По Э.А. Красновскому: «познавательная активность – это проявление всех сторон личности младшего школьника, это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения» [1].
Таким образом, проблема развития познавательной активности возникает вследствие разнообразной деятельности учащихся, которая формирует и развивает интересы учащихся, обогащая личность и воспитывая активное отношение к жизни.
Для выявления уровня развития познавательной активности младших школьников была проведена стартовая диагностика на основе анкетирования учащихся. В опросе приняли участие 20 школьников младшего школьного возраста. Детям предлагалось ответить на 5 вопросов, каждый из которых раскрывал один из критериев развития познавательной активности по Г.И. Щукиной:
- Умение школьников задавать вопросы познавательного характера;
- Самостоятельность деятельности;
- Стремление обучающихся к завершенности действий (умение доводить дело до конца);
- Устойчивость внимания (сосредоточенность внимания);
- Преодоление трудностей [2].
На основе выделенных критериев определяются три уровня познавательной активности: высокий, средний, низкий. По итогам анкетирования были получены следующие результаты:
— 30 % опрошенных младших школьников сильно выраженную познавательную активность, часто отвечают на уроках, самостоятельно находят и работают с дополнительным материалом, проявляют инициативность, самостоятельность интереса и желания решать познавательные задачи.
— 60% школьников имеют средний уровень познавательной активности. Проявляются зависимость процесса самостоятельной деятельности от ситуаций, преодоление трудностей с помощью других, ожидание помощи от учителя.
— у 10% учащихся уровень познавательной активности является низкой. У них отсутствуют вопросы познавательного характера, самостоятельность действий, склонности к какому-либо виду деятельности. Они часто отвлекаются, проявляют бездеятельность при затруднениях, не задумываются об улучшении своей познавательной активности.
Существует множество методов развития познавательной активности младших школьников. Как показывает практика, наиболее действенными из них являются игровые технологии. Игры способствуют развитию наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, логически мыслить, сосредоточенности внимания, развитию памяти. Для младших школьников игровой процесс является более интересной, чем учебный. Поэтому если совместить игровую и учебную деятельность можно достичь успехов в вопросе развития познавательной активности младших школьников. В игре дети осваивают новые социальные роли, получают положительные эмоции. Они, не уставая, получают знания в легкой и доступной форме.
Таким образом, у большинства школьников младшего возраста уровень познавательной активности находится на среднем уровне. Введение в образовательный процесс игровых технологий существенно повышает познавательную активность младших школьников.
Список использованной литературы:
- Красновский, Э. А. Показатели в образовании [Текст] / Э. А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2002. — № 5. -С. 53-57.
- Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистый. – М.: Пед. Общ. России, 2014. – С. 312.
- Семенова А.С., Павлова Е.П. Развитие познавательного интереса в процессе экологического кружка // Научный электронный журнал меридиан. 2017. № 4 (7). С. 91-93.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности / Г.И. Щукина. – М: Просвещение, 1998. – С. 123.
© Н.А. Иванова, А.С. Сакердонова, 2018