ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ

15 мая 4:43
По данным Министерства здравоохранения РФ наблюдается тенденция ежегодного снижения показателей здоровья детей, увеличение роста числа хронических заболеваний у детей школьного возраста. Официальная статистика свидетельствует, что к абсолютно здоровым детям школьного возраста можно отнести только 10%, остальные 90% детей имеют различные отклонения физического и психологического здоровья. Снижение удельного веса здоровых детей школьного возраста ученые связывают с особенностями современной жизни, это различные стрессы, физические и умственные перегрузки в школе. Таким образом, сохранение здоровья обучающихся является актуальной проблемой и приоритетным направлением современного образования.



В Федеральном Государственном образовательном стандарте прописано, что программа начального общего образования: «направлена на формирование общей культуры, сохранение и укрепление здоровья обучающихся» [3]. Исходя из требований ФГОС, в настоящее время в современных общеобразовательных учреждениях активно внедряются различные образовательные программы валеологического, здоровьесберегающего направления, которые способствуют формированию культуры здоровья младших школьников.



В младшем школьном возрасте должны закладываться базовые основы понятия физического здоровья и потребности к здоровому образу жизни, как ценностное отношение к человеческой жизни. Потребность к здоровому образу жизни, понимание заботы о здоровье необходимо формировать именно в младшем школьном возрасте, ведь все знания и навыки, закладываемые в этом возрасте, являются фундаментом и основой общей культуры здоровья личности.



Проблема формирования культуры здоровья рассматривались в исследованиях различных сфер науки: философии, медицины, педагогики, психологии, социологии и другие. В ходе данного исследования мы анализировали психолого-педагогическую литературу, в частности работы А.М. Аммосова, Т.Б. Акбалиева, В.П. Петленко, И.М. Быховская, П.А. Виноградова, Ю. П. Лисицына, В.Н. Ирхина, О.Л. Трещевой и других.



У И.М. Быховской, понятие культуры здоровья определяется как совокупность представлений о здоровье как ценности, выполняющей функцию обеспечения тех видов деятельности, которые поддерживают жизнедеятельность индивида [1]. В.Н. Ирхин представляет понимание культуры здоровья как уровень образованности и овладения знанием и опытом сохранения и укрепления здоровья в повседневной жизни [2]. Таким образом, рассматривая понятие культуры здоровья, можно предположить, что культура здоровья личности является одной из его составляющих культуры в целом.



На наш взгляд, для формирования культуры здоровья у младших школьников необходимо системная работа классного руководителя на внеклассных занятиях. С цель данной исследовательской работы заключается в подтверждении гипотезы заключающейся в предположении о том, что формирование культуры здоровья у младших школьников будут эффективными, если повышать уровень знаний и навыков учащихся на внеклассных занятиях.



Эксперимент проводился на базе МБОУ «Легойская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» с.Кептени, Усть-Алданский улус, Республика Саха (Якутия). В исследовании принимали участие ученики второго класса (8-9 лет) в количестве 48 человек (21 мальчик и 27 девочек).



В ходе экспериментальной работы реализовался план работы классного руководителя, направленного на формирование культуры здоровья младших школьников.  В плане работы были запланированы внеклассные занятия, представленные на таблице 1.



Таблица 1



План-сетка внеклассных занятий с младшими школьниками



по формированию культуры здоровья

















Месяц Тема Форма проведения
Сентябрь «Что такое здоровье?» Классный час
«Кто такой здоровый человек?» Тест-проверка
Октябрь «Я и здоровье» Встреча-беседа с врачом
«Модель здорового человека» Проектная работа в группах
Ноябрь «Здоровье и Я» Оформление стенда. Работа в группах по рубрикам стенда
«Правильное питание» Беседа о понятии меню, составлении меню. Разработка меню в малых группах
Декабрь «Безопасность



в повседневной



жизни»

Игра-викторина



 

Январь «Режим дня» Беседа о важности и соблюдении режима дня. Круглый стол «Для чего нужен режим дня»
«Мой режим дня» Составление индивидуальных режимов дня
Февраль «Вредные привычки» Классный час
«Последствия вредных привычек» Презентация проектных работ учащихся
Март «Национальные подвижные игры народов Севера» Ознакомление и разучивание национальных подвижных игр народов Севера
«Национальные подвижные игры народов России» Ознакомление и разучивание национальных подвижных игр народов России
Апрель «Веселые старты» Подготовка и проведение соревнований по национальным играм среди учащихся начальных классов.
Май «Быстрее, выше, сильнее» Подготовка и проведение спортивных игр среди учащихся начальных классов.


 



На контрольном этапе эксперимента была проведена диагностика уровня сформированности культуры здоровья учащихся 2 класса, где была зафиксирована положительная динамика. Таким образом, можно утверждать, что предложенная гипотеза имеет свое подтверждение. Формирование культуры здоровья у младших школьников на внеклассных занятиях является одним из решений проблемы заботы и сохранения здоровья обучающихся.



 



Литература

  1. Быховская И.М. Быховская И.М. Здоровье как практическая аксиология тела // Мир психологии.- 2000. №1(21). — С.82-89.
  2. Ирхин В.Н. Сущность и структура здоровьеориентированной профессионально-педагогической деятельности / В.Н. Ирхин, Р.Е. Ковалева // Культура физическая и здоровье. -№ 5. — 2008. — С. 64-67.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с.

References

  1. Bykhovskaya I.M. Bykhovskaya I.M. Health as a practical axiology of the body // World of Psychology .- 2000. №1 (21). — P.82-89.
  2. Irkhin V.N. The essence and structure of health-oriented professional and educational activities / V.N. Irkhin, R.E. Kovalev // Culture physical and health. -№ 5. — 2008. — p. 64-67.
  3. Federal State Educational Standard of Primary General Education / Ministry of Education and Science of Russia. Federation. — M .: Education, 2010. – 3


© А.С. Сакердонова, 2018