Потенциал проводимых реформ государственного управления может быть реализован в полной мере лишь при одновременном совершенствовании организации предоставления государственных услуг, являющихся важнейшей составной частью всей сферы услуг. Организация предоставления государственных услуг оказывает существенное влияние на социально-экономическую ситуацию в стране. Отдельные отрасли рассматриваемой сферы (в частности здравоохранение, образование- и социальное обеспечение) оказывают огромное влияние на состояние рабочей силы и производительность труда, на качество экономического роста, социально-политическую стабильность. Именно это определяет значимость, придаваемую данному направлению в деятельности центральных органов управления государством. Значительное внимание перспективам- развития сферы государственных услуг уделяется во многих стратегических государственных документах, к которым можно отнести последнее ежегодное Послание к Федеральному собранию Президента РФ, Концепцию административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг., принятый Государственной Думой в первом*чтении законопроект «Об общих принципах организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Повышение качества государственных услуг также является задачей продолжающейся в РФ бюджетной реформы.
За последние годы в России был достигнут серьезный прогресс в сфере развития системы государственных услуг. Этому способствовало принятие Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и иных программных документов, которые закрепили основные направления совершенствования государственных услуг. К числу последних относится создание и развитие сети МФЦ, разработка и принятие административных регламентов органов государственной власти и местного самоуправления, организация межведомственного электронного взаимодействия, создание Федерального реестра государственных и муниципальных услуг, внедрение системы оценки качества государственных услуг и многое другое.
В настоящее время работа по развитию системы предоставления государственных услуг продолжается. К ее основным направлениям относятся:
- Дальнейшее развитие межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг, осуществлении государственных и муниципальных функций, в том числе по контролю и надзору, при взаимодействии с иными организациями.
- Внедрение реестровой модели предоставления услуг, в соответствии с которой результатом предоставления услуги является запись в электронном реестре.
- Закрепление и расширение экстерриториального принципа предоставления услуг.
- Внедрение принципов проактивности.
- Развитие альтернативных каналов предоставление услуг, внедрение принципов многоканальности и возможности использования различных каналов в ходе предоставления одной услуги.
- Предоставление услуг в соответствии с индивидуально-определенными характеристиками заявителя и иные направления совершенствования предоставления услуг.