УДК 347.1
Согласно российскому законодательству [1], земельный налог отнесен к категории местных, то есть тех налогов, средства от которых расходуются на нужды соответствующего муниципального образования. Поскольку Конституция Российской Федерации закрепляет, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, можно сделать вывод, о том что бюджеты муниципальных образований никак не зависят от финансовой системы государства [7]. Однако, изучив подробнее этот вопрос, можно констатировать, что бюджетная система нашей страны представляет собой нечто целое и единое. Следовательно, суждение о том, что бюджеты разных уровней никак не связаны между собой не является верным, такие бюджеты всегда находятся в постоянном взаимодействии [9].
Предметом исследования данной работы является налоговая ставка земельного налога, устанавливаемая нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований. [2].
Ранее было установлено, что государство через свою налоговую политику влияет на местные налоги муниципальных образований. В отношении ставки на земельный налог это проявляется в следующем: Налоговый кодекс Российской Федерации закрепляет общие фиксированные ставки в зависимости от категории земель. Так, например, для земель сельскохозяйственного назначения на всей территории Российской Федерации действует единая ставка земельного налога – 0,3 %. Для остальных категорий земель существует ограничение: ставка по таким землям не должна превышать 1,5 % [3].
Как известно, муниципальные образования самостоятельно устанавливают ставки земельного налога, основываясь на требованиях Налогового кодекса РФ и руководствуясь спросом на ту или иную категорию земель в зависимости от специализации муниципального образования [8].
В связи с вышесказанным, целесообразно проследить как рассмотренные теоретические положения реализуются на практике. В качестве исследуемых муниципальных образований были выбраны следующие:
1) столица Краснодарского края – город Краснодар [4];
2) туристический центр края – город Сочи [5];
3) портовый район края – Темрюкское городское поселение Темрюкского района [6].
Ставки земельного налога в вышеназванных муниципальных образованиях представлены в следующей таблице (табл. 1):
Таблица 1
Ставки земельного налога
№ |
Категории земельных участков |
Краснодар |
Сочи |
Темрюк |
1 |
Для размещения домов многоэтажной жилой застройкой |
0,3 % |
0,15 % |
0,3 % |
2 |
Для размещения гаражей и автостоянок |
1,5 % |
0,2 % |
1,5 % |
3 |
Для размещения гостиниц |
1,0 % |
1,2 % |
1,5 % |
4 |
Для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, причалов, пристаней, автодорожных вокзалов |
0,31 % |
1,5 % |
1,5 % |
5 |
Для размещения портов, водных, железнодорожных, вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов |
1,5 % |
1,5 % |
1,5 % |
6 |
Для сельскохозяйственного использования |
0,3 % |
0,3 % |
0,3 % |
7 |
Для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания |
1,5 % |
0,85 % |
1,5 % |
8 |
Для рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения |
1,5 % |
0,7 % |
1,5 % |
Таким образом, проанализировав данные таблицы можно сделать вывод о том, что самый высокий налог на землю платят в Темрюке, поскольку в сравнении с остальными исследуемыми МО в нем налоговая ставка на разные виды земель находится на максимально допустимом уровне.
Интересными на наш взгляд являются налоговые ставки на землю в Сочи. Здесь они на более низком уровне на те виды земли, которые пользуются повышенным спросом: земля под многоэтажные дома, гаражи, гостиницы, торговые площадки [10]. По нашему мнению, данное явление можно объяснить тем, что таким образом муниципальное образование стимулирует и поощряет развитие данных сфер деятельности.
Четвертая категория земель, указанная в выше представленной таблице, имеет самую низкую налоговую ставку в муниципальном образовании город Краснодар. Данный факт, вероятно, связан с тем, что Краснодар, являясь краевой столицей, сосредоточил на своей территории все основные административные здания (не только муниципального уровня, но и уровня субъекта), а также два крупных железнодорожных вокзала и аэропорт. Поэтому более низкий уровень налоговой ставки для данного вида земель в сравнении с установленным Налоговым кодексом РФ является достаточно обоснованным.
Таким образом, ставка земельного налога в конкретном муниципальном образовании позволяет определить основные направления деятельности и развития территории, специализацию, климатические условия, количество свободных земель и многие другие факторы. Ее формирование происходит с опорой на закрепленные в федеральном законодательстве ограничения, а также с учетом всех финансовых и экономических особенностей данного муниципального образования.
Список литературы
- Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ. Ст. 15 // Российская газета. № 148-149. 06.08.1998.
- Тананушко В. С. Земельный налог как механизм эффективного управления земельными ресурсами муниципальных образований // Имущественные отношения в РФ. 2013. № 6. С. 66-82.
- Павленко Е.Д., Чернов Ю.И. Динамика налоговой ставки земельного налога в Краснодарском крае // Эпомен. 2019. № 23. С. 258-264.
- Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар: Решение городской Думы Краснодара Краснодарского краяот 24 ноября 2005 года № 3 п.2 // «Краснодарские известия». 26.11.2005.№ 180.
- Об установлении земельного налога на территориимуниципального образования город-курорт Сочи: Решение Городского Собрания Сочиот 11 декабря 2007 г. № 231 // «Новости Сочи». 19.12.2007. № 242 (804).
- Об установлении земельного налога на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района: Решение Совета Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 12 ноября 2013 г. № 538 // «Тамань». 20.11.2013. № 165 (10422).
- Иваненко И.Н., Пронин А.А., Чуева А.С. Gравовые основы государственного и муниципального управления / Под общей редакцией М.А. Сурхаева. Махачкала, 2015.
- Очаковский В.А., Иваненко И.Н., Крутова Я.А., Письменная И.В. Юридическое лицо как субъект административной ответственности // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 116. С. 540-552.
- Иваненко И.Н., Чермит Р.Р., Ачмиз А.Ю. О системе государственной службы Российской Федерации // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 128. С. 602-614.
- Иваненко И.Н., Чуева А.С., Ачмиз А.Ю. О некоторых проблемах правового регулирования государственной службы в Российской Федерации // Власть Закона. № 1 (25). С. 73-80.
References
- The tax code of the Russian Federation (part one) of July 31, 1998, No. 146-FZ. Art. 15 // Russian newspaper. No. 148-149. 08/06/1998.
- Tananushko V. S. Land tax as a mechanism for effective land management of municipalities // Property relations in the Russian Federation. 2013. No. 6. P. 66-82.
- Pavlenko E.D., ChernovYu.I. Dynamics of the tax rate of land tax in the Krasnodar Territory // Epomen. 2019.No 23.p. 258-264.
- On the establishment of a land tax on the territory of the municipality of the city of Krasnodar: Decision of the City Council of Krasnodar of the Krasnodar Territory of November 24, 2005 No. 3, paragraph 2 // «Krasnodar News». 11/26/2005. Number 180.
- On the establishment of a land tax on the territory of the municipal formation of the resort city of Sochi: Decision of the Sochi City Council of December 11, 2007 No. 231 // Sochi News. 12/19/2007. No. 242 (804).
- On the establishment of a land tax in the territory of the Temryuk city settlement of the Temryuk region: Decision of the Council of the Temryuk city settlement of the Temryuk region of November 12, 2013 No. 538 // “Taman”. 11/20/2013. No. 165 (10422).
7.Ivanenko I. N., Pronin A. A., Chueva A. S. Legal bases of state and municipal management / under the General editorship of M. A. Surkhaev. Makhachkala, 2015.
- Ochakovsky V. A., Ivanenko I. N., I. A. Krutova, V. I. Pismennaya I.V. Legal entity as subject of administrative responsibility // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban state agrarian University. 2016. №. 116. p. 540-552.
- Ivanenko I. N., Chermit R. R., Achmiz A. Y. On the system of state service of the Russian Federation / / Politematic network electronic scientific journal of the Kuban state agrarian University. 2017. №. 128. p. 602-614.
- Ivanenko I. N., Chueva A. S., Achmiz A. Y. On some problems of legal regulation of public service in the Russian Federation / / Power of Law. 2016. №. 1 (25). p. 73-80.