее доходя до органного уровня, неразрывно связаны друг с другом. Все системы органов человека находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, и если произойдет нарушение работы какого-либо сегмента, то постепенно оно будет передаваться на все другие органы и системы органов. Одно упущенное из виду маленькое нарушение в организме может привести к серьезным осложнениям, а в дальнейшем и к смерти. [4]
По сравнению с прежними временами, когда врач имел полное представление о всем организме человека и знал все взаимодействия и процессы, полностью мог представить в своей голове картину всех внутренних органов в своей голове и найти причину заболевания, в настоящий момент появилось огромное количество разделений профессий врачей, то есть разные врачи специализируются в какой-то конкретной области и знают как лечить заболевания той системы органов, которая для них является основой работы.
С одной стороны, если взглянуть широко на этот вопрос, то это огромный плюс, потому что, чем уже специализация врача, тем больше он будет знать и понимать в конкретной области. Но с другой стороны, это и огромный минус, так как такой врач не до конца может разобраться в клинической картине без помощи других специалистов, как это могло быть раньше. В случае непонимания проблемы человека или отслеживания отсутствия прогрессивности лечения, один врач перенаправляет пациента к другим специалистам, а также на проведение дополнительных исследований. Это очень плохо сказывается на здоровье обратившегося в больницу с жалобами человека, потому что за это время, которое тратится в большом количестве на исследование заболевания, можно было бы начать лечение, и человек с большей вероятностью и эффективностью пошел бы на поправку. Но, не имея общего представления о процессах в организме, нельзя быстро докопаться до истины заболевания.
На помощь простому осмотру в медицине постепенно появлялись методы обследования: основные, которые производятся в лаборатории (Анализы крови (общеклинический, биохимические, иммунологические, серологические, генетические, бактериологические и др.); Анализы кала; Анализы мочи; Бактериологическое исследование; Комплексные исследования ) и дополнительные. Так, с помощью предыдущего опыта, накопленного другими врачами, можно определять те или иные виды болезней по изменяющимся показателям основных лабораторных методов обследования и уточнять на какой стадии заболевания находится человек. А с помощью дополнительных методов обследования, например таких как рентгенография, ультразвуковое исследование (УЗИ), магнитно-резонансной томографии (МРТ), компьютерной томографии (КТ) врачи могут узнавать о состоянии внутренних органов пациента, удостоверятся в их физиологичном здоровье или находить патологические отклонения от нормы для дальнейшего прописывания курса лечения и восстановления организма. Именно с помощью УЗИ можно наглядно посмотреть состояние внутренних полых органов. Рентгенография помогает просматривать твердые образования, не пропускающая рентгеновские лучи, с помощью просветлений и затемнений в органах можно определять патологии. МРТ и КТ дают возможность увидеть проекцию внутренних органов в трехмерной модели, так как оба этих метода проводятся послойно.
За последние 30 лет медицина шагнула далеко вперед, и что раньше казалось вымыслом, сейчас уже применяется на практике. Благодаря новым методам обследования улучшилась точность установки диагноза, а тем самым и эффективность лечения заболеваний.
В современном мире, где любая информация, интересующая человека, находится в свободном доступе за пару кликов, любой человек может, написав свои симптомы в поисковую строку, найти множество ответов. В такой ситуации может быть несколько подходов: человек напишет свои симптомы, начитается диагнозов с различных медицинских сайтов, а еще хуже с форумов, и совершенно не разбираясь в медицине, будет страдать от того, что выявил у себя неизлечимый диагноз. Совсем тревожная ситуация наступает тогда, когда человек ищет дальше лекарства от этого заболевания и быстро прочитав инструкцию их употребляет, что может негативно сказаться на работе его организма. Но с другой стороны, если нужной информацией будет пользоваться знающий человек, то она может сильно ему помочь в особо затрудненных ситуациях. Еще сеть интернет позволяет связываться врачам друг с другом даже если они находятся в разных странах, что позволяет им делится опытом и знаниями, помогать в сложных клинических ситуациях. Из-за развития фото и видеосвязи стало легче делиться с коллегами новыми, интересными или сложными клиническими случаями, чтобы в дальнейшем обсудить и решить эти вопросы. Поэтому, информация может нанести как пользу, так и вред, в зависимости от того, кто ей будет пользоваться.
Несмотря на большой прорыв в развитии медицинского познания, ученые и врачи не останавливаются на достигнутом, а наоборот усиленно продолжают изучать неизлечимые на данный момент заболевания, например, СПИД, хронический гепатит, различные новообразования, продолжаются исследования, направленные на реакцию организма на возбудителей заболеваний, лечению человека от этого заболевания. Так же в современном мире усиливается познание людьми здорового образа жизни, а именно занятия физической культурой, правильное питание, сон, разнообразный активный отдых, что положительно влияет на здоровье социума в целом. [5]
Список литературы:
- Боткин С.П. Общие основы клинической медицины // Сеченов И.М., Павлов И.П., Введенский Н.Е. Физиология нервной системы. Избранные труды. Вып. Кн. 2. М., 1952. С. 995-1007.
- Гиппократ. Наставления // Избранные книги. М., 1936. С. 143-169.
- Гиппократ. О древней медицине // Наставления. Избранные книги. М.,
С. 117-126. - Моисеев В.И. Философия науки. Философии биологии и медицины. М., 560 с.
- Философия медицины / Под ред. Ю.Л. Шевченко. М., 2004. 480 с.