Историческое формирование бульваров в г. Саратове началось в 1812 г., когда губернский землемер А. Решетников предложил план застройки города. План регулярной застройки кварталов увязывал уже сложившуюся планировку старого центра, с классической сеткой улиц на новых территориях. Основой плана стала уличная сеть из прямоугольных кварталов, расположенных под углом в 45о к волжскому берегу.
С началом городской застройки в середине XIX в., появились и первые бульвары Саратова, сегодня расположенные на улицах им. В.Г. Рахова и Астраханской. В книге А.И. Осятинского «Строительство городов на Волге» имеется упоминание об этих улицах: «Средняя ширина улиц была принята в 10 — 12 саженей за исключением двух — Астраханской и Камышинской, шириной 30 саженей. Последние своими бульварами оживляли город и несколько улучшали санитарные условия его». Уже тогда зеленые насаждения на бульварах играли важную роль в жизни города.
В последующие годы неоднократно предпринимались попытки реконструкции как отдельных участков улицы, так и всего бульвара в целом. При этом ширина проезжей части постоянно увеличивалась. В 60-е гг. ХХ в. ул. Астраханская получила двустороннее движение на всем протяжении, увеличившись до 90 м в ширину.
В марте 1901 г. в Саратове городская управа приняла решение разбить бульвар на ул. Астраханской, около технического училища, а 2 апреля — у пересечения с ул. Советской. Бульвар вклинивался в Детский парк, а после продолжался вновь.
Сейчас бульвар расположен по всей длине улицы, а это 2850 м, которая проходит от Большой Горной до 2-го Станционного проезда, через три района города. [1, 2] Бульвар на ул. Астраханской, по принятому мэрией города перечню, будет реконструирован частями до 2022г., чтоб войти в состав восьмикилометрового пешеходного кольца. Изменений ждут дорожно-тропиночная сеть, освещение, озеленение и элементы благоустройства.
Улица им. В.Г.Рахова до 1940 г. называлась ул. Камышинской, в честь уездного г. Камышин Саратовской губернии. Она проходит от ул. 2-я Садовая до Глебучева оврага. Ширина улицы 50 м, протяженность — 3257 м, из которых 3000 м занимает бульвар.
Улица ограничивает с запада городские кварталы, определённые по генплану 1812 г. Далее регулярная планировка города меняет свой ритм — кварталы укрупняются, и практически исчезает сплошная каменная дореволюционная застройка, отделявшая престижную жилую часть города, за пределами которой располагались основные типы зданий — мещанские и рабочие одноэтажные деревянные окраины, казённые и промышленные здания. Каменные двухэтажные дома встречались в основном по чётной (восточной) стороне от ул. Бахметьевская до ул. Зарубина. В практически неизменном виде ул. Рахова находилась до конца 1970-х г., когда советские городские власти разрешили кооперативное строительство в центральной части города. На красной линии улицы появилось полтора десятка типовых девятиэтажных коробок, во дворах которых по-прежнему теснятся одноэтажные домики бывших рабочих окраин.
Долгое время часть улицы называлась «бульвар Косича» в честь губернатора, по инициативе которого по центральной оси улицы был разбит бульвар. В январе1940 г. улица была переименована в ул. им. В.Г. Рахова в честь лётчика, Героя Советского Союза Виктора Рахова, погибшего в бою с японскими захватчиками на реке Халхин-Гол в Монголии.
Достопримечательностями бульвара им. В.Г. Рахова являются памятники С.М. Кирову и Борцам Революции 1905 г., бюст академику Н.В. Цицину и сохранившаяся застройка XIX в. [1, 2]
В 2017 — 2018 гг. была проведена реконструкция бульвара на участке от Городского парка до ул. Вавилова.
В конце XIX — начале XX вв. ул. 2-я Садовая в Саратове располагалась на окраине города, где находились усадьбы и «сады» дворян. В честь этих садов и были названы все Садовые улицы.
С образованием Саратовской губернии и присуждением Саратову чина губернского города, в него приехало много дворянства различных чинов, для службы в созданных учреждениях. Они стали заводить не малые садовые участки, которые вскоре охватывали весь город в полукольцо. На них разводили сады, огороды, бахчи, и скотоводческие хозяйства. Земельные участки Очкина, Агафонова, Головина, Кузнецова и др. известных жителей города располагались по обеим сторонам железной дороги.
В конце XIX и в начале XX вв. садовые участки площадью во многие десятины земли стали делить на небольшие дворовые места и продавать под застройку. Так появились Очкинский, Агафоновский, Головинский, Кузнецовский и другие поселки. Сегодня о бывших садах напоминают только «Садовые» улицы.
Бульвар на улице 2-я Садовая был построен в XX в. между ул. Астраханской и ул. Серова, пересекая территорию сквера Борцам революции. Его протяженность 1080 м. Сейчас на бульваре располагаются Памятник Труженикам тыла и несколько детских площадок. [1, 2] В настоящее время бульвар нуждается в реконструкции.
С продолжением развития городской застройки в 1945 г. привычный для жителей вид приобрел пр. 50 лет Октября в Ленинском и Кировском районах города. Нынешнее название было присвоено ему в 1967 г., в связи с юбилеем Октябрьской революции. Проспект образовался объединением Красноармейского шоссе, ул. Монастырской и Петровского тракта, это решение было обосновано перспективой развития промышленности на районе. Он является продолжением ул. Большой Горной, начинается от путепровода на «Стрелке», заканчивается в районе Трофимовского моста, переходя в ул. Панфилова.
После строительства газопровода в Елшанке и СарГРЭС район начал интенсивно развиваться. В 1950-е гг. открывались заводы «Рефлектор», «Завод технического стекла», завод «Тантал». В 1951 г. — завод «СЭПО» и другие промышленные предприятия, первоначально располагавшиеся вдоль железной дороги. В 1956 г. был построен центр сельскохозяйственного производства, располагавшийся на красной линии Красноармейского шоссе.
Кварталы промышленной застройки обрастали современными для того времени жилыми домами, школами, детскими садами, магазинами.
Бульвар на проспекте был заложен от знака «Ленинский район» до современного торгового центра «ТАУ-Галерея», на всем его протяжении имеются несколько площадок для отдыха и сквер. После распада СССР и падения идеологии коммунизма, на бульваре установили макеты нескольких городских храмов высотой макеты около 2,5 м: храм во имя просветителя Руси святого князя Владимира, храм «Утоли мои печали» и мечеть, которая стояла на месте нынешней Соборной мечети. [2]
Сегодня Проспект 50 лет Октября является крупнейшим транспортным узлом общей протяженностью 5 км, связывающим окраины с центральной частью города. Бульвар выполняет в первую очередь защитную функцию, отделяя жилую застройку от промышленной зоны и магистрали. Реконструкция территории происходит поэтапно иногда с длительными перерывами.
Территория города активно разрастается, благодаря чему появляются новые бульвары, построенные относительно недавно. К таким бульварам относится бульвар по ул. Ломоносова от пр. Строителей до ул. 1-й Прокатной. Построенный в 2014 г. в Ленинском районе, он имеет протяженность 780 м. и предназначен для пешеходных прогулок и отдыха жителей близлежащих кварталов. В 2015 г. на нем установили детские игровые комплексы. В 2018 г. на базе бульвара открыли сквер с бюстом им. М.В. Ломоносова. [3, 4]
Бульвар им. Карла Мюфке располагается в центральной части 6 мкр. в пос. Солнечный-2 г. Саратова. Протяженность бульвара составляет 542 м. Он назван в честь Карла Людвиговича Мюфке — известного казанского архитектора, приглашенного в Саратов в начале XX в. для строительства корпусов Университета, а затем — корпусов Клинического городка и других зданий города.
Бульвар начинается от ул. Тархова и завершается торговым комплексом. От ул. Тархова бульвар имеет достаточно заметный уклон. На конце прямой находится небольшой прямоугольный фонтан с рядом расположенными скамьями. [3]
В 2017 г. был торжественно открыт бульвар Героев Отечества, в п. Солнечный. Бульвар протяженностью 1,5 км организован в рамках проекта комплексного благоустройства нового микрорайона пос. Солнечный-2. Бульвар включает проезжую часть с двухполосным движением шириной 7,5 м и зеленую зону шириной 57 м с пространством для пешеходов. На бульваре проходят выставки на патриотическую тематику, конкурсы рисунков на асфальте, интерактивные мастер-классы для детей дошкольного возраста и другие активности.
Планировка бульвара регулярная, имеет три аллеи. На нем расположены детские игровые площадки, спортивные площадки, площадка для скейтборда, площадка для уличных тренажеров, велодорожка. В центре бульвара возвышается новый храм Святителя Спиридона Тримифунтского, который тротуары обтекают с двух сторон.
Особенность бульвара — три фонтана, расположенные по его продольной оси. Центральный фонтан светомузыкальный с круглой чашей диаметром 12 м, с возможностью воспроизведения 30 мелодий, завораживающий танцем струй, имеющий много различных эффектов. Два других фонтана размером поменьше, так же свето-динамические, но плоскостные, разнесены по оголовкам бульвара. [3]
Современные бульвары в г. Саратове выполняют архитектурно- градостроительные функции ориентирующих пространств, связывают объекты города комфортными пешеходными связями, являются местами кратковременного и длительного отдыха жителей и гостей города. Некоторые бульвары нуждаются в проведении реконструкции с выбором оптимального варианта для каждого объекта общего пользования, ведь от оптимизации функциональных характеристик бульваров зависят самочувствие людей в урбанизированной среде.
Список литературы
- Третьякова Т.А., Калмыкова А.Л. Анализ функционального назначения бульваров в системе озеленения г. Саратова. // Материалы шестой Всероссийской конференции по итогам научно-исследовательской и производственной работы студентов за 2016г. 2016. №48. С. 83-86.
- Третьякова. Т.А., Сокольская О.Б. Анализ современного ландшафтно-экологического и планировочного состояния исторического бульвара в городской среде. // Успехи современного естествознания. 2016. №4. С. 111-115.
- Бульвары Саратова. Городской туризм и отдых. Парки, скверы, бульвары и аллеи. Пешеходные зоны, бульвары и аллеи. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tursar.ru/page-dop.php?c=17, свободный. — (дата обращения 21.09.2021).
- Администрация муниципального образования «Город Саратов». В Заводском и Ленинском районах предложено сформировать локальные пешеходные зоны. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://saratovmer.ru/news/2014/09/17/33582.html — (дата обращения 15.09.2021).