Существует несколько методов оценки, определяющие настоящее и будущее положение бизнеса с точки зрения привлекательности рынка и способности бизнеса конкурировать внутри него: метод «5х5», SWOT-анализ, анализ разрыва, анализ динамики издержек и кривая опыта, модель «продукт – рынок», портфельные модели анализа стратегии, модель пяти сил конкуренции [1].
В качестве объекта нефтегазовой отрасли проанализирована компания ПАО «Новатэ́к» — это российская газовая компания (с 2018 г. крупнейшая), основанная в Новокуйбышевске Самарской области в 1994 году, второй по объемам добычи природного газа в России.
Основными направлениями деятельности компании являются разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация природного газа, СПГ и жидких углеводородов в зоне арктического побережья. Месторождения и лицензионные участки расположены в Ямало-Ненецком Автономном Округе (ЯНАО) [5].
Любое предприятие анализирует свою внешнюю среду, что помогает получить важные результаты: прогнозирование непредвиденных обстоятельств; организация меры по предупреждению неблагоприятных обстоятельств и угроз; положение организация по отношению к другим участникам бизнеса; перспективы предприятии; определение мероприятий по позиционированию предприятия от существующего положения до планируемого. Факторы, влияющие на внешнюю среду компании [1]:
- Экономические факторы. Повышение тарифов на электроэнергию, приводят к повышению арендной платы, соответственно, увеличение себестоимости продукции компании ПАО «Новатэк».
- Политические факторы. В рамках стратегического планирования необходимо следить за нормативными документами республиканских и муниципальных органов власти, финансово-кредитной политикой государства, заключаемыми правительством международными соглашениями в области тарифов и торговли, направленными против других стран или заключенными с другими странами. Политический фактор не влияет на потребителей из сложившегося имиджа ПАО «Новатэк». Есть опасения нестабильной политической обстановки в целом по стране.
- Рыночные факторы. Нестабильность курса национальной валюты и условий кредитования, возрастающая стоимость денежных средств, падение цен на рынке углеводородов, нестабильное финансовое положение подрядных организаций и поставщиков нефтегазового оборудования может оказать влияние на инвестиционную программу Компании, привести к нарушению сроков реализации проектов или удорожанию проектов.
- Технологические факторы. Компания ПАО «Новатэк» подвержена рискам в области информационных технологий и информационной безопасности, таким как несанкционированный доступ, изменение или разрушение цифровых активов.
- Международные факторы. Руководство фирм, действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой широкой среде. Для предприятия ПАО «Новатэк» для успешной дальнейшей деятельности, очень важны предложения о сотрудничестве со стороны зарубежных предпринимателей. При этом важно учитывать возможные угрозы: рост налогов и пошлин, скачки курсов валют.
- Факторы конкуренции. Осуществление деятельности в условиях серьезной конкуренции с российскими и международными нефтегазовыми компаниями. Выход на рынок крупных иностранных компаний-конкурентов, может вытеснить с рынка по ценовой политике.
Для сравнительного анализа рассмотрена аналогичная компания, данные которых представлены в таблице 1:
Таблица 1 — Сравнительный анализ ПАО «Новатэк» и ПАО «Газпром»
ПАО «Новатэк» |
ПАО «Газпром» |
2-й по добыче природного газа в России |
1-й по добыче природного газа в России |
Акции 1157,9 рублей за бумагу, т.о. капитализация 3,53 трлн руб. |
Акции 148,5 рублей за бумагу, т.о. капитализация 3,52 трлн руб. |
Объем добычи 63,4 млрд.куб природного газа |
Объем добычи 472,1 млрд.куб природного газа |
Число персонала 8145 чел. |
Число персонала 469600 чел. |
Выручка 468,5 млрд руб. |
Выручка 4,3 трлн руб. |
Чистая прибыль 120,5 млрд. руб. |
Чистая прибыль 100,3 млрд. руб. |
Источник: данные компаний ПАО «Новатэк» и ПАО «Газпром» за 2018 [5], [6].
Анализ внутренней среды компании позволяет менеджерам определить, обеспечена ли стратегия компании ресурсами и возможностями, чтобы фирма обладала необходимыми конкурентными преимуществами.
Далее представлены четыре фактора, по которым определяется внутренняя среда компании: финансы, персонал, маркетинг, производство.
Финансы. Активы компании ПАО «Новатэк» на 31 января 2018 г. составили в итоге 1 216 370 млн руб. Добыча газа за 2018 г. – 68,8 млрд. м3. Доходность – 3,7 %. Источниками денежных поступлений выступают продажи жидких углеводородов, газовый конденсат и СПГ. Показатели баланса – 868,2 млрд. руб.
Персонал. Персонал является важнейшим активом «Новатэк», позволяющим компании динамично и эффективно развиваться. В Компании действует система управления персоналом, а также постоянное и всестороннее обучение и развитие работников всех уровней.
39,8% персонала приходится на разведку и добычу, 15,8% — на переработку природного газа, 25,2 – на транспортировку и маркетинг, 7,2% — на сферу энергообеспечения, 10,3% — административный персонал и 1,7% — сфера вспомогательного производства.
Обучение и повышение квалификации персонала компании проводится по программе «Внутреннее обучение». Квалификацию повысили 43,4% специалистов и рабочих компании.
Маркетинг. Компания ведет работу по расширению клиентской базы, взаимодействию с покупателями и заключению с ними долгосрочных контрактов. Основной продукт природный газ, СПГ, жидкие углеводороды. Около 11 % доли в общероссийской добыче природного газа. Компания проводит активную маркетинговую политику, что за 25 лет она в 5-ке в мировом рынке по объемам запасов, и вторая газовая компания в России.
Производство. В среднем в год 68 млрд м3 газа добывается, потом реализуется в СПГ 17,4 млн т в год в инновационных оборудованиях, которые снижают риски аварий и сбоев в системах. Оборудования и машины амортизируются от 5 до 15 лет, а перерабатывающие мощности 20-30 лет. Все новые оборудования проходят испытание, только потом на завод. Высокое требование к организациям и поставщикам нефтегазового оборудования [5].
Метод выявления факторов внешней и внутренней среды компании представлен в таблице 2 в SWOT-анализе:
Таблица 2 — SWOT-анализ компании ПАО «Новатэк»
|
Возможности |
Угрозы |
|
1. Долгосрочные соглашения |
1. Санкции |
||
2. Партнерское отношение |
2. Падение цен на газ |
||
3. Увеличение объема переработки СПГ |
3. Конкуренты-гиганты |
||
Сильные стороны |
1. Запасы месторождений с лицензией |
Поле «СИВ» |
Поле «СИУ» |
2. Заводы переработки |
|||
3. Финансы |
|||
Слабые стороны |
1.. Зависимость от транспортирующих компаний |
Поле «СЛВ» |
Поле «СЛУ» |
2. Изменение курса валют |
|||
3. Отсутствие возможности экспорта газа |
На основе SWOT-анализа, компания ПАО «Новатэк» для выхода в международный рынок может учитывать поля:
Силы и возможности «СИВ» — Заключение стратегических договоров с партнерами, занять наибольшую долю международного рынка, выпуск качественного продукта, увеличение числа перерабатывающих заводов (Как воспользоваться возможностями?);
Силы и угрозы «СИУ» — Поддержание имиджа компании, удерживание клиентской базы от конкурентов, производством продукта качественнее и безопаснее, чем у конкурентов (За счет чего можно снизить угрозы?);
Слабости и возможности «СЛВ» — Возможность приостановки или замедления продажи в международный рынок из-за увеличения стоимости транспортных расходов, курса валют (Что может помешать воспользоваться возможностями?);
Слабости и угрозы «СЛУ» — Конкуренты могут предложить продукт ценой ниже компании ПАО «Новатэк», санкции могут сказаться на чистую прибыль компании, тем самым приостановить поставки СПГ в международный рынок (Самые большие опасности для фирмы).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Поделинская И.А., Бянкин М.В. Стратегическое планирование. Учебное пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. — 55 с.
- Баринов В. А., Харченко В. Л. Стратегический менеджмент: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2016.
- Лейк Н. Практикум по стратегическому планированию: моногр. / Н. Лейк. — М.: ЁЁ Медиа, 2017. — 264 c.
- Шкардун В.Д. Маркетинговые основы стратегического планирования: Теория, методология, практика / В.Д. Шкардун. — М.: Дело, 2018. — 229 c.
- http://www.novatek.ru/ru/investors/disclosure/ifrsreporting/
- http://www.gazprom.ru/investors/disclosure/reports/2018/
REFERENCE
- Podolinsky I. A., Biankin M. V. Strategic planning. Textbook. — Ulan-Ude: publishing house of vsgtu, 2005. — 55 P.
- Barinov V. A., Kharchenko V. L. Strategic management: Textbook.stipend. — Moscow: INFRA-M, 2016.
- Lake N. seminar on strategic planning: Monogr. / N. Lake. Moscow: her Media 2017. — 264 P.
- Shkardun V. D. marketing basics of strategic planning: theory, methodology, practice / V. D. Shkardun. — Moscow: Delo, 2018. — 229 p.
- http://www.novatek.ru/ru/investors/disclosure/ifrsreporting/
- http://www.gazprom.ru/investors/disclosure/reports/2018/