ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА

25 июня 7:51

Актуальность. Существует важное условия обеспечения сохранности и сбережения здоровья в занятиях физической культурой. Этим условием является самоконтроль, который подразумевает под собой регулярное использование ряда простых приемов и методик для самостоятельного наблюдения за изменением состояния своего здоровья, физического развития и физической подготовленности, происходящих под влиянием занятий физическими упражнениями.

Цель: оценка физического развития, функциональной подготовленности и уровня физической работоспособности студентов 3 курса.

Методы исследования: анализ специализированной литературы, метод функциональных проб, статистические методы, применение сравнительного анализа полученных результатов.

Результаты и их обсуждение. В исследовании приняли участие студенты з курса (возрастная группа – 19-21 год). По результатам фактических измерений были рассчитаны индивидуальные и групповые показатели физического развития и физической подготовленности с помощью формул. После этого полученные фактические измерения, индексы и пробы сравнивались с половозрастными нормативами, установленными медицинской наукой.

Наиболее доступными и простыми показателями физического развития являются размеры тела, их пропорции.

Индекс Кетле помогает определить наличие избыточной массы, либо дефицита массы тела, и оценить возможный риск развития заболеваний, связанных с избыточной массой тела. Получены результаты: нормальная масса тела 48%, избыточная 29%, недостаточная 4%, выраженный дефицит массы тела 19%.

Индекс Пинье – оценка типа телосложения: очень крепкое 27%, крепкое 4%, гармоничное 8%, среднее 14%, слабое 14%, очень слабое 33%.

Оценка экскурсии грудной клетки позволяет определить характер развития органов дыхания: недостаточное развитие 10%, среднее развитие 33%, хорошее развитие 57%.

Физическое развитие — это процесс изменения форм и функций организма человека вследствие естественного роста, составная часть физического воспитания. У испытуемых данный показатель был оценен, как удовлетворительный.

Функциональное состояние – комплекс показателей, определяющий уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работе. Оценка функций дыхания: проба Штанге – 38% норма, 62% ниже нормы.

Оценка функций сердечно-сосудистой системы. Ортостатическая проба — 90% отлично, 4% хорошо, 6% удовлетворительно. Проба Руфье — работоспособность сердечной мышцы: высокая 4%, хорошая 54%, средняя 28%, удовлетворительная 14%.

Коэффициента выносливости Кваса – у 100% испытуемых указывает на ослабление деятельности сердечно-сосудистой системы.

Индекс физической активности: 14% высокий, 10% средний, 76% низкий.

Функциональное состояние студентов является удовлетворительным, физической активности недостаточно.

Определение уровня физической работоспособности. Тест Купера (расстояние 12-минутного бега) – отлично 14%, 24 % хорошо, 19% удовлетворительно, плохо 43%.

Следовательно, уровень физической работоспособности студентов является удовлетворительным.

Студенты медицинского университета ежедневно подвержены действию умственных, эмоциональных, физических нагрузок, поэтому самоконтроль за своим здоровьем должен быть постоянным, а средством поддержания и укрепления здоровья в режиме дня должны быть физические упражнения.

Выводы. 1. Физическое развитие и функциональная подготовленность студентов 3 курса находится на удовлетворительном уровне.

  1. На основе анализа показателей возможно формулировать рекомендации по снижению факторов риска здоровью с учетом составляющих здорового образа жизни.
  2. Знание элементарных основ самоконтроля позволит подбирать адекватную физическую нагрузку.

Список литературы.

1.Vajner, Je.N. Valeologii: uchebnik dlja vuzov / Je.N. Vajner. – 9-e izd. –M. :Flinta, 2011. – 448 s. 
2.Landa, B.H. Metodika kompleksnoj ocenki fizicheskogo razvitija i fizicheskoj podgotovlennosti: ucheb. posobie / B.H. Landa. – M. : Sovetskij sport, 2011. – 348 s. 
3.Holodov, Zh.K. Teorija i metodika fizicheskoj kul’tury i sporta / Zh.K. Holodov. – 10-e izd. – M., 2012. – 480 s. 
4.Holodov, Zh.K. Praktikum po teorii i metodike fizicheskogo vospitanija i sporta: ucheb. posobie dlja studentov vyssh. ucheb. zavedenij fiz. kul’tury / Zh.K. Holodov V.S. Kuznecov:. – M. : Izdatel’skij centr «Akademija», 2001. – 144 s.