Чтобы активизоровать и заинтересовать обучаемых во внеурочной деятельности, используют различные методики и технологии обучения, как и на классических уроках. Одним из популярных методов обучения является проектная деятельность. [2]
Проектная деятельность является актуальной во все времена. О ней заговорили еще в 20-х годах прошлого века в США такие знаменитые педагоги, философы как Дж.Дьюи и его ученик и последователь У.Х.Килапатрик. Они ставили целью обучения умение учениками самостоятельно решать проблему. В России же данная методика впервые была внедрена еще в 1905-1931годах известным российским педагогом С.Т.Шацким. Целью проектной деятельности он постановил как стимулирование ученика к самостоятельной творческо-поисковой деятельности, в соединении теоретических знаний с практическими умениями. В 30-х годах прошлого столетия было введено предметное обучение, и проектная деятельность была подвержена критике. Позднее о проектной деятельности в России заговорили в середине 90-х ХХ века, когда потребовалась модернизация структуры и содержания среднего общего образования. В настоящее время отмечается важная роль проектной деятельности в образовании школьников. [1]
Во время педагогической практики в МАОУ “Саха политихническом лицее” города Якутска мы реализовали программу кружка “Удивительный мир валяния” для учащихся 8 класса по технике сухого валяния.
В настоящее время валяние является одним из популярнейших видов декоративно прикладного искусства среди всех возрастов и поколений. Кружковая деятельность по данному виду рукоделия проявляет свою популярность и среди школьников. Целью данной техники является создание изделий из шерсти, развитие мелкой моторики, воспитание художественного вкуса, развитие творческих сторон личности, развитие способностей к реализации замыслов по средствам использования изобразительных средств выражения (техника, приемы, материалы).
Валяние (фелтинг, фильцевание) — это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок).
Разнообразные формы и методы организации кружковых занятий с опорой на народное искусство позволяют приобщить детей к народным ремеслам, современным техникам в различных областях народного декоративно-прикладного искусства. Творческая деятельность повышает уровень профессионального развития воспитанников кружка. [3]
По составленной программе кружка учащиеся должны были изготовить брелки из шерсти и защитить по окончанию курса творческие проекты по своей работе.
В начале и в конце кружковых занятий были проведены опросы среди учащихся, состоящие из 5 вопросов по технике и технологии сухого валяния. Чтобы понять на сколько они знают о данной технике в целом.
В тесте были приведени чледующие вопросы:
- Как называется процесс получения войлока путем сцепления шерстинок между собой в мыльном растворе?
а) валяние
б) вкрапление
в) втирание
- Основной материал для валяния
а) пух
б)шелк
в) шерсть
- Валяние – это
а) вид рукоделия
б) вид художественного рисования
в) техника шитья
- Каким свойством обладает натуральное шерстяное волокно?
а) усадкой
б) сворачиваемостью
в) гигроскопичностью
- Как называется способ объемного валяния с помощью пробивных игл?
а) фелтинг
б) фильцнадель
в) нуновойло
При первичном тестировании из 14 обучаемых на первый вопрос правильно ответили 14,3%, на второй – 42,8%, на третий – 35,7%, на четвертый – 15,5% и на пятый – 35,7%.
В ходе проведенных нами занятий ребятами была проведена работа по изготовлению брелка в технике сухого валяния и разработке творческого проекта.
При защите проектов были рассмотрены и оценены по 5 бальной шкале следующие показатели: защита проекта, оформление проекта, практическая направленность, соответствие технологии выполнения и качество проектного изделия.
В результате c поставленной задачей справились все обучающиеся. Общий показатель по качеству выполнения проекта составил 82,8% (14 обучаемых), трое справились на 100%. Особые затруднения в проектной деятельности выявлены при оформлении проекта и в большей степени защитой самого проекта. Это связано с неумением выступать перед аудиторией, т.е. у учащихся не выражены коммуникативные компетенции.
После проведения ряда занятий и защиты проектов было проведено повторное итоговое тестирование. Результаты показали, что все учащиеся правильно ответили на все вопросы. Таким образом, можно утверждать, что учащиеся освоили технику сухого валяния и овладели основами проектной деятельности на кружковых занятиях по технологии.
Использованная литература:
- Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: Гуманит. из д. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с.
- Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 160 с.
- Романова М.Н., Потапова И.Н. Организация кружковой работы будущими учителями технологии // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Ялта: РИО ГПА, № 61-1. – 2018. — С. 253-255
3.https://kopilkaurokov.ru/tehnologiyad/uroki/kritierii_otsienki_proiektnykh_rabot_po_tiekhnologhii