Понятие деловой активности организации является комплексным и характеризует динамичность предпринимательской деятельности и эффективности использования всех видов ресурсов.
Деловая активность – это показатель хозяйственной деятельности организации, отражающий результаты и эффективность текущей основной деятельности [1].
Если организация находится на низком уровне деловой активности, это будет свидетельствовать о невозможности выполнения его основополагающих функций, а также поддержания достаточной степени роста результативных показателей. На деловую активность организации оказывают влияние внешние или макроэкономические и внутренние факторы. Наиболее значимое воздействие оказывает комплекс макроэкономических факторов. Влияние этих факторов является базой для формирования благоприятного климата деятельности организации, который будет являться стимулом для активного его поведения, либо, наоборот, для негативного развития событий, например к прекращению своей деятельности.
Структура деловой активности на уровне организации представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. – Структура деловой активности [2, с. 133].
Финансовая активность характеризует скорость совершения финансовых операций, а также их интенсивность. Результат финансовой активности показывает, насколько организация благополучна в финансовом отношении. Активность инвестиционного характера предполагает высокую финансовую устойчивость, а также наличие финансового потенциала. Это обусловлено тем, что отвлечение средств из оборота могут себе позволить только те организации, которые осуществляют свою деятельность благополучно. Можно отметить, что данная характеристика свойственна лишь организациям ограниченного круга.
Инновационная активность является разновидностью инвестиционной активности, которая предполагает внедрение средств в новые технологии.
Организационно-хозяйственную активность, как характеристику используют наиболее часто для оценки деятельности организации. Как правило, к изучению активности в процессе подготовки заключения о финансовом состоянии субъекта хозяйствования по результатам диагностики прибегают в тех случаях, когда объект исследования находится на грани банкротства.
Анализ деловой активности проводят по количественным и качественным критериям. В качестве качественных критериев выделяют:
– широта рынков сбыта, в частности внутренних и внешних;
– деловая репутация организации;
– конкурентоспособность товаров
– производимых или реализуемых;
– наличие стабильных поставщиков, установление постоянных и стабильных хозяйственных и коммерческих связей с поставщиками;
– наличие потенциальных и постоянных покупателей.
При этом следует отметить, что характеристики по качественным критериям могут быть получены посредством проведения сравнительной оценки с организациями, родственными по сфере приложения капитала. При проведении данной оценки могут быть использованы такие критерии, как:
– широта рынков сбыта товаров и услуг;
– наличие товаров, которые организация поставляет на экспорт;
– деловая репутация компании;
– стабильность связей с потенциальными покупателями.
В качестве количественных критериев выделяют:
– степень выполнения плана (установленного вышестоящей организацией или самостоятельно) по основным показателям;
– обеспечение заданных темпов их роста;
– уровень эффективности использования ресурсов организации.
При этом деловая активность коммерческой организации проявляется в динамичности ее развития, достижения ею поставленных целей, эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта своей продукции [3].
Кроме того, необходимо также отметить другие не менее важные характеристики, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены деловой активностью организации:
– инвестиционная привлекательность;
– финансовая устойчивость;
– кредитоспособность.
Основополагающей целью анализа деловой активности организации является оценка эффективности управления активами менеджментом, а кроме того, способность минимизировать временной отрезок, с момента закупки исходных материалов, необходимых для изготовления продукции, до фактического получения денежных средств за реализованную продукцию.
В процессе анализа деловой активности организации решаются следующие задачи [4, с. 112]:
– анализ основных результатов деятельности организации – данный анализ проводят посредством соотношения с отраслевыми показателями уровня деловой активности;
– оценка бизнес-среды организации – проводится для установления ключевых факторов, которые оказывают воздействие на изменение уровней деловой активности организации на отчетный период;
– анализ резервной базы для повышения деловой активности, а также разработка и принятие мер по их использованию; – анализ динамики основных показателей деятельности организации, установление причин их отклонения от оптимальных величин;
– анализ эффективности использования производственных и финансовых ресурсов организации;
– анализ дебиторской и кредиторской задолженности организации;
– исследование технико-технологических особенностей процесса производства – данный анализ проводится для установления резервов ускорения оборачиваемости;
– осуществление прогнозирования основных финансовых показателей деятельности организации, разработка и введения мер по устранению факторов, неблагоприятно влияющих на показатели деловой активности.
Список литературы
- Понятие деловой активности [Электронный ресурс]. – URL: http://megapredmet.ru/1-79233.html (дата обращения 10.01.2019);
- Грибов В. Д. Экономика организации: учебник. практикум [Текст] / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. – 6-e изд., перераб. и доп. – М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 448 с.;
- Деловая активность [Электронный ресурс]. – URL: http://fb.ru/article/68916/delovaya-aktivnost-predpriyatiya (дата обращения 10.01.2019);
- Алексейчева, Е. Ю. Экономика организации (организации): учебник для бакалавров [Текст] / Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов, И. Б. Костин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 232 с.