В Федеральном Государственном образовательном стандарте прописано, что программа начального общего образования: «направлена на формирование общей культуры, сохранение и укрепление здоровья обучающихся» [3]. Исходя из требований ФГОС, в настоящее время в современных общеобразовательных учреждениях активно внедряются различные образовательные программы валеологического, здоровьесберегающего направления, которые способствуют формированию культуры здоровья младших школьников.
В младшем школьном возрасте должны закладываться базовые основы понятия физического здоровья и потребности к здоровому образу жизни, как ценностное отношение к человеческой жизни. Потребность к здоровому образу жизни, понимание заботы о здоровье необходимо формировать именно в младшем школьном возрасте, ведь все знания и навыки, закладываемые в этом возрасте, являются фундаментом и основой общей культуры здоровья личности.
Проблема формирования культуры здоровья рассматривались в исследованиях различных сфер науки: философии, медицины, педагогики, психологии, социологии и другие. В ходе данного исследования мы анализировали психолого-педагогическую литературу, в частности работы А.М. Аммосова, Т.Б. Акбалиева, В.П. Петленко, И.М. Быховская, П.А. Виноградова, Ю. П. Лисицына, В.Н. Ирхина, О.Л. Трещевой и других.
У И.М. Быховской, понятие культуры здоровья определяется как совокупность представлений о здоровье как ценности, выполняющей функцию обеспечения тех видов деятельности, которые поддерживают жизнедеятельность индивида [1]. В.Н. Ирхин представляет понимание культуры здоровья как уровень образованности и овладения знанием и опытом сохранения и укрепления здоровья в повседневной жизни [2]. Таким образом, рассматривая понятие культуры здоровья, можно предположить, что культура здоровья личности является одной из его составляющих культуры в целом.
На наш взгляд, для формирования культуры здоровья у младших школьников необходимо системная работа классного руководителя на внеклассных занятиях. С цель данной исследовательской работы заключается в подтверждении гипотезы заключающейся в предположении о том, что формирование культуры здоровья у младших школьников будут эффективными, если повышать уровень знаний и навыков учащихся на внеклассных занятиях.
Эксперимент проводился на базе МБОУ «Легойская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» с.Кептени, Усть-Алданский улус, Республика Саха (Якутия). В исследовании принимали участие ученики второго класса (8-9 лет) в количестве 48 человек (21 мальчик и 27 девочек).
В ходе экспериментальной работы реализовался план работы классного руководителя, направленного на формирование культуры здоровья младших школьников. В плане работы были запланированы внеклассные занятия, представленные на таблице 1.
Таблица 1
План-сетка внеклассных занятий с младшими школьниками
по формированию культуры здоровья
Месяц | Тема | Форма проведения |
Сентябрь | «Что такое здоровье?» | Классный час |
«Кто такой здоровый человек?» | Тест-проверка | |
Октябрь | «Я и здоровье» | Встреча-беседа с врачом |
«Модель здорового человека» | Проектная работа в группах | |
Ноябрь | «Здоровье и Я» | Оформление стенда. Работа в группах по рубрикам стенда |
«Правильное питание» | Беседа о понятии меню, составлении меню. Разработка меню в малых группах | |
Декабрь | «Безопасность
|
Игра-викторина
|
Январь | «Режим дня» | Беседа о важности и соблюдении режима дня. Круглый стол «Для чего нужен режим дня» |
«Мой режим дня» | Составление индивидуальных режимов дня | |
Февраль | «Вредные привычки» | Классный час |
«Последствия вредных привычек» | Презентация проектных работ учащихся | |
Март | «Национальные подвижные игры народов Севера» | Ознакомление и разучивание национальных подвижных игр народов Севера |
«Национальные подвижные игры народов России» | Ознакомление и разучивание национальных подвижных игр народов России | |
Апрель | «Веселые старты» | Подготовка и проведение соревнований по национальным играм среди учащихся начальных классов. |
Май | «Быстрее, выше, сильнее» | Подготовка и проведение спортивных игр среди учащихся начальных классов. |
На контрольном этапе эксперимента была проведена диагностика уровня сформированности культуры здоровья учащихся 2 класса, где была зафиксирована положительная динамика. Таким образом, можно утверждать, что предложенная гипотеза имеет свое подтверждение. Формирование культуры здоровья у младших школьников на внеклассных занятиях является одним из решений проблемы заботы и сохранения здоровья обучающихся.
Литература
- Быховская И.М. Быховская И.М. Здоровье как практическая аксиология тела // Мир психологии.- 2000. №1(21). — С.82-89.
- Ирхин В.Н. Сущность и структура здоровьеориентированной профессионально-педагогической деятельности / В.Н. Ирхин, Р.Е. Ковалева // Культура физическая и здоровье. -№ 5. — 2008. — С. 64-67.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с.
References
- Bykhovskaya I.M. Bykhovskaya I.M. Health as a practical axiology of the body // World of Psychology .- 2000. №1 (21). — P.82-89.
- Irkhin V.N. The essence and structure of health-oriented professional and educational activities / V.N. Irkhin, R.E. Kovalev // Culture physical and health. -№ 5. — 2008. — p. 64-67.
- Federal State Educational Standard of Primary General Education / Ministry of Education and Science of Russia. Federation. — M .: Education, 2010. – 3
© А.С. Сакердонова, 2018