СОВРЕМЕННЫЕ СТРУКТУИРОВАННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙН СРЕДЫ ТЕРРИТОРИИ СПЕЦИАЛЬНОГО АДМИНИСТРАТИВНОХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЙОНА – ОСТРОВ ОКТЯБРЬСКИЙ ГОРОД КАЛИНИНГРАД

22 мая 7:02

Калининградская область как часть территории России расположенная вне ее границ имеет определенную специфику в организации пространственного планирования региональной инфраструктуры как полуэксклавной территории. Под пространственным (или территориальным) планированием принято понимать совокупность действий связанных с подготовкой решений по размещению населения и объектов, разных видов деятельности на территориях различного масштаба.

Термин «пространственное планирование» чаще применяется в странах Европы. В отечественной науке по управлению территориями, более распространен термин «территориальное планирование». В пределах всех видов поселений применяется термин «градостроительное планирование». Применительно к планировочным решениям при формировании дизайн среды всех видов ландшафтов  используют термин «ландшафтное планирование». Все перечисленные термины являются разделами пространственного планирования.

Пространственное планирование, в современном понимании это сложный механизм взаимодействия различных уровней власти и специалистов множества профессий, в той или иной форме осуществлялся на территории Калининградской области в более ранние эпохи, когда территория была заселена народами Прибалтики. По официально опубликованным сведениям краеведов на рубеже VI-XI веков возникали поселения с городищами объединённые единой целью контролировать торговые пути на водных объектах. Известны поселения: Тувангсе, Кауп, Трусо. Поселение Кауп, существовало на берегу бухты, у современного поселка Моховое на берегу Куршской косы Калининградская область. Соперничало за главенство над торговыми путями с поселением Трусо, которое существовало в районе современного города Эльблонг (Польша).

Поселение Тувангсе с одноименным городищем было расположено с учетом сложившейся природно-географической планировочной структуры, в центре пересечения существовавших торговых путей. Городище выгодно занимало широкую округлую вершину горы, которая господствовала над долиной, по которой с Востока на Запад протекала река Преголь. Городище на вершине горы возвышалось над долиной на двадцать метров, что обеспечивало широкий обзор для контроля прилегающих территорий и торговых путей на водных объектах. В военное время, городище служило приютом для беженцев близ лежащих поселений. В мирное время, жители окрестных деревень собирались в городище на веча или отправление культовых церемоний. На реке был остров, который делил реку на два рукава, возможно, на острове располагался дозор. Между островом и городищем на горе действовала переправа. Такая рекогносцировка так и напрашивалась на закладку крепости будущими колонистами (рыцарями ордена). Орденскую крепость построили на месте сожженного городища. Она стала знаковой твердыней будущих завоеваний, замком на воротах водного торгового пути в море и пешего торгового пути в Самбию. Дважды в день, как напоминание о наступившем новом времени, с башни замка звучал хорал: в 11 часов утра – «О, сохрани милость твою»; в 21 часов вечера – «Покой всем лесам и полям».

С течением времени, у стен замка развились поселения, которые разрослись и объединились в единый город крепость – Кенигсберг. Рыцари ордена были толерантны, поэтому в город потянулись в большом количестве гонимые за веру: французы, голландцы, евреи и многие другие. Переселенцы создавали конкуренцию горожанам, что придало ускорение развития различных ремесел и промыслов.

В 1312 году замок крепости Кенигсберг приобретает статус резиденции маршалов рыцарского ордена. Этому решению послужила выгодное территориально-географическое положение замка как базы для предстоящего развития колонизации литовских земель. Замок контролировал водные и сухопутные пути, так как удобно располагался на землях, где они пересекались. Был не уязвим для осады и не очень сильно удален от мест предполагаемых сражений. В последующие столетия замок был резиденцией и местом венчания королей – символом государственности – в его стенах размещались различные управления и общественные учреждения города и Восточной Пруссии, располагались музейные собрания и залы для торжественных приемов.

Человеческие сообщества, заселявшие какие-либо территории, как правило, создают уникальные, присущие их культуре экономические ценозы – системы, для обеспечения их жизнедеятельности. Колонизация территории, в особенности, если она сопровождается сменой всего прежнего населения на переселенцев, ведет к распаду и исчезновению прежней экономической ценозы. Колонисты создают другую экономическую ценозу – самоорганизующееся сообщество организаций различных отраслей территориально-административного образования, характеризующееся различными связями. Сообщество, объединённое совместным использованием природных, технических, социальных ресурсов и экономических ниш спроса на продукцию, товары услуги, и т.п.

Первым решением обозначить победное присутствие, в начале создания нового территориально-административного образования в 1950-их годах, построить главное административное здание в стиле сталинских высоток на месте бывшего замка. Эти планы сохранились на бумаге. Согласно второму генеральному плану развития областного центра, в 1967 году была разработана новая концепция центральной части региональной столицы. Общегородской центр был размещен на земельном участке, расположенном вдоль реки Преголи и Нижнего пруда в виде развитой архитектурно-пространственной композиции, в которой главное ядро – центральная площадь – располагалась между Ленинским проспектом и улицей Шевченко. Для строительства Дома советов (дома правительства Калининградской области) предполагалось снести руины замка, бывшей резиденции орденских маршалов, курфюрстов и королей. По проекту, Дом советов был представлен в виде 28-ми этажного здания, состоящий из двух высотных прямоугольных башен, облицованных рельефными панелями и объединенных в двух уровнях крытыми переходами – это была «вольная интерпретация», советским архитектором Мисожниковым Львом Валентиновичем, одного из зданий архитектора Оскара Нимейера, по планам которого строилась новая столицы Бразилии. Реализация проекта растянулась на многие годы, а с 1990 годов, строительство было остановлено без должной консервации.

В настоящее время, на различных уровнях административного управления, обсуждаются планы по ревалоризации незавершенного строительством здания для использования в целях, задуманных в 1967 году. Это послужило для авторов статьи основанием исследовать современные предпосылки и изложить, свое мнение по размещению регионального центра по управлению территориями в современных условиях сложившейся пространственно-планировочной инфраструктуре региона.

Основным посылом является «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» (далее Стратегия), разработанная в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Из этого документа следует, что территориально-пространственное планирование призвано выполнять две функции регулирование и развитие. В качестве регулирующего механизма правительство (на местном и региональном уровнях) должно давать разрешение и инструменты на осуществление развития для предоставления услуг и создания инфраструктуры, определения направления развития городских районов, сохранения национальных ресурсов, создания инвестиционных стимулов и т.п. В этом случае, возможно применение постулатов изложенных в материалах Европейской экономической комиссии, с учетом того, что эти материалы не являются выражением, какого бы то не было мнения секретариата Организации объединенных Наций относительно правового статуса, какой бы то не было страны.

Территориально-пространственное планирование призвано:

  • Содействовать территориальной сплоченности за счет более сбалансированного социального и экономического развития территорий и повышения их конкурентоспособности;
  • Поощрять развитие, генерируемое городскими функциями, к улучшению отношений между городом и пригородами;
  • Содействовать большей сбалансированности и доступности;
  • Улучшать доступ к информации и знаниям;
  • Содействовать уменьшению ущерба для окружающей среды;
  • Способствовать преумножению и охране природных ресурсов и сложившегося исторически природного ландшафтного наследия;
  • Способствовать преумножению культурного наследия как фактора развития;
  • Содействовать освоению энергоресурсов при соблюдении норм безопасности;
  • Способствовать развитию высококачественного устойчивого туризма;
  • Уменьшать воздействие стихийных бедствий.

В силу неоднородности политических, культурных и экономических условий на территориях субъектов России, применение единого универсального подхода к территориально-пространственному развитию Стратегией не рекомендуется, его необходимо адаптировать с учетом потребности конкретного региона, округа или муниципалитета. В связи с этим, были внесены изменения в государственную программу «Социально-экономическое развитие Калининградской области» с учетом характерных отличий полуэксклавного положения. В рамках Стратегии развития внутреннего и въездного туризма в России на период до 2035 года предусмотрено развитие круизного туризма, совмещающий речные и морские круизы в Балтийском бассейне. Планируется до 2035 года увеличить инвестиции в сферу туризма в 3 раза. В Стратегическом планировании предусмотрено стимулирование развития перспективных экономических специализаций Калининградской области посредством: создания нового механизма развития территорий региона (инвестиционных площадок) для ведения предпринимательской деятельности, учитывающего перспективные специализации других субъектов Российской Федерации и иные особенности территории. Правительством России 3 августа 2018 года подписан пакет законов предусматривающих создание специальных административных районов (САР) с особыми условиями ведения хозяйственной деятельности для иностранных компаний. В числе этих  территорий острова Октябрьский объявлен как специальный административный район с особыми условиями ведения хозяйственной деятельности. Наряду с производственными отраслями в перспективную экономическую специализацию включены образовательная и научно-техническая деятельности.

Большое влияние, кардинально изменившее пространственно-планировочную инфраструктуру региона, оказало спортивное событие чемпионат мира ФИФА 2018. Оно было сопряжено с большими объемами пассажирских перевозок, вследствие этого наш регион получил усовершенствованную транспортную инфраструктуру и технологию перевозочного процесса, а также приобрел важный дополнительный бонус, как регион способный организовать масштабные мероприятия. Апробация транспортных схем прибытия и убытия гостей и участников чемпионата с определением основных, транзитных и запасных транспортных узлов, проведение оценочных расчетов и моделирование работы транспортной системы при обеспечении перевозок в международном и междугороднем сообщении. Все это помогло определить потенциально узкие места инфраструктуры внешнего транспорта, необходимое количество и типы транспортных средств, задействованных в перевозках гостей и участников чемпионата. Сформулировать рекомендации по транспортному обслуживанию и своевременному принятию необходимых мер по внесению соответствующих корректив в транспортную инфраструктуру региона. Для создания современной транспортной инфраструктуры (высокоскоростные дороги, аэропорты и т.д.), соответствующие международным требованиям были реконструированы и модернизированы объекты транспортной инфраструктуры, а также созданы новые высокотехнологичные транспортные системы.

Современная транспортная инфраструктура региона способна удовлетворить, любым противоречивым условиям: с одной стороны, — соответствовать пиковым нагрузкам в период проведения масштабных мероприятий, с другой стороны – эффективно функционирует в обычные будничные дни. Инфраструктура территории острова Октябрьский полностью интегрирована в систему пространственно-планировочной инфраструктуры региона в целом. Как и в давние времена, он расположен на пересечении основных транспортных путей, регионального и межрегионального значения (см. схема 1):

         http://meridian-journal.ru/uploads/2020/02/3670-1.PNG

 Схема 1. Схема объектов автодорожной инфраструктуры, наследие чемпионата мира ФИФА 2018.

— водный путь, русло реки, проходит по территориям округов, муниципалитетов, городов и поселений региона,

— дорога, проходящая по второму эстакадному мосту, при движении по этой дороге на Север, приедем в аэропорт Храброво, при движении на Юг приедем к двум пограничным переходам,

— дорога, проходящая по эстакадному мосту «Восточный», в Северном направлении, примыкает к Московскому проспекту, по которому в западном направлении приедем к незамерзающим портам, в Восточном направлении, к пограничным переходам.

Транспортно-пешеходная инфраструктура острова Октябрьский запроектирована и построена таким образом, что способна обеспечить планомерное и беспрепятственное прибытие, перемещение и отъезд тысяч людей и транспортных средств в течение нормативного времени, которое соответствует требованиям чрезвычайных ситуаций. Наличие высокоорганизованной пространственной инфраструктуры для беспрепятственного и безопасного перемещения больших масс людей, близость к ключевым элементам транспортной инфраструктуры, а также к центрам общественной и коммерческой жизни расположенные на территории города Калининграда – все это является планировочными преимуществами, которые могут способствовать созданию современной дизайн среды на острове Октябрьский.

Схема 2. Модель логистической цепочки сухопутного и водного транспорта в Калининградскую область.

Уникальное географическое положение характеризуется преимуществом, как для транзита груза, так и для реализации инвестиционных проектов. Современная пространственно-планировочная инфраструктура территории Калининградской области обладает развитой логистической системой и транспортной инфраструктурой. Современный аэропорт с пятой свободой воздуха способен принять абсолютно все типы воздушных судов с учетом широкой географии маршрутов. Железнодорожная сеть ориентирована на развитие сотрудничества между Европой и Азией благодаря наличию как европейского, так и российского формата железнодорожной колеи. Поэтому через главный железнодорожный вокзал на регулярной основе осуществляются транзитные маршруты поездов из Европы в Азию.

Все эти и выше перечисленные преимущества являются структурированными предпосылками, сформировавшими уникальную ситуацию использовать территорию острова для создания высокотехнологичного развитого регионального административного коммерческого и научно-образовательного центра — представительства России — на базе технологий – «Умный город» — программы, которая реализуется с 2019 года в рамках национальных проектов «Цифровая экономика» и «Жилье и городская среда». Дальнейшие исследования предполагается посвятить изучению отечественных и зарубежных достижений, в области формирования высокотехнологичной, энергосберегающей, экологической, без барьерной городской дизайн среды, с целью реализации этих достижений в границах территории острова Октябрьский.

Список литературы

  1. Амин, Эш и Триф, Найджел, Города: переосмысляя городское / пер. с англ. Владимира Николаева. – Нижний Новгород: Красная ласточка, 2017. – 224 с. – (городские исследования).
  2. Гутнов А. Э. Эволюция градостроительства. – М.: Стройиздат, 1984. – 254 с.
  3. Дятлова Е. И. Стратегия развития транспортной инфраструктуры Калининградской области: задачи и пути реализации. // «Транспорт Российской Федерации» №5 (72) 2017. С. 33-37.
  4. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р, Москва.
  5. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р, Москва.
  6. План реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 3227-р, Москва.
  7. Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16), Москва.
  8. Методические рекомендации Внедрение цифровых решений в систему градостроительного проектирования на основе подхода «Умный Город». Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве», Москва 2018 г.
  9. Мероприятия государственной программы Калининградской области «Формирование современной городской среды», утвержденные Постановлением Правительства Калининградской области от 31. Августа 2017 года № 465.
  10. Территориально-пространственное планирование ключевой инструмент развития и эффективного управления с уделением особого внимания странам с переходной экономикой. Европейская экономическая комиссия — Женева: Организация объединенных наций, Нью-Йорк и Женева, 2008 год