Как известно, любой пожар возникший в здании, сооружении или лесной проще предотвратить, чем потушить.
Уже в Древнем Риме власти серьёзно занимались организацией борьбы с пожарами. За пожарной безопасностью наблюдали особые посты, которые при возникновении пожара подавали сигналы тревоги. Тушили пожары отряды рабов. В начале I тысячелетия н. э. в Риме были созданы специальные пожарные команды, численность которых к IV в. н. э. достигла 16 тыс. человек при численности населения в 1 млн. человек.
В процессе жизнедеятельности человек постепенно вырабатывал меры пожарной безопасности, чтобы снизить ущерб разрушительной силы огня, когда он вырывался из-под контроля. Меры пожарной безопасности – это действия по её обеспечению и по выполнению её требований. Пожарная безопасность как составная часть, элемент общественной безопасности содержит в своей основе меры пожарной профилактики — комплекс мероприятий, направленных на предупреждение пожара или уменьшение его после дствий.
Пожары наносят громадный материальный ущерб и нередко влекут за собой гибель людей. Поэтому защита от пожаров является важнейшей общегосударственной задачей.
Совокупность с ил и средст в, а также мер пр авового, ор ганизацион ного, эконо мического, со циального и н аучно-техн ического х арактера обр азует систе му обеспече ния пожарно й безопасност и. Пожарна я профилакт ика имеет с воей целью ре ализацию н аиболее эффе ктивных, э кономическ и и техничес ки обоснов анных способо в и средст в предупре ждения пож аров и их л иквидации с м инимальным у щербом [1].
Основными э лементами с истемы обес печения по жарной безо пасности и з ащиты явля ются орган ы государст венной власт и, местного с амоуправле ния, предпр иятия и гр аждане, пр инимающие уч астие в обес печении по жарной безо пасности в соот ветствии с з аконодател ьством Росс ийской Федер ации [2].
Несмотря н а доступност ь материал а по профи лактическо й работе, н аиболее сер ьезными проб лемами в это й сфере се йчас стано вятся:
-достижение це ли путем вз аимодейств ия разных стру ктур для обес печения по жарной безо пасности.
Достижение это й цели пре дставляетс я возможны м путем ре шения следу ющих задач:
— провести а нализ и опре делить рол ь организа ции и прове дения пожар ной профил актики в со временном об ществе (пр именительно к се льским терр иториям РФ);
— провест и категориро вание объе ктов защит ы по класс ам потенци альной опасности в идов эконо мической де ятельности, осу ществляемо й хозяйству ющими субъе ктами;
— разработ ать модель про ведения проф илактики по жаров с учето м принадле жности и с пецифики объе кта – сельс кой территор ии РФ. Пож арная безо пасность к ак составн ая часть, э лемент общест венной безо пасности со держит в с воей основе мер ы пожарной проф илактики — ко мплекс меро приятий, н аправленны х на преду преждение по жара или у меньшение е го последст вий.
Для того чтоб ы достигнут ь данной це ли требуетс я привлече ние образо вательных ор ганизаций. С це лью не тол ько проведе ния открыт ых уроков в об ласти пожар ной безопас ности, но и о ценки остаточ ных знаний в это й сфере. Про ведение пр актических з анятий и про верки усво яемости матер иала.
Второй зад ачей можно о пределить, не с понсирован ие неблаго получных се мей пожарн ыми извещате лями с цел ью предотвр ащения быто вых пожаро в. А привлече ние в проф илактическо й работе т аких семей. Чтоб ы цель был а не только по льзоваться д анным устро йством, а б ыл навык и з нания как о но работает. Н а примере вз аимодейств ия с людьм и пенсионно го возраст а.
Итак, осно вой законо дательства Росс ийской Федер ации о пож арной безо пасности я вляется Ко нституция Росс ийской Федер ации, котор ая включает в себ я Федераль ный закон «О по жарной безо пасности». Н а основани и данного з акона прин имаются ин ые федерал ьные закон ы и иные нор мативные пр авовые акт ы, в том ч исле в субъе ктах Росси йской Федер ации, приз ванные ре гулировать во просы пожар ной безопас ности. Одно й из важне йших функц ий государст ва являетс я обеспече ние пожарно й безопасност и [3].
Профилактику пожарной безо пасности мо жно рассматр ивать как комплекс меро приятий, направленных н а предотвращение распространения огня в помещениях зданий, а также на открыты х пространст вах. Подобные мероприятия несут в себе пр авила эвакуации людей, спасения материаль ных ценностей и др. Говоря крат ко, под мера ми пожарно й профилакт ики подразумевается ряд мероприятий, помогающ их исключить воз можность по явления ог ня, а также принятие все х возможных мер для о граничения последств ий стихии. Для обеспече ния безопасности людей и м атериальны х ценносте й необходимо владеть принципами пожарной о храны, а это предполагает н аличие комплекса меро приятий, котор ые помогут своевре менно потушить пожар. Для этого р азработаны специальн ые нормы д ля отдельн ых строени й, предпри ятий, транс порта, объектов и нфраструктур ы, которые пре дусмотрены росс ийским зако нодательст вом.
На основан ии действу ющего зако нодательст ва к полно мочиям орг анов местно го самоупр авления в об ласти пожар ной безопас ности относ ится обеспече ние первич ных мер по жарной безо пасности в гр аницах насе ленных пун ктов поселе ний, а под пер вичными мер ами пожарно й безопасност и понимаетс я реализац ия приняты х в устано вленном пор ядке норм и пр авил по пре дотвращени ю пожаров, с пасению лю дей и имущест ва от пожаро в, являющи хся частью ко мплекса меро приятий по ор ганизации по жаротушени я, которым н а профессио нальном уро вне и зани маются подр азделения по жарной охр аны [4].
Система обес печения по жарной безо пасности пре дставляет собо й совокупност ь сил и сре дств, а та кже мер пр авового, ор ганизацион ного, эконо мического, со циального и н аучно-техн ического х арактера, котор ые направле ны на борьбу с по жарами.
Ведущими сост авляющими с истемы обес печения по жарной безо пасности в ыступают ор ганы госуд арственной в ласти, орг аны местно го самоупр авления, ор ганизации, гр аждане, котор ые принани мают участ ие в обеспече нии пожарно й безопасност и на основ ании дейст вующего за конодательст ва Российс кой Федера ции.
Профилактика по жарной безо пасности ( ПБ) предст авляет собо й комплекс мер, котор ые направле ны на мини мизацию веро ятности воз никновения оч агов пожар а, а также ис ключения ф акторов, и х вызывающ их, к относ ится открыт ый огонь, в ысокая тем пература и не прерывная по дача возду ха в област ь горения.
В случае обуче ния персон ала контро лированию веро ятности од новременно го стечени я всех факторо в, то это д ает шансы д ля предупре ждения поя вления пож ара и эффе ктивной бор ьбы с ним.
Для руково дителя любо го предпри ятия, комп ании являетс я важной з адачей под держка дол жного уров ня пожарно й безопасност и (ПБ).
Лучшим вар иантом явл яется изнач альная забот а и предупре ждение воз никновения воз горания, че м борьба с о гнем и устр анение его пос ледствий. Своевременная и пр авильная проф илактика по жарной безо пасности обес печит требуе мый уровен ь защищенност и людей, р аботающих н а объекте и ли прожива ющих возле не го.
Профилактика воз никновения по жаров являетс я комплекс ной задаче й, которая из начально ре шается на з аконодател ьном уровне, а ее ре ализация про исходит путе м разработ ки и внедре ния законо дательной б азы, призв анной регл аментироват ь действия ру ководства, сотру дников в ус ловиях опас ных ситуац ий [5].
Помимо зако нодательно й базы, в проф илактику в ходит ряд мер, котор ые направле ны на обес печение зд аний и объе ктов средст вами пожароту шения, инд ивидуально й защиты, р азработки э вакуационн ых путей, про ведения уче ний.
Для положите льного эффе кта профил актических мер в ажно опреде лить конкрет ные задачи, необ ходимые дл я реализац ии и дости жения запл анированно й цели.
К таким за дачам можно от нести:
- разработка ко мплекса меро приятий по изуче нию с персо налом прич ин, провоц ирующих по жары и эффе ктивных способо в их устра нения;
- внедрение н а объекте це лого компле кса мер, н аправленны х на то, чтоб ы препятст вовать рас пространен ию огня на бо льшие терр итории;
- применение с пециальных а ктивных и п ассивных сре дств повыше ния защище нности объе кта и безо пасности пр исутствующ их на нем л юдей;
- правильное прое ктирование путе й эвакуаци и для быстро го ухода из з дания персо налом и посет ителями;
- разработка и в недрение эффе ктивных систе м сигнализ ации о выя влении оча гов возгор ания, зады мленностей, об ластей пов ышенной те мпературы;
- обучение персо нала прави лам поведе ния во вре мя возникно вения пожар а, правила м эвакуаци и из здани я и предост авления неот ложной помо щи.
Особую рол ь в профил актике пож арной безо пасности от водится ко нтролирующ им органам, с ледящим з а выполнен ием требов аний законо дательства по по жарной безо пасности.
В деятельност и организа ции систем ы пожарной безо пасности в горо де Иркутске, н ами были в ыявлены по ложительные сторо ны, однако про должают су ществовать м ного пробле м, противо действие с котор ыми требует а ктивных ус илий.
К проблемн ым момента м можно от нести:
- Время пр ибытия подр азделения по жарных к месту в ызова в горо де Иркутске пре вышает реко мендованные нор мативы.
- Недоуко мплектация по жарных часте й сотрудни ками.
- Отсутст вие необхо димого фин ансировани я.
- Отсутст вие совреме нных инфор мационно-те хнологичес ких средст в
- Устарев шая матери ально-техн ическая баз а.
Решение обоз наченных проб лем во мно гом позвол ит поднять уро вень пожар ной безопас ности в горо де Иркутске.
На основе р ассмотренн ых нами по казателей де ятельности в об ласти проф илактики и л иквидации по жаров на терр итории горо да Иркутск а, можно в ыделить сле дующее: уве личение ко личества п лановых про верок произо шло в связ и с тем, что фор мирование п ланов на 20 20 год осу ществлялос ь с учетом поте нциальной о пасности объе ктов защит ы и территор ий, использо вания резу льтатов не государстве нной оценк и подтверж дения соот ветствия уст ановленным требо ваниям в об ласти безо пасности ж изнедеятел ьности, а т акже с учето м методики о пределения пер иодичности осу ществления п лановых на дзорных меро приятий в з ависимости от к атегории, х арактеризу ющей степе нь риска объе ктов защит ы и территор ий.
Снижение ко личества в неплановых про верок по ко нтролю испо лнения ранее в ыданных пре дписаний, про изошло по пр ичине умен ьшения кол ичества вы данных пре дписаний.
При осущест влении надзор ных меропр иятий обрат ить особое в нимание на:
- неотвратимость н аказания к н арушителям уст ановленных требо ваний и по вышение резу льтативност и мероприят ий по контро лю. Принят ие исчерпы вающих мер по пр ивлечению до лжностных л иц, допуст ивших нару шения уста новленных требо ваний в об ласти граж данской оборо ны, защиты н аселения и терр иторий от ЧС пр иродного и те хногенного, к а дминистрат ивной ответст венности;
- своевременное и нформирова ние органо в государст венной власт и, органы мест ного самоу правления, ор ганы прокур атуры о состо янии безоп асности по днадзорных объе ктов, имею щих наруше ния устано вленных требо ваний в об ласти граж данской оборо ны, защиты н аселения и терр иторий от ЧС пр иродного и те хногенного.
Проведенные мероприятия по надзору в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера повысили уровень защищенности населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или в следствии этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В целом работа по надзорной деятельности в области пожарной безопасности в городе Иркутске организована в соответствии с предъявляемыми требованиями. Проводимая органами надзорной деятельности работа позволила сократить количество пожаров, травмированных лиц и не допустить возникновения ЧС [9].
Профилактика пожаров создает условия для разработки и соблюдения требований пожарной безопасности, личной безопасности граждан и организаций, эффективной деятельности по обеспечению безопасности, социальной ответственности органов и подразделений пожарной охраны, создания доброжелательных отношений с общественностью, общественными и государственными организациями [10].
Работа по осуществлению профилактики пожаров должна быть плановой, хорошо скоординированной, учитывающей особенности объекта воздействия, возможные изменения среды, включая оперативную обстановку.
Решение проблемы устаревшего автопарка пожарных частей города Иркутска, является одной из самых тяжелых, так как для ее решения необходимы серьезные финансовые вливания.
Необходима специальная федеральная или как минимум региональная программа.
Считаю, что реализация на практике предложенных в моей работе рекомендаций способно в кротчайшие сроки увеличить эффективность мероприятий по организации системы пожарной безопасности города Иркутска.
Меры профилактики пожарной безопасности – это обязательный комплекс мероприятий, который должен внедряться на любом объекте.
Его внедрение позволит быстро реагировать на опасность, оперативно принимать правильные решения, эффективно бороться с огнем и задымленностью еще до приезда спасателей. Благодаря профилактике можно избежать серьезных материальных потерь из-за огня и дыма, а также защитить здоровье и жизнь людей.
Литература:
- О пожарной безопасности. Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности (ред. от 22.12.2020): Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2021). Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Методические рекомендации по организации проведения проверок в области пожарной безопасности на объектах защиты» (утв. МЧС России 10.01.2016 N 2-4-71-1-28). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 04.12.2014 г. Вестник образования России, № 1, январь, 2015.
- Об обязательных требованиях в Российской Федерации (в ред. от 03.08.2020): Федер. закон Рос. Федерации от 31.07.2020 № 247-ФЗ (не вступил в силу). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в ред. от 14.09.2020): Пост. Правительства Рос. Федерации от 03.04.2020 № 438. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Перечень поручений по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета (утв. Президентом РФ 24.10.2020 № Пр-1726ГС). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности: приказ МЧС России от 30.11.2016 № 644. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».