Как любой сложный процесс, процесс разработки стратегии развития организации можно представить в виде модели. Существует множество моделей процесса разработки стратегии, представленные как зарубежными, так и отечественными авторами.
Некоторые из этих моделей представлены ниже: Гарвардская модель [1], модель А. Томпсона и А. Дж. Стрикленда [2], модель В.С. Ефремова [3].
Гарвардская модель разработки стратегии развития организации представлена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Модель Гарвардской школы бизнеса [1]
Как следует из рисунка 1.1., процесс разработки стратегии развития представляет из себя некоторую область, в которой происходит пересечение обнаруженных возможностей и угроз макросреды, которые выражаются в виде КФУ (ключевых факторов успеха), а также сильных и слабых сторон организации, который, в свою очередь, выражается в его отличительных способностях к развитию.
Возможности макросреды должны быть востребованы за счет использования сильных сторон и потенциала предприятия. Также, следует выявить угрозы макросреды, а слабые стороны предприятия сведены к самому минимуму.
На процесс разработки стратегии развития организации, ее анализ и выбор наилучшей альтернативы также оказывает значимое ценности высшего руководства, социальная ответственность общества.
Модель стратегического процесса А. Томпсона и А. Дж. Стрикленда, представлена на рисунке 1.2
Рисунок 1.2 – Модель стратегического процесса А. Томпсона и А. Дж. Стрикленда [2]
На стадии стратегического выбора выполняется приведение всех ресурсов и связей внутри организации, всех целей, задач и областей ответственности сотрудников в полное соответствие с выбранной стратегией.
Исходя из процесса оценки позиции организации, в которой находиться компания в макросреде, определяются ее стратегии. Базируясь на выбранных стратегиях разрабатывается система целей. На основе целей создаются программы, проекты и вся система организационно-финансового обеспечения деятельности.
В процессе реализации выбранной стратегии контролируются и анализируются получаемые результаты и экономический эффект, при необходимости осуществляется корректировка программ, проектов, организационного обеспечения.
Модель В.С. Ефремова представлена на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 – Модель стратегического процесса В.С. Ефремова [3]
Ключевой особенностью данной модели является наличие основополагающего элемента – бизнес-идеи. Этот элемент включает в себя представление организации о методе создания ценности для потребителей, о её отличительных способностях, которые и позволят её добиться финансового успеха.
Основываясь на элементе «бизнес-идея» определяются целевые установки организации и конечные результаты деятельности её деятельности.
Затем, основываясь на оценки стратегической позиций компании и целевых установок, формируются стратегии, определяется система целей и программы, проекты и вся система организационного обеспечения производственно-финансовой деятельности организации.
Представленные модели стратегического менеджмента демонстрируют, какие ключевые этапы разработки и реализации стратегии выделяются авторами, какие взаимосвязи между элементами стратегического процесса являются, по их мнению, важнейшими, и на каких элементах менеджмент должен фокусироваться.
1 Минцберг, Г. Стратегический процесс/ Г.Минцберг, Дж.Б.Куини, С. Гошал. – СПб.: Питер, 2001. – 684 с.
2 Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 576 с.
3 Экономика, модели стратегического процесса [Электронный ресурс] URL: https://port-u.ru/strm3/strmiisu (дата обращения 01.03.2019)