Обеспечение равенства для всех граждан является неотъемлемой частью прогресса человечества, элементом демократии и важным условием построения правового государства. Однако только в условиях верховенства права, когда реально обеспечиваются не только равные права, но и равные возможности для их реализации разнообразными организационно-правовыми средствами, утверждается принцип равенства всех граждан. При анализе данного аспекта немаловажным является обеспечить соблюдение и реализацию равенства субъектов в трудовых правоотношениях. Наиболее сложная проблема, которую необходимо решить; достижение оптимального сочетания интересов работников и работодателей при обеспечении надлежащей защиты прав и интересов работников и создании эффективного производства.
Одним из аспектов реализации принципов трудового законодательства, закрепленные в ст.2 Трудового кодекса (далее – ТК РФ), в том числе принципа равенства прав и возможностей работников, является запрет дискриминации в сфере труда. Значимость и важность дискриминации косвенно подтверждается тем, что в ТК РФ данному принципу посвящена отдельная статья – ст.3 ТК РФ. Более того, данный принцип, правда в более широком понимании, является конституционным, базовым для всех отраслей права.
Следует отметить, что ст. 19 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) не дает точного толкования самого определения дискриминации. В международной практике наиболее полное определение термина «дискриминация» был разработан Швейцарским институтом сравнительного права.
Термин «дискриминация» происходит с латинского «discriminatio» — различаю, разделяю. Представляется, что в понятие «дискриминация» вкладывается мысль о том, что это социальное событие или ситуация, характеризующаяся наличием различия, исключения, ограничения или преимущества отдельных лиц, их групп или категорий, учитывая расу, цвет кожи, пол, язык, религию, политические или иные убеждений, национального или социального происхождения, экономическое положение, рождение или на другие обстоятельства, никак не связаны с личными способностями или заслугами или с конкретным поведением человека.
В соответствии со ст. 1 Конвенции МОТ № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» 1958 г. термин «дискриминация» включает:
- a) любое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения или социального происхождения и приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий;
б) всякое другое различие, недопущение или предпочтение, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий, определяемое соответствующим Членом по консультации с представительными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, и с другими соответствующими органами [2].
Несмотря на закрепление запрета дискриминации в сфере труда на различных уровнях правового регулирования, следует констатировать, что дискриминация в сфере труда, к сожалению, имеет место и в настоящее время. Последствия этого очевидны: они унижается человеческое достоинство работников, создается напряжение в трудовых правоотношениях, порождается враждебное отношение одних работников к другим. Учитывая это, особую актуальность приобретает вопрос о соблюдении юридических гарантий, направленных не допустить применения дискриминации при занятии определёнными видами деятельности.
Использование термина «прямое или косвенное ограничение прав» свидетельствует о существовании нескольких видов дискриминации:
а) прямая дискриминация существует, когда неравное отношение возникает в результате прямого применения норм, правил и практики, выражающиеся в явно отличном отношении по одной конкретной признаку. В качестве примера такой дискриминации можно назвать ограничения равенства возможностей по признакам возраста, пола, национальной принадлежности и др.;
б) косвенная связана с теми случаями, правилами и практикой, которые, на первый взгляд, кажутся нейтральными, но на практике приводят к невыгодным ситуациям для тех лиц, на которых распространяется такая дискриминация. Например, установление требования знания языка данной страны при приеме на работу, для выполнения которой нет особой нужды такого знания (например, для выполнения работы дворника) является проявлением дискриминации в отношении работников-иностранцев, представителей национальных меньшинств.
Правовое регулирование трудовых отношений в РФ тесно связано с положениями основного закона государства, определяющими отправной вектор конкретизации трудовых прав, свобод. Исходя из этого в ст.1 ТК РФ сформулированы основные задачи трудового законодательства, а в ст.2 основные принципы правового регулирования трудовых отношений
Субъектом конституциализации российского законодательства выступает Конституционный Суд РФ (далее – КС РФ), именно его положениям произошла корректировка конституционных положений в трудовом законодательстве. При этом КС РФ исходил из выработанного им положения, что общеправовые принципы, такие как справедливость, юридическое равенство, возмещение ущерба, причиненного личности незаконными действиями государственных органов имеют высшую степень нормативности и определяют положения и содержание отраслевых, конституционных прав граждан, носят универсальный и обобщенный характер для всех сфер общественных отношений.
В правовых позициях КС РФ исходит из основного содержания права на труд: свобода труда предполагает наличие равных возможностей с другими гражданами при условиях полного отсутствия дискриминации при вступлении в трудовые отношения. Свободу труда следует рассматривать как универсальное средство, применимое ко всем видам трудовой деятельности.
Именно в таком правовом русле каждому человеку и гражданину в РФ предоставляется возможность пользования свободой труда без дискриминации. Недопустимость трудовой дискриминации присутствует во многих международно-правовых актах, являющихся частью правовой системы.
Раскрывая содержание конституционного принципа равенства КС РФ в своем определении подтвердил право законодателя устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям [3].
В литературе большое внимание уделяется тому, что законодатель, устанавливая ограничения прав человека, должен в первую очередь руководствоваться конституционными усмотрениями и предпочтениями, а правоприменитель уясняя смысл введенных ограничений и конституционным же образом определяя свои задачи, – принимать конкретные правоограничивающие решения [4, С.67].
В полной мере это относится и к трудовым конституционным правам и свободам, что находит свое отражение в законодательных актах международного уровня. Так, относительно установления дополнительных льгот, обусловленных особой заботой государства о тех лицах, кто нуждается в повышенной социальной и правовой защите, говорится в положениях ч.2 ст.5 Конвенции № 111 МОТ «О дискриминации в области труда и занятий».
Дискриминация в сфере труда и занятости – это многогранная юридическая категория, имеющая широкий спектр проникновения в нормативно-правовую действительность. Следует отметить, что проявление дискриминации в трудовых отношениях может выражаться в виде прямой и косвенной дискриминации.
Зато, установление тех или иных ограничений или преимуществ считается допустимым, когда выдвижение определенных требований объективно обоснованы, а средства для достижения цели правильно подобраны и необходимы, то есть имеют признаки деловой необходимости. Данное положение зафиксировано в ст. 3 ТК РФ.
В настоящее время реализация права на труд тесно связана с запретом дискриминации в сфере труда. Право на труд как фундаментальное социально-экономическое право лица характеризуется определенной устойчивостью и стабильностью. Это объясняется также тем, что для права на труд характерно определенный правовой режим его реализации и гарантирования.
Нормы Конституции РФ и Трудового кодекса РФ гарантируют защиту работающим от незаконных действий со стороны работодателя. Работники имеют право использовать все доступные, законные способы (средства) защиты от незаконного (неправомерного) прекращения трудовых отношений. При этом, работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам, суд или иной юрисдикционный орган по вопросам защиты права на труд.
Основное, «фундаментальное» значение в области закрепления и формирования гарантий соблюдения прав человека, в том числе в области труда, принадлежит Конституции РФ.
Положения ст.2 Конституция РФ провозглашают основные права человека и гражданина высшей ценностью, определяя необходимость защиты и соблюдения в равной степени за всеми гражданами РФ. Права человека признаются неотчуждаемыми и принадлежат каждому с момента рождения, данное положение нашло свое отражение в ч.2 ст. 17 Конституции РФ. Кроме того, особое место занимают положения, касаемые иностранных граждан. Конституция РФ детально подошла к вопросу регулирования положений об иностранных гражданах, обращая внимание на важные вопросы равенства прав и обязанностей, предоставляя им национальный правовой режим. Это положение нашло свое отражение в п. 3 ст. 62 Конституции РФ откуда следует, что отклонение от национального режима возможно лишь в случаях, «установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации» [1].
Не является исключением и распространение на иностранных граждан положений о праве на труд, закрепленное в ч.1 ст.37 Конституции РФ: «каждый свободен в выборе рода деятельности и профессии» [1]. Это говорит о том, что вне наличия существующей правовой связи конкретного индивида с государством, право на труд подлежит защите в случае его нарушения. При этом право на труд иностранных граждан и лиц без гражданства не безгранично, и реализуется в пределах, установленных нормативно-правовыми актами. Иностранный гражданин имеет определённые права и обязанности, возложенные на него нормами законодательства страны пребывания, в рассматриваемом аспекте – трудовым законодательством.
Список цитируемой литературы:
- 1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс.
- О дискриминации в области труда и занятий [Электронный ресурс]: Конвенция МОТ №111 принята в г. Женеве 25.06.1958 на 42-ой сессии Генеральной конференции МОТ // СПС КонсультантПлюс.
- Определение Конституционного Суда РФ от 02 апреля 2009 г. N 472-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Тесленко Дины Павловны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 части 1 и частью 2 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс]// СПС Консультант Плюс.
- Крусс, В.И. Теория конституционного правопользования [Текст]: монография / В.И. Крусс. — М.: Норма, 2007. – 345 с.