СТАТИСТИКА КОМПОНЕНТОВ ИНДЕКСА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В МИРЕ

22 мая 1:50

Индекс человеческого капитала (ИЧК) позволяет измерить объем человеческого капитала, который родившийся сегодня ребенок накопит к своему 18-летию, с поправкой на риск, связанный с ненадлежащим качеством здравоохранения и образования в стране, где он живет. В беднейших странах существует значительный риск того, что ребенок не доживет даже до своего пятилетия. И даже если он достигнет школьного возраста, сохраняется риск того, что он не пойдет в школу, не говоря уже о завершении полного 14-летнего курса образования – от детского сада до 12-го класса школы, – который является нормой в богатых странах. Достигнув 18-летия, молодой человек уже несет на себе груз проблем слабого здоровья и неполноценного питания, с которыми он сталкивался в детстве, и которые снижают его физические и когнитивные способности во взрослом возрасте[1]. ИЧК позволяет дать количественную оценку основных этапов этой траектории развития с точки зрения их влияния на производительность следующего поколения работников, по трем компонентам:

Компонент 1: Показатель выживаемости. Этот компонент Индекса является отражением той печальной реальности, что не все рожденные сегодня дети достигнут возраста, когда начинается процесс накопления человеческого капитала в рамках системы официального образования. Этот компонент измеряется с использованием данных о смертности детей в возрасте до 5 лет (Рисунок 1, график a), и при этом показатель выживаемости детей до достижения ими 5-летнего возраста рассматривается как дополнительный к показателю смертности детей в возрасте до 5 лет.

Компонент 2: Обучение в школе. Этот компонент Индекса представляет совокупные количественные и качественные данные об образовании.

  • Количество образования измеряется по количеству лет, которые ребенок может рассчитывать проучиться в школе к моменту достижения им 18 лет, с учетом преобладающих показателей зачисления в школу (Рисунок 1, график b). Максимально возможное значение здесь – 14 лет, что соответствует максимальному количеству лет, которые может рассчитывать проучиться в школе ребенок, начинающий дошкольное обучение в возрасте 4 лет. В данном случае ожидаемая продолжительность обучения в школе колеблется в пределах от 4 до почти 14 лет[2].
  • Качество образования отражает вновь проведенную Всемирным банком работу по сведению результатов тестирования по крупнейшим международным программам оценки в показатель унифицированных образовательных достижений (УОД) учащихся. УОД измеряются в баллах аналогично программе Международного исследования тенденций в области обучения математике и естественным наукам (ТИМСС), и для разных стран этот показатель может составлять от 300 до 600 баллов (Рисунок 1, график c). Для перевода ожидаемой продолжительности обучения в школе в продолжительность обучения в школе, скорректированную на результаты обучения (Рисунок 1, график d), используются показатели тестирования. Продолжительность обучения в школе, скорректированная на результаты обучения, рассчитывается путем умножения расчетной ожидаемой продолжительности обучения в школе на частное от деления результатов тестирования на 625, что соответствует принятому в ТИМСС показателю продвинутого уровня[4].

 

 Рисунок 1.  Компоненты ИЧК

Компонент 3: Состояние здоровья. Не существует единого, общепринятого, измеряемого напрямую и доступного суммарного показателя состояния здоровья, подобного показателю количества лет обучения в школе в качестве стандартного критерия образовательных достижений. В отсутствие такого показателя используются два опосредованных для общего состояния здравоохранения:

  • Показатель выживаемости взрослых. Этот показатель рассчитывается как доля 15-летних, которые доживут до 60-летнего возраста. Он используется в качестве опосредованного для ряда факторов, которые, не приводя к смертельному исходу, влияют на состояние здоровья, и воздействию которых родившийся сегодня ребенок может подвергнуться во взрослом возрасте, если ныне существующая ситуация сохранится в будущем.
  • Показатель распространенности низкорослости среди детей в возрасте до 5 лет. Этот показатель рассчитывается на основании данных о доле детей, не страдающих низкорослостью, т. е., путем вычитания из 1 доли детей, рост которых слишком низок для их возраста. Это – показатель оценки состояния здоровья плода, младенца и ребенка младшего дошкольного возраста, поскольку он учитывает в совокупности риски для полноценного здоровья[3].

Так, в результате проведенного исследования были выявлены проблемы  и неравномерное распределение ИЧК в разных странах, поэтому необходимо осуществлять меры и политику для поощрения инвестиций в человеческий капитал для улучшения экономической ситуации в стране.

 

Список литературы:

  1. Collin, Matthew, and David N. Weil. 2018. “The Effect of Increasing Human Capital Investment on Economic Growth and Poverty: A Simulation Exercise.” Policy Research Working Paper 8590, World Bank, Washington, DC.
  2. Быченко, Юрий Инновационный механизм устойчивого развития человеческого капитала / Юрий Быченко. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. — 532 c.
  3. Кафидов, В. В. Стимулирование потребности предпринимателей в развитии человеческого капитала / В.В. Кафидов. — Москва: Высшая школа, 2018. — 299
  4. О.В., Николаев und Н.И. Литвина Инновационная экономика:сущность, человеческий капитал,зарубежный опыт / О.В. Николаев und Н.И. Литвина. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. — 172 c.