Методическое пособие — это издание, предназначенное в помощь педагогам для практического применения на практике, в котором основной упор делается на методику преподавания. В основе любого пособия лежат конкретные примеры и рекомендации. Методическое пособие отличается от методических рекомендаций тем, что содержит, наряду с практическими рекомендациями, еще и теоретические положения, раскрывающие существующие точки зрения на излагаемый вопрос в педагогической науке. В методических рекомендациях теория вопроса дается минимально.
С помощью этой техники ковровой вышивки можно вышивать не только картины, но и оформлять подушки, сумочки и многие другие повседневные и праздничные аксессуары.
Ковровая техника шитья появилась давно, еще в древние века в Персии, когда стали изготавливать первые ковры. Этот драгоценный товар был очень востребованным, статусным элементом декора в течение многих веков. И в настоящее время ковры ручной работы, произведенные из натуральных материалов, являются дорогим приобретением. Мастерицы всегда стремились овладеть знаниями о технике изготовления ковров. Так появились техники шитья: ренессанс, флорентийская, килим, и др.
Современные методы ковровой вышивки значительно шагнули вперед. Теперь практически любой желающий без особых знаний, может в домашних условиях изготовить своими руками не только ковры, это могут быть подушки, настенные панно, картины, декор сумочек, свитеров и многое другое. [2]
Во время педагогической практики в МАОУ “Саха политихническом лицее” города Якутска мы апробировали методическое пособие для учащихся.
В ходе исследования была проведена экспертная оценка разработанного методического пособия по технике «Ковровая вышивка». В качестве экспертов выступили учителя технологии МАОУ «Саха политехнический лицей» г. Якутска.
Экспертам нужно было оценить методическое пособие по опроснику, состоящий из двух блоков, каждый из которых имеет свои критерии оценки.
В первом блоке «Содержание методического пособия» выделены следующие критерии:
— актуальность, значимость и содержания;
— достоверность представленной в материалах информации;
— формулировки определений, положений доступны и понятны для пользователей;
— логичность изложения учебного материала;
— соответствие требованиям и правилам грамматики русского языка;
— методическое пособие соответствует потребности для изучения;
— оригинальность методической идеи, новизна, использование новых форм, приемов, содержания, которые являются средством повышения учебной мотивации учащихся;
— доступность применения в школе. Легкость использования другими педагогами.
Эксперты оценили содержание разработанного методического пособия положительно, средний балл составляет 9,3 из 10 возможных. Высокие баллы выставлены по критериям «Формулировки определений, положений доступны и понятны для пользователей», «Логичность изложения учебного материала», «Доступность применения в школе. Легкость использования другими педагогами». Наименьшее количество баллов (8 б.) выставлено по критерию «Соответствие требованиям и правилам грамматики русского языка». По другим критериям выставлено 9 баллов. Мы, приняв замечания экспертов, проработали материал и постарались исправить все ошибки.
Во втором блоке «Оформление и дизайн методического пособия» выделены следующие критерии:
— имеет четкое пошаговое описание;
— отвечает требованиям эстетики, дизайна;
— самостоятельная работа учащихся;
— использование учителем для подготовки к урокам.
Результаты экспертной оценки по блоку «Оформление и дизайн методического пособия» составили 2,6 балла из 3 возможных. Два балла получены по второму критерию — «Отвечает требованиям эстетики, дизайна», по остальным критериям выставлены максимальные баллы.
Для того, чтобы исправить выявленные экспертами недостатки, мы провели пробные уроки с использованием разработанного нами методического пособия. В заключении мы провели опрос, в котором приняли участие учащиеся 8 «а» — 10 человек, 8 «в» — 10, 7 «б» — 11, 6«а» — 13.Они должны были проранжировать свой ответ по пятибальной шкале.
Опросник состоял из следующих вопросов:
- Понравилась ли вам техника «Ковровая вышивка»?
- Понравилось ли вам делать панно?
- Понравилось ли вам занятие?
- В будущем хотите ли вы работать в этой технике?
- Все ли было понятно Вам в книге?
По опроснику мы получили следующие результаты: по первому вопросу средний балл составил 4, 7 из 5, «Понравилось ли вам делать панно?» 4,8 из 5, «Понравилось ли вам занятие?» 5 из 5, «В будущем хотите ли вы работать с этой техникой?» 5 из 5, «Все ли было понятно Вам в книге?» 5 из 5. Как видно по результатам опросника детям понравилось работать в технике ковровой вышивки, они дополнительно самостоятельно с интересом изготовили панно с пошаговой инструкцией, описанной в книге, и в будущем хотят работать в этой технике.
Таким образом, на основе разработанного краткого учебного методического пособия мы попытались ввести в уроки технологии новый вид техники ковровой вышивки, что позволит получить начальные знания и умения о ковровой вышивке и использовать их в практической деятельности.
Литература
- Романова М.Н., Токарева О.А. Электронное методическое пособие по технологии // Электронное обучение в вузе и в школе: материалы сетевой международной научно-практической конференции. — С-Пб.: изд-во Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2015. – С. 263-264
- https:// 4krestika.ru/blogs/blog/shitye-kovrovoy-tekhnikoy