Проблемы государственного бюджета Республики Казахстан

22 мая 9:00

Государственный бюджет — это чрезвычайно сложное социально-экономическое явление, являющееся главным звеном финансовой системы государства, важнейшим средством, с помощью которого государство осуществляет распределение и перераспределение (ВВП). Из него финансируются мероприятия общегосударственного значения в области хозяйственного, культурного строительства, обороны страны, содержание органов государственной власти и управления и другие в соответствии с функциональной классификацией расходов.

Для реализации своих функций государство ищет финансовые ресурсы, то есть таким образом формирует свои доходы. А основным источником доходов государства является ВВП или национальное богатство, часть которого оно и использует. Кроме того, государственный бюджет является самым действенным инструментом управления экономикой. Вместе с тем, в Казахстане, несмотря на определённые успехи в реформировании бюджетной системы всё еще сохраняются проблемы, выраженные в недопоступлении налоговых платежей в бюджет, высоком уровне зависимости доходов бюджета от сырьевого сектора экономики, проблемы межбюджетных отношений. Преодоление данных проблем, очевидно, стоит начать с решения проблемы формирования государственного бюджета.

Показатели исполнения государственного бюджета Республики Казахстан приведены в таблице 1. 

Таблица 1 — Динамика доходов государственного бюджета Республики Казахстан за 2017-2019 гг., млн.тенге

Наименование вида поступлений

2017 г.

2018г.

2019 г.

Изменение показателя за 2017-2019 гг.

Млн.тенге

в %

1

2

3

4

5

6

I. ДОХОДЫ

11 567 691

10 808 573

12 758 479

1 190 788

10,3

Налоговые поступления, в том числе:

6 810 851

7 890 048

 9 216 474

2 405 623

35,3

— КПН

1 538 785

1 687 577

 1 974 763

435 978

28,3

— ИПН

750 212

838 394

  876 324

126 112

16,8

— социальный налог

576 607

618 505

  696 635

120 028

20,8

— НДС

1 664 699

2 034 314

 2 693 127

1 028 428

61,8

— акцизы

255 994

311 856

  343 409

87 415

34,1

Неналоговые поступления

273 872

225 988

  354 463

80 591

29,4

Поступления от продажи основного капитала

68 650

92 536

  117 542

48 892

71,2

Поступления трансфертов

4 414 317

2 600 000

 3 070 000

-1 344 317

-30,5

 

Как видно из данных таблицы, доходы государственного бюджета в 2019 году составили 12 758,5 млрд. тенге, что на 10,3% больше показателя 2017 года. Наибольшую долю в доходах государственного бюджета РК имеют налоговые поступления 72,2 % в 2019 году. В абсолютном выражении рост налоговых поступлений за последние три года составил 2 405,6 млрд. тенге или 35,3% [1].

Неналоговые поступления также имели тенденцию увеличения по анализируемый период с 273,9 млрд. тг. в 2017 г. до 354,5 млрд. тг. в 2019 г., что обеспечено в основном за счет поступлений от штрафов, пени, санкций, взысканий, налагаемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета. Поступления от продажи основного капитала увеличились с 68,6 млрд. тг. в 2017 году до 117,5 млрд. тг. в 2019 году. Поступления трансфертов уменьшились в анализируемом периоде с 4 414,3 млрд. тг. до 3 070 млрд. тг.

Более наглядно динамика доходов государственного бюджета РК и темпы их прироста приведены на рисунке 2.

 http://meridian-journal.ru/uploads/2020/02/3364-5.PNG

Рисунок 2 — Динамика доходов государственного бюджета РК и темпы их прироста за 2017-2019 гг., трлн. тенге

 

Несмотря на положительную динамику роста поступлений, наблюдается рост недоимки в бюджет, которая составила на 1 января 2019 года 232,6 млрд. тенге (рисунок 2).

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/02/3367-1.PNG

Рисунок 4 — Динамика недоимки по налоговым поступлениям за 2017-2019 гг., млн. тенге

Расходы бюджета в 2019 году увеличились в сравнении с 2017 годом на
1,1 трлн. тенге до 13,5 трлн. тенге (таблица 2).

 

Таблица 2 — Динамика затрат государственного бюджета Республики Казахстан за 2017-2019 гг., млн. тенге

Наименование

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Изменение

за 2017-2019 гг.

Млн. тенге

%

Затраты государственного бюджета всего, в том числе:

12 485 378

11 346 054

13 535 581

1 050 203

8,4

— затраты на госуслуги общего характера

652 254

611 026

744 128

91 874

14,1

— затраты на оборону

452 375

542 129

738 655

286 280

63,3

— затраты на общественный порядок, безопасность и правовую деятельность

709 712

795 090

833 305

123 593

17,4

— затраты на образование

1 843 243

1 948 477

2 332 035

488 792

26,5

— затраты на здравоохранение

1 128 316

1 173 313

1 291 789

163 473

14,5

— затраты на соцпомощь и соцобеспечение

2 302 330

2 751 354

3 466 724

1 164 394

50,6

— затраты на ЖКХ

688 374

749 030

913 650

225 276

32,7

— затраты на культуру, спорт, туризм и информационное пространство

398 540

449 291

456 201

57 661

14,5

— затраты на топливно-энергетический комплекс и недропользование

137 939

130 489

127 872

-10 067

-7,3

— затраты на сельское, водное, лесное и рыбное хозяйство

474 307

501 835

583 410

109 103

23,0

— затраты на промышленность, архитектурную, градостроительную и строительную деятельность

29 791

35 860

69 566

39 775

133,5

— затраты на транспорт и коммуникации

850 434

834 187

893 622

43 188

5,1

— прочие затраты

2 334 295

225 843

402 557

-1 931 738

-82,8

— затраты на обслуживание государственного долга

458 874

587 663

679 644

220 770

48,1

— трансферты

24 594

10 467

2 422

-22 172

-90,2

 

Из данных таблицы видно, что за последние три года затраты государственного бюджета в абсолютном выражении выросли в меньшей степени, чем доходная часть: если совокупные доходы бюджета за 2017-2019 гг. увеличились на 1 190 млрд. тенге (10,3%), то затраты увеличились на 1 050 млрд. тенге (8,4%).

В структуре расходов государственного бюджета 25,6% приходится на социальную помощь и обеспечение (3,5 трлн. тенге), 17,2% на образование (2,3 трлн. тенге) и 9,5% на здравоохранение (1,3 трлн. тенге). Напомним, что правительство в 2017 году осуществило единоразовое целевое перечисление в АО «Фонд проблемных кредитов» в размере 2,09 трлн. тенге для поддержки банковского сектора страны и как следствие прочие расходы в 2017 году составили 2 334,29 млрд. тенге [1].

Более наглядно структура расходов государственного бюджета Республики Казахстан приведена на рисунке 3.

 http://meridian-journal.ru/uploads/2020/02/3367-2.PNG

Рисунок 3 —Структура затрат государственного бюджета Республики Казахстан за 2019 год, в процентах

 

На обслуживание долга в 2019 году потратили 679,6 млрд. тенге (в 2017 – 458,9 млрд. тенге). Чистое бюджетное кредитование за 2019 год составило 262,8 млрд тенге, а сальдо по операциям с финансовыми активами составило 245,3 млрд тенге.

Дефицит консолидированного бюджета по итогам 2019-го года составил 1 285,3 млрд. тенге, сократившись на 12% в отношении 2017-го года. Динамика дефицита государственного бюджета Республики Казахстан за 2016-2018 гг. приведена на рисунке 4.

 http://meridian-journal.ru/uploads/2020/02/3367-3.PNG

Рисунок 4 — Динамика дефицита государственного бюджета Республики Казахстан за 2017-2019 гг., млн. тенге

 

Итак, проведенные исследования указывают, что государственный бюджет Казахстана как по доходам, так и по расходам имеет ряд проблем формирования и использования бюджетных средств. Анализ результатов проведенных в течение последних лет контрольно-аналитических мероприятий Счетного комитета Республики Казахстан свидетельствует, что многие проблемы с использованием бюджетных средств являются следствием прямых правонарушений, которые повторяются из года в год [2]. Наиболее характерными по количеству выявленных случаев и объемов нарушений являются следующие:

— финансовые нарушения,

— неэффективное планирование,

— неэффективное использование средств,

— процедурные нарушения.

Кроме того, по данным Счетного комитета Республики Казахстан сумма неэффективно использованных бюджетных средств, которые были выделены на решение социально-экономических задач в 2018 году, несмотря на снижение по сравнению с 2017 годом всё ещё остается существенной – 137,8 млрд. тенге [2]

К сожалению, неэффективное использование бюджетных средств является достаточно распространенным явлением в бюджетном процессе. Оно негативно сказывается на развитии не только отдельных отраслей экономики, но и социальной сферы, поскольку не строятся и не ремонтируются вовремя и в запланированных объемах дома, школы, детские сады, больницы, дороги, мосты, еще больше распыляются бюджетные средства, снижается уровень социальной защиты населения, растет количество объектов незавершенного строительства и прочее. В результате упущена возможность дополнительного мультипликативного эффекта бюджетных средств на рост экономики [3].

На основе проведенного исследования, можно утверждать, что главными проблемами в формировании и использовании средств государственного бюджета Республики Казахстан является несогласованность потребностей в налоговых поступлениях с возможностями их получения, что приводит к наличию дефицита государственного бюджета.

Важным для государства является преодоление теневой экономики, которое может быть успешным лишь в условиях стабильного экономического роста.

Важной проблемой формирования доходной части государственного бюджета Республики Казахстан является и несовершенное налоговое законодательство. Так, в последнее время остро стоял вопрос о реформе системы льгот, которые предоставляются плательщикам налогов и платежей [4].

Еще одной проблемой в формировании доходной части государственного бюджета является оценка соотношений между налоговыми и неналоговыми поступлениями в бюджет и то, насколько происходит одновременная концентрация доходов бюджета за счет основных бюджетообразующих налогов: налог на добавленную стоимость, корпоративного подоходного налога, акцизов. В этой части имеет место ряд противоречивых тенденций. Способствовать увеличению доходной части государственного бюджета РК будет дальнейшее проведение финансово-налоговых реформ и совершенствования экономических отношений, которые в свою очередь должны быть направлены на обеспечение устойчивой тенденции роста доходов бюджета. Такие реформы должны быть направлены на:

— поиск резервов мобилизации доходов бюджета за счет внедрения на практике налогообложения недвижимости; расширение налоговой базы за счет легализации и регулирования доходов юридических и физических лиц. На наш взгляд, необходимо изменить идеологию налогообложения в интересах каждого гражданина и государства в целом.

— повышение косвенных налогов с физических лиц на потребление предметов роскоши, что принесет дополнительные поступления в бюджет, о чем свидетельствует опыт зарубежных стран;

— оптимизация затрат на развитие экономики;

— поддержка отечественного производителя, особенно работающих на потребительский рынок, потому что за последние 20 лет наша страна заполнилась товарами, которые пользуются спросом из-за рубежа;

— необходимо ввести четкое разграничение налогов, зачисляемых в государственные и местные бюджеты, расширить права органов местного самоуправления в сфере налогообложения;

— обеспечить рост расходов пропорционально с ростом доходов бюджета, это будет гарантировать сбалансированность бюджета при любых экономических условиях в государстве;

— проведение мероприятий по уменьшению тенизации экономики.

Перечисленные мероприятия будут способствовать оптимизации государственного бюджета Казахстана и позволят разработать и внедрить взвешенную фискально-бюджетную политику, в которой будет учтен опыт ведущих стран мира, что в конечном итоге позволит сформировать в государственном бюджете прерогативные статьи расходов государства на постоянной основе после осуществления восстановления экономики Казахстана.

Список литературы

 

  1. Статистические данные Министерства финансов Республики Казахстан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.kz/
  2. Информация о работе Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета за II квартал и I полугодие 2019 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34929448
  3. Берстембаева Р.К., Асилова А.С., Искаков Б.М. Проблемы исполнения государственного бюджета Республики Казахстан в условиях глобальной реальности // Вестник университета Туран. 2018. № 2 (78). С. 132-139.
  4. Турдалы Ж.Н. Экономический анализ администрирования налоговых поступлений в государственный бюджет Республики Казахстан //Финансовая экономика. 2018. № 5. С. 98-101.