Государственный бюджет – это чрезвычайно сложное социально-экономическое явление, являющееся главным звеном финансовой системы государства, важнейшим средством, с помощью которого государство осуществляет распределение и перераспределение (ВВП). Из него финансируются мероприятия общегосударственного значения в области хозяйственного, культурного строительства, обороны страны, содержание органов государственной власти и управления и другие в соответствии с функциональной классификацией расходов.
Для реализации своих функций государство ищет финансовые ресурсы, то есть таким образом формирует свои доходы. А основным источником доходов государства является ВВП или национальное богатство, часть которого оно и использует. Кроме того, государственный бюджет является самым действенным инструментом управления экономикой. Вместе с тем, в Казахстане, несмотря на определённые успехи в реформировании бюджетной системы всё еще сохраняются проблемы, выраженные в недопоступлении налоговых платежей в бюджет, высоком уровне зависимости доходов бюджета от сырьевого сектора экономики, проблемы межбюджетных отношений. Преодоление данных проблем, очевидно, стоит начать с решения проблемы формирования государственного бюджета.
Показатели исполнения государственного бюджета Республики Казахстан приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Динамика доходов государственного бюджета Республики Казахстан за 2017-2019 гг., млн.тенге
| Наименование вида поступлений | 2017 г. | 2018г. | 2019 г. | Изменение показателя за 2017-2019 гг. | |
| Млн.тенге | в % | ||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 
| I. ДОХОДЫ | 11 567 691 | 10 808 573 | 12 758 479 | 1 190 788 | 10,3 | 
| Налоговые поступления, в том числе: | 6 810 851 | 7 890 048 | 9 216 474 | 2 405 623 | 35,3 | 
| – КПН | 1 538 785 | 1 687 577 | 1 974 763 | 435 978 | 28,3 | 
| – ИПН | 750 212 | 838 394 | 876 324 | 126 112 | 16,8 | 
| – социальный налог | 576 607 | 618 505 | 696 635 | 120 028 | 20,8 | 
| – НДС | 1 664 699 | 2 034 314 | 2 693 127 | 1 028 428 | 61,8 | 
| – акцизы | 255 994 | 311 856 | 343 409 | 87 415 | 34,1 | 
| Неналоговые поступления | 273 872 | 225 988 | 354 463 | 80 591 | 29,4 | 
| Поступления от продажи основного капитала | 68 650 | 92 536 | 117 542 | 48 892 | 71,2 | 
| Поступления трансфертов | 4 414 317 | 2 600 000 | 3 070 000 | -1 344 317 | -30,5 | 
Как видно из данных таблицы, доходы государственного бюджета в 2019 году составили 12 758,5 млрд. тенге, что на 10,3% больше показателя 2017 года. Наибольшую долю в доходах государственного бюджета РК имеют налоговые поступления 72,2 % в 2019 году. В абсолютном выражении рост налоговых поступлений за последние три года составил 2 405,6 млрд. тенге или 35,3% [1].
Неналоговые поступления также имели тенденцию увеличения по анализируемый период с 273,9 млрд. тг. в 2017 г. до 354,5 млрд. тг. в 2019 г., что обеспечено в основном за счет поступлений от штрафов, пени, санкций, взысканий, налагаемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета. Поступления от продажи основного капитала увеличились с 68,6 млрд. тг. в 2017 году до 117,5 млрд. тг. в 2019 году. Поступления трансфертов уменьшились в анализируемом периоде с 4 414,3 млрд. тг. до 3 070 млрд. тг.
Более наглядно динамика доходов государственного бюджета РК и темпы их прироста приведены на рисунке 2.
 
Рисунок 2 – Динамика доходов государственного бюджета РК и темпы их прироста за 2017-2019 гг., трлн. тенге
Несмотря на положительную динамику роста поступлений, наблюдается рост недоимки в бюджет, которая составила на 1 января 2019 года 232,6 млрд. тенге (рисунок 2).

Рисунок 4 – Динамика недоимки по налоговым поступлениям за 2017-2019 гг., млн. тенге
Расходы бюджета в 2019 году увеличились в сравнении с 2017 годом на 
 1,1 трлн. тенге до 13,5 трлн. тенге (таблица 2).
Таблица 2 – Динамика затрат государственного бюджета Республики Казахстан за 2017-2019 гг., млн. тенге
| Наименование | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | Изменение за 2017-2019 гг. | |
| Млн. тенге | % | ||||
| Затраты государственного бюджета всего, в том числе: | 12 485 378 | 11 346 054 | 13 535 581 | 1 050 203 | 8,4 | 
| – затраты на госуслуги общего характера | 652 254 | 611 026 | 744 128 | 91 874 | 14,1 | 
| – затраты на оборону | 452 375 | 542 129 | 738 655 | 286 280 | 63,3 | 
| – затраты на общественный порядок, безопасность и правовую деятельность | 709 712 | 795 090 | 833 305 | 123 593 | 17,4 | 
| – затраты на образование | 1 843 243 | 1 948 477 | 2 332 035 | 488 792 | 26,5 | 
| – затраты на здравоохранение | 1 128 316 | 1 173 313 | 1 291 789 | 163 473 | 14,5 | 
| – затраты на соцпомощь и соцобеспечение | 2 302 330 | 2 751 354 | 3 466 724 | 1 164 394 | 50,6 | 
| – затраты на ЖКХ | 688 374 | 749 030 | 913 650 | 225 276 | 32,7 | 
| – затраты на культуру, спорт, туризм и информационное пространство | 398 540 | 449 291 | 456 201 | 57 661 | 14,5 | 
| – затраты на топливно-энергетический комплекс и недропользование | 137 939 | 130 489 | 127 872 | -10 067 | -7,3 | 
| – затраты на сельское, водное, лесное и рыбное хозяйство | 474 307 | 501 835 | 583 410 | 109 103 | 23,0 | 
| – затраты на промышленность, архитектурную, градостроительную и строительную деятельность | 29 791 | 35 860 | 69 566 | 39 775 | 133,5 | 
| – затраты на транспорт и коммуникации | 850 434 | 834 187 | 893 622 | 43 188 | 5,1 | 
| – прочие затраты | 2 334 295 | 225 843 | 402 557 | -1 931 738 | -82,8 | 
| – затраты на обслуживание государственного долга | 458 874 | 587 663 | 679 644 | 220 770 | 48,1 | 
| – трансферты | 24 594 | 10 467 | 2 422 | -22 172 | -90,2 | 
Из данных таблицы видно, что за последние три года затраты государственного бюджета в абсолютном выражении выросли в меньшей степени, чем доходная часть: если совокупные доходы бюджета за 2017-2019 гг. увеличились на 1 190 млрд. тенге (10,3%), то затраты увеличились на 1 050 млрд. тенге (8,4%).
В структуре расходов государственного бюджета 25,6% приходится на социальную помощь и обеспечение (3,5 трлн. тенге), 17,2% на образование (2,3 трлн. тенге) и 9,5% на здравоохранение (1,3 трлн. тенге). Напомним, что правительство в 2017 году осуществило единоразовое целевое перечисление в АО «Фонд проблемных кредитов» в размере 2,09 трлн. тенге для поддержки банковского сектора страны и как следствие прочие расходы в 2017 году составили 2 334,29 млрд. тенге [1].
Более наглядно структура расходов государственного бюджета Республики Казахстан приведена на рисунке 3.
 
Рисунок 3 –Структура затрат государственного бюджета Республики Казахстан за 2019 год, в процентах
На обслуживание долга в 2019 году потратили 679,6 млрд. тенге (в 2017 – 458,9 млрд. тенге). Чистое бюджетное кредитование за 2019 год составило 262,8 млрд тенге, а сальдо по операциям с финансовыми активами составило 245,3 млрд тенге.
Дефицит консолидированного бюджета по итогам 2019-го года составил 1 285,3 млрд. тенге, сократившись на 12% в отношении 2017-го года. Динамика дефицита государственного бюджета Республики Казахстан за 2016-2018 гг. приведена на рисунке 4.
 
Рисунок 4 – Динамика дефицита государственного бюджета Республики Казахстан за 2017-2019 гг., млн. тенге
Итак, проведенные исследования указывают, что государственный бюджет Казахстана как по доходам, так и по расходам имеет ряд проблем формирования и использования бюджетных средств. Анализ результатов проведенных в течение последних лет контрольно-аналитических мероприятий Счетного комитета Республики Казахстан свидетельствует, что многие проблемы с использованием бюджетных средств являются следствием прямых правонарушений, которые повторяются из года в год [2]. Наиболее характерными по количеству выявленных случаев и объемов нарушений являются следующие:
– финансовые нарушения,
– неэффективное планирование,
– неэффективное использование средств,
– процедурные нарушения.
Кроме того, по данным Счетного комитета Республики Казахстан сумма неэффективно использованных бюджетных средств, которые были выделены на решение социально-экономических задач в 2018 году, несмотря на снижение по сравнению с 2017 годом всё ещё остается существенной – 137,8 млрд. тенге [2].
К сожалению, неэффективное использование бюджетных средств является достаточно распространенным явлением в бюджетном процессе. Оно негативно сказывается на развитии не только отдельных отраслей экономики, но и социальной сферы, поскольку не строятся и не ремонтируются вовремя и в запланированных объемах дома, школы, детские сады, больницы, дороги, мосты, еще больше распыляются бюджетные средства, снижается уровень социальной защиты населения, растет количество объектов незавершенного строительства и прочее. В результате упущена возможность дополнительного мультипликативного эффекта бюджетных средств на рост экономики [3].
На основе проведенного исследования, можно утверждать, что главными проблемами в формировании и использовании средств государственного бюджета Республики Казахстан является несогласованность потребностей в налоговых поступлениях с возможностями их получения, что приводит к наличию дефицита государственного бюджета.
Важным для государства является преодоление теневой экономики, которое может быть успешным лишь в условиях стабильного экономического роста.
Важной проблемой формирования доходной части государственного бюджета Республики Казахстан является и несовершенное налоговое законодательство. Так, в последнее время остро стоял вопрос о реформе системы льгот, которые предоставляются плательщикам налогов и платежей [4].
Еще одной проблемой в формировании доходной части государственного бюджета является оценка соотношений между налоговыми и неналоговыми поступлениями в бюджет и то, насколько происходит одновременная концентрация доходов бюджета за счет основных бюджетообразующих налогов: налог на добавленную стоимость, корпоративного подоходного налога, акцизов. В этой части имеет место ряд противоречивых тенденций. Способствовать увеличению доходной части государственного бюджета РК будет дальнейшее проведение финансово-налоговых реформ и совершенствования экономических отношений, которые в свою очередь должны быть направлены на обеспечение устойчивой тенденции роста доходов бюджета. Такие реформы должны быть направлены на:
– поиск резервов мобилизации доходов бюджета за счет внедрения на практике налогообложения недвижимости; расширение налоговой базы за счет легализации и регулирования доходов юридических и физических лиц. На наш взгляд, необходимо изменить идеологию налогообложения в интересах каждого гражданина и государства в целом.
– повышение косвенных налогов с физических лиц на потребление предметов роскоши, что принесет дополнительные поступления в бюджет, о чем свидетельствует опыт зарубежных стран;
– оптимизация затрат на развитие экономики;
– поддержка отечественного производителя, особенно работающих на потребительский рынок, потому что за последние 20 лет наша страна заполнилась товарами, которые пользуются спросом из-за рубежа;
– необходимо ввести четкое разграничение налогов, зачисляемых в государственные и местные бюджеты, расширить права органов местного самоуправления в сфере налогообложения;
– обеспечить рост расходов пропорционально с ростом доходов бюджета, это будет гарантировать сбалансированность бюджета при любых экономических условиях в государстве;
– проведение мероприятий по уменьшению тенизации экономики.
Перечисленные мероприятия будут способствовать оптимизации государственного бюджета Казахстана и позволят разработать и внедрить взвешенную фискально-бюджетную политику, в которой будет учтен опыт ведущих стран мира, что в конечном итоге позволит сформировать в государственном бюджете прерогативные статьи расходов государства на постоянной основе после осуществления восстановления экономики Казахстана.
Список литературы
- Статистические данные Министерства финансов Республики Казахстан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.kz/
- Информация о работе Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета за II квартал и I полугодие 2019 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34929448
- Берстембаева Р.К., Асилова А.С., Искаков Б.М. Проблемы исполнения государственного бюджета Республики Казахстан в условиях глобальной реальности // Вестник университета Туран. 2018. № 2 (78). С. 132-139.
- Турдалы Ж.Н. Экономический анализ администрирования налоговых поступлений в государственный бюджет Республики Казахстан //Финансовая экономика. 2018. № 5. С. 98-101.

