Возраст 6-7 лет является переходным мостиком в школу. В этот период важно развить у детей умения учиться, повышать уровень их когнитивных навыков и способностей, произвольности. Этот процесс требует от педагогов и воспитателей способности так организовать процесс подготовки, при котором учитывались бы индивидуальные особенности каждого ребенка. Одной из важнейших особенностей, которая влияет на готовность к школе у детей, является произвольность внимания, которая формируется на протяжении дошкольного детства. Она выражается в его сосредоточенности и устойчивости, переключаемости и распределяемости. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов.
Дети с задержкой психического развития (далее — ЗПР) к моменту поступления в школе не достигают уровня, необходимого для начала обучения. Так, С.Г. Шевченко, Н.Ю.Борякова и другие отмечают, что эти трудности связаны с неумением, либо неспособностью ребёнка с ЗПР сосредоточиться на воспринимаемой информации или выполняемом задании.
Во время своего констатирующего эксперимента мы соотнесли уровень развития внимания старших дошкольников с общей готовностью к школе. Для диагностики использовался тест Вицлака.
Данный тест позволяет определить готовность старшего дошкольника к школе по следующим показателям:
— способность понимать и удерживать инструкцию, воспринимать помощь взрослого, принимать учебную задачу, осуществлять перенос – общая способность к обучению;
— умственное, сенсорное и сенсомоторное развитие;
— умение удерживать цель задания, умения слушать, осознанно работать, планировать свои действия, проверять результаты своих действий по образцу – сформированность предпосылок учебной деятельности;
— знания и представления о предметах и явлениях окружающей действительности;
— развитие речи.
В исследовании принимало участие 10 детей.
В ходе констатирующего эксперимента выявлены следующие данные.
Таблица 1.
Результаты выполнения экспериментальной группой теста Витцлака
№ |
Имя |
Дата рождения |
Общий результат теста Витцлака |
Задания на внимание |
1 |
Саша А. |
6.10.12 |
71% |
62% |
2 |
Максим Б. |
17.02.13 |
43% |
0% |
3. |
Сандра Н. |
23.10.12 |
43% |
37% |
4 |
Алиса П. |
9.07.13 |
71% |
100% |
5. |
Саша С. |
27.09.12 |
71% |
62% |
6. |
Тимофей Т. |
6.02.13 |
0% |
0% |
7. |
Денис Т. |
12.05.13 |
43% |
37% |
8. |
Лев С. |
26.07.13 |
43% |
37% |
9. |
Денис Г. |
27.04.13 |
71% |
37% |
10 |
Никита Т. |
13.03.13 |
43% |
37% |
Все дети были разделены на 2 группы: условно готовые (40%) и условно не готовые к школе (60%).
Дети, условно готовые к школе отличались достаточно выраженной способностью к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, уровнем развития связанной речи (активным словарным запасом, наличием и частотой употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций). Эти данные коррелировали с высоким или средним уровнем развития произвольного внимания.
Дети, условно неготовые к школе, выполняли тест Витцлака на уровне менее 50%, в целом, что свидетельствует о неготовности диагностируемых детей к школе по данным показателям. Хуже всего выполнялось задание на выучивание стихотворения – данный тест определяет уровень произвольного внимания и памяти. Его средний процент 43%, что свидетельствует о неустойчивости внимания, низкой концентрации, снижении объема, способностей распределения и переключения. По данному критерию дети с ЗПР не готовы к школе. Как показали дальнейшие наблюдения за детьми, в произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача сосредоточиться и запомнить материал, дети тоже испытывают трудности. Их произвольное внимание не содействует быстрейшему включению ребенка в познавательную деятельность, не создает предварительную готовность к предстоящей работе. Это означает, что вместо подготовки к школе по математике и развитию речи перед педагогом стоит задача вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель. Это требует системы специальных упражнений и заданий, которые необходимо внедрять в подготовительной к школе группе.
Использованные источники:
- Афанасьев В. Ф. Особенности изменения произвольного внимания младших школьников в условиях учебной деятельности // Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности. — Волгоград,
- Гиппенрейтер Ю. Б. Деятельность и внимание//А. Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. А. В. Запорожца и др. -М.: Изд — во Моск. ун-та, 1983.- 165 — 177
- Борякова Н. Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. — М., 2003.
- Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей /Под ред. С. Г. Шевченко.— М., 2001.
- Екжанова Е. А. Задержка психического развития у детей и пути её психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2002. — № 1.
- Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008