ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАН-УЧАСТНИЦ ЕАЭС

20 мая 3:40

Учитывая особенности географического положения Евразийского экономического союза (ЕАЭС) необходимо помнить, что на территории ЕАЭС расположены Юго-Восточная Азия и Западная Европа, два главных традиционных транспортных коридора Запад-Восток и Север-Юг. Тем самым обеспечивается широкая сеть внешнеторговых связей.

Для работы в рамках концепции интегрированной логистики ЕАЭС реализует следующие задачи [1]:

— взаимодействие стран-участниц ЕАЭС для определения стоимости решения общих задач в рамках действия правил межгосударственным и международных отношений;

— реинжиниринг и проектирование основных бизнес-процессов;

— моделирование системы интегрированного управления цепочками логистики;

— формирование для стран-участниц ЕАЭС единого информационного пространства поставок, которые отвечают всем требованиям приемлемого риска и безопасности.

Решение вышеописанных задач позволит странам-участницам ЕАЭС достичь поставленных целей интегрирования ЕАЭС и ключевых позиций по заданным направлениям.

Рассмотрим возможность использования концепции интегрированной логистики в ЕАЭС. Положительным фактором применения странами-участницами ЕАЭС данной концепции заключается в том, что использование данного метода дает возможность улучшения экономической эффективности логистических процессов в интеграции внешнеэкономической деятельности в рамках ЕАЭС. Это возможно на основе обоснования возможностей оптимизации потоков логистики в процессе экспортно-импортных торговых операций с помощью объединения функциональных сфер логистики для координации независимых действий, наделенных обобщенной ответственностью для достижения целевой функции. Потенциал интегральной логистики реализует целевые установки ЕАЭС и повышает ее конкурентоспособность.

Безусловным конкурентным преимуществом ЕАЭС является транспортно-логистический потенциал, так как этот фактор связан с уровнем развития транспортных и логистических услуг, выгодным географическим положением и цепочками поставок на таможенной территории ЕАЭС.

Транспортно-логистический потенциал ЕАЭС в качестве конкурентного преимущества представляет собой систему, состоящую из различных:

— факторов (географические, ментальные и природно-климатические);

— ресурсов (финансовых, экономических, кадровых, трудовых, природных, экологических, производственных мощностей, транспортной сети и логистической инфраструктуры);

— механизмов (государственное управление, налогообложение, подготовка кадров, налогообложение, таможенное администрирование);

— условий (развития логистики, бизнеса и уровня безопасности);

— участников рынка и контрагентов (отправители, логистические операторы, грузоперевозчики и получатели, объединенные сетью деловых отношений в едином пространстве с помощью сети коммуникаций) [2].

Уровень логистического развития каждой из стран-участниц ЕАЭС показывается индексом доступности логистических услуг — Logistics Performance Index (LPI). Он рассчитывается отделом Группы Всемирного банка по международной торговле. При составлении рейтинга учитываются такие показатели, как работа таможенных служб, стоимость и скорость доставки, возможные задержки при транспортировке, наличие необходимой инфраструктуры.

Индекс доступности логистических услуг строится на исследовании шести показателей:

— эффективность деятельности таможенных органов (customs);

— уровень развития инфраструктуры (infrastructure);

— простота организации международных поставок товаров (international shipments);

— уровень компетенции специалистов по логистике (logistics quality and competence);

— возможность отслеживания движения товаров в течение всей цепочки поставок (tracking and tracing);

— выполнение сроков доставки (timeliness) [3].

Позиции государств – членов ЕАЭС в рейтинге Индекса эффективности логистики представим на рисунке 2.8.

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/06/4315-1.PNG

Рисунок         2.8    —        Позиции    государств –членов      ЕАЭС        в рейтинге  Индекса эффективности логистики [4]

 

В целом приведенные данные рейтинга Индекса эффективности логистики для стран ЕАЭС показали, что в 2018 году по сравнению с 2016 годом страны-участницы ЕАЭС улучшили свои позиции по всем показателям.

В отдельности Республика Армения и Кыргызская Республика по сравнению с 2016 годом соответственно повысили свои позиции в рейтинге по всем показателям (эффективность работы таможенных органов, качество инфраструктуры, простота организации международных поставок товаров, возможность отслеживания товаров на протяжении всей цепочки поставок, соблюдение сроков доставки).

Республика Казахстан по показателям качества инфраструктуры упала на 81 место с 65 места в 2016 году, по показателю важности отслеживания товаров – на 83 место с 71 места в 2016 году, а по простоте организации международных поставок – на 84 место с 82 места в 2016 году.

Республика Беларусь по сравнению с 2016 годом показала ухудшение позиций по показателю простоты организации международных поставок товаров (на 42 позиции с 92 на 134 место).

Российская Федерация по сравнению с 2016 годом продемонстрировала снижение показателя возможности отслеживания товаров на протяжении всей цепочки поставок (на 7 позиций с 90 на 97 место).

Следует отметить, что в 2018 году по сравнению с 2016 годом все страны продемонстрировали рост по подпоказателям эффективности таможенных органов, компетенций в логистике и соблюдения сроков доставки.

Для сохранения и улучшения позиций на мировых рынках странам ЕАЭС необходимо повышать уровень технологичности и эффективности логистических бизнес-процессов на предприятиях. Особое внимание необходимо уделить на снижение уровня затрат по экспортно-импортным торговым операциям, на повышение качества обслуживания потребителей, на совершенствование процессов регулирования и координации управления потоками, что требует логистического подхода [5].

Существующая транспортно-логистическая система ЕАЭС должна обязательно состоять из развитой транспортной инфраструктуры, обновленных транспортных средств для транспортировки грузов, наращивания грузовых потоков, оказания различных услуг, а также из проработанной концепции, устанавливающей условия и правила грузодвижения и транспортно-логистических услуг [6].

Для того, чтобы улучшить уровень эффективности транспортно-логистических услуг в странах-участницах ЕАЭС и оптимизировать логистические потоки в цепях поставок, следует определить перечень управленческих решений в области логистики.

Целью принятия управленческих решений в логистике при развитии транспортно-логистических услуг в ЕАЭС (ситуация) является оптимизация логистических потоков, сопровождающих экспортно-импортные торговые операции в странах ЕАЭС.

Управленческие решения необходимы также для решения основных проблема развития транспортно-логистических услуг в странах-участницах ЕАЭС. К основным проблемам можно отнести:

  1. Низкий уровень инвестиций, выделенных на развитие транспортно-логистической инфраструктуры. В следствии этого происходит снижение объемов складских помещений классов А и В.
  2. Низкая доля скоростных автомагистралей и дорог с усовершенствованным покрытием в общей протяженности дорог.
  3. Низкий уровень развития придорожного сервиса и обслуживания.
  4. Низкий уровень развития логистических информационно-коммуникативных технологий [6].

Рассмотрим решения проблем на уровне предприятий стран ЕАЭС, уровне транспортно-логистической отрасли стран ЕАЭС, и в целом на уровне внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, которые помогут оптимизировать рассматриваемую ситуацию и достигнуть цели.

Основным этапом можно считать решения, принятые на уровне управления предприятиями стран-участниц ЕАЭС. Для того, чтобы увеличить уровень эффективности оказываемых услуг в логистике предприятий следует обеспечить качественное увеличение уровня подготовки трудовых ресурсов и кадров, внедрение информационных, технологических и управляющих технологий, а также активная разработка и внедрение инновационных продуктов.

Учитывая вышеописанное следует отметить, что инновационные и технологические изменения в логистике должны поддерживаться эффективной национальной системой инноваций. Повышение человеческого ресурса возможно только на основе внедрения и распространения высоких стандартов образования и обучения. Необходим государственный подход к укреплению логистических позиций каждой из стран-участниц ЕАЭС на мировом рынке.

Также необходимо отметить, что набирает силу интеллектуализация логистической деятельности. Она предопределила изменения в эволюционном процессе роли отдельных факторов развития. Сейчас на первый план перемещается способность к творческому мышлению [7].

 

Список использованных источников.

  1. Грибанич, В.М., Суханов, А.А. Энергетическая интеграция стран ЕАЭС: проблемы и перспективы. Инновации и инвестиции. 2020. № 2. С. 248-250.
  2. Мигранян, А. Общий рынок энергоресурсов в ЕАЭС: специфика правовой и институциональной модели. Постсоветский материк. 2019. № S2 (6). С. 114-126.
  3. Реутов, Е.В., Мухачёв, А.А. Об основах евразийской интеграции в области транспорта. Транспортное дело России. 2019. № 5. С. 168-172.
  4. Вардомский, Л.Б. О динамике транзитных перевозок стран ЕАЭС. Мир перемен. 2018. № 2. С. 161-173.
  5. Топиев, А.Т. Основные направления развития международной транспортной логистики. В сборнике: МИЛЛИОНЩИКОВ-2019 Материалы II Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 100-летию ФГБОУ ВО «ГНТУ им. акад. М.Д. Миллионщикова». 2019. С. 118-122.
  6. Лебедев, Е.А., Васильев, Н.А., Ашыров, М.А. Развитие цифровых технологий в странах ЕАЭС на примере юга России и Туркменистана. Евразийский союз ученых. 2018. № 4-6 (49). С. 32-35.
  7. Нажмудинов, Ф.Н. Формирование и развитие (объектов транспортно-логистической инфраструктуры) транспортных логистических центров. Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. 2018. № 3. С. 116-119.

 

List of sources used.

  1. Gribanich, V.M., Sukhanov, A.A. Energy Integration of the EAEU Countries: Problems and Prospects. Innovation and investment. 2020. No. 2. S. 248-250.
  2. Migranyan, A. General energy market in the EAEU: specifics of the legal and institutional model. Post-Soviet mainland. 2019.No S2 (6). S. 114-126.
  3. Reutov, E.V., Mukhachev, A.A. On the basics of Eurasian integration in the field of transport. Transport business in Russia. 2019.No 5. S. 168-172.
  4. Wardomsky, LB On the dynamics of transit traffic of the EAEU countries. World of change. 2018. No. 2. S. 161-173.
  5. Topiev, A.T. The main directions of development of international transport logistics. In the collection: MILLIONSCHERS-2019 Materials of the II All-Russian scientific and practical conference of students, post-graduate students and young scientists dedicated to the 100th anniversary of the FSBEI HE «SSTU named after Acad. M. Millionschikov». 2019.S. 118-122.
  6. Lebedev, E.A., Vasiliev, N.A., Ashyrov, M.A. The development of digital technologies in the EAEU countries by the example of the south of Russia and Turkmenistan. Eurasian Union of Scientists. 2018. No. 4-6 (49). S. 32-35.
  7. Nazhmudinov, F.N. Formation and development (objects of transport and logistics infrastructure) of transport logistics centers. Bulletin of the Tajik National University. A series of socio-economic and social sciences. 2018. No. 3. P. 116-119.