К ВОПРОСУ О РЕГУЛИРОВАНИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

12 ноября 8:33

Аудиторская деятельность исторически представляет с собой один из важнейших элементов инфраструктуры рыночной экономики, способствовавших развитию экономики и предпринимательской деятельности. Аудиторская деятельность активно развивается, из чего возникает необходимость разработки механизма его регулирования.  Поскольку аудит является видом профессиональной предпринимательской  деятельности, его регулирование осуществляется по смешанному типу: во-первых, а во-вторых, со стороны профессионального сообщества в лице саморегулируемых организаций.

Основу нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы регулирования аудиторской деятельности, составляют Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ  «Об аудиторской деятельности» [1] и Положение о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации данного контроля, утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 18 декабря 2015 года № 203н [2].

Положения Федерального закона «Об аудиторской деятельности» разграничивают вопросы регулирования, осуществляемого государством и саморегулируемыми организациями аудиторов. Статья 15 ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ определяет, что уполномоченный федеральный орган осуществляет функции государственного регулирования аудиторской деятельности, к которым относятся выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности, принятие нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, контрольного экземпляра реестра аудиторских организаций и аудиторов, анализ состояния рынка аудиторских услуг, а также иные предусмотренные функции, предусмотренный Законом № 307-ФЗ.

Согласно подпункту 10 пункта 5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности является функциями Министерства финансов РФ [3]. Соответственно, уполномоченным федеральным органом, функции которого закреплены в ст. 15 Закона № 307, является Министерство финансов Российской Федерации.

Как уже было сказано ранее, кроме деятельности Министерства финансов Российской Федерации по осуществлению правового регулирования аудита, такое регулирование осуществляют саморегулируемые организации аудиторов, членами которых являются аудиторы и аудиторские организации, что выражается в оказании субъектам аудиторской деятельности в оказании методической и  методологической поддержки. Так, статья 17 ФЗ «Об аудиторской деятельности»  устанавливает, что саморегулируемые организации аудиторов разрабатывают и утверждают внутренние стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов, а также принимает правила независимости аудиторских организаций и аудиторов.

Изучая вопрос регулирования аудиторской деятельности, необходимо также говорить о контроле в системе регулирования аудита. Так, контроль за деятельностью субъектов рынка аудиторских услуг, в соответствии с ФЗ «Об аудиторских услугах», осуществляется уполномоченным органом по контролю и надзору в лице Федерального казначейства и саморегулируемыми организациями аудиторов. При этом саморегулируемые организации аудита осуществляют контроль качества  работы и аудиторов, и аудиторских организаций, а государство осуществляет контроль только в отношении аудиторских организаций, проводящих аудит общественно значимых хозяйствующих субъектов.

Согласно данным последнего отчета Министерства финансов Российской Федерации, представленном на официальном сайте, в 2018 году, в общей сложности,  было проведено 4382  проверок, из которых 1012 в отношении аудиторских организаций, а 3370 в отношении аудиторов. В это число также входят 240 проверок аудиторских организаций, проводивших аудит общественно значимых хозяйствующих субъектов,  проведенных Федеральным казначейством.

За этот же период времени саморегулируемые организации аудиторов провели 772 проверки аудиторских организаций, 375 из которых было проведено саморегулируемой организацией аудиторов Ассоциация «Содружество»,  а 397 проверок «Российским Союзом аудиторов» [4].

Особого внимания заслуживают данные по количеству примененных мер воздействия по результатам проведенных проверок. Согласно ФЗ «Об аудиторской деятельности» саморегулируемая организация аудиторов вправе вынести меру дисциплинарного воздействия в виде предписания об устранении  нарушений, выявленных в результате проведенной проверки, предупреждение о недопустимости нарушения установленных требований; приостановить членство аудиторской организации либо аудитора в составе саморегулируемой организации аудиторов на срок до 180 календарных дней, исключить аудиторскую организацию или аудитора из реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также наложить штраф либо принять иные предусмотренные локальными актами саморегулируемой организации меры.

В соответствии со статистикой Министерства финансов РФ, по результатам проведенных проверок саморегулируемыми организациями за анализируемый период времени была принята 161 мера, 111 из которых были приняты в отношении аудиторских организаций, а 50– к аудиторам, в то время как количество проверок, по результатам которых Федеральное казначейство приняло меры воздействия составило 206  [5].

Поскольку Федеральное казначейство проводит проверки лишь в отношении аудиторских организаций, количественное сравнение принятых мер субъектами контрольной деятельности не представляется возможным, однако сравнение по качественным признакам провести вполне возможно.

Во-первых, рассмотрим меры, принятые саморегулируемыми организациями аудиторов. По результатам проведенных проверок, саморегулируемые организации вынесли 95 предупреждений о недопустимости нарушений, 6 предписаний о обязательном устранении выявленных нарушений и 5 предписаний о временном приостановлении членства в саморегулируемой организации. Итак, в 2018 году мер по вынесению штрафов и исключению аудиторских организаций из состава членов саморегулируемых организаций принято не было.

Во-вторых, анализируя меры,  принятые Федеральным казначейством, выявлено вынесение 121 предупреждения о недопустимости нарушений требований, 51 предписания, обязывающих устранить обнаруженные нарушения в результате проверки,  25 предписаний о приостановлении членства и 9 предписание об исключении аудиторских организаций из состава саморегулируемой организации аудиторов.

Исходя из сравнения количества принятых мер по результатам проведенных проверок аудиторских организаций субъектами контроля и надзора за их деятельностью, видна явная диспропорция за один и тот же период их принятия. Следует также отметить, что саморегулируемые организвции аудиторов не приняли ни одной меры по исключению из членства саморегулируемой организации аудита аудиторской организвции из своих реестров.

С 2018 года в Федеральный закон  от 30.12.2008 № 307-ФЗ вступили в силу изменения, связанные с требованиями о необходимости обеспечения минимальной численности членов саморегулируемых организаций аудиторов, в результате чего количество саморегулируемых организаций сократилось с пяти до двух. Это обосновано влиянием негативных факторов рынка аудиторских услуг, в связи с чем и наблюдается стремительное сокращение субъектов аудиторской деятельности. Так, перед саморегулируемыми организациями аудиторов встает непростой вопрос: не исчезнет ли необходимость в дальнейшем существовании саморегулируемых организаций в результате принятия мер по исключению  аудиторских организаций из членов саморегулируемых организаций аудиторов?

В рамках исследования контроля качества работы аудиторской деятельности и аудиторов нельзя оставить без внимания проблему уклонения субъектами аудиторской деятельности от контроля и прохождения проверок. Так,  был зарегистрирован 21 случай уклонения аудиторских организаций от прохождения плановых и внеплановых проверок Федерального казначейства. Кроме того, было зафиксировано 238 случая уклонения аудиторов от предстоящих проверок, проводимых саморегулируемыми организациями аудиторов, и 268 случая –аудиторскими организациями.

В заключение стоит сказать, что роль государства в деятельности аудиторов и аудиторских организаций всегда являлась предметом дискуссий среди правоведов и политологов.  Так, рассмотренные выше проблемы с учетом нынешних тенденций рынка аудиторских  услуг, которые выражаются в массовом сокращении количества аудиторских организаций и аудиторов, в учащении случаев уклонения субъектов аудиторской деятельности от предстоящих проверок требуют незамедлительного совершенствования регулирования аудита. Исходя из этого, на наш взгляд, необходима разработка комплекса мер по привлечению специалистов в качестве субъектов аудиторской деятельности, что позволит сохранить рынок аудиторских услуг в Российской Федерации. Вместе с этим, в целях совершенствования регулирования аудита необходимо наладить взаимодействие между субъектами аудиторской деятельности, а также пересмотреть систему наказаний за недобросовестное оказание аудиторских услуг и уклонение от проверок со стороны субъектов аудиторского контроля в лице Федерального казначейства и саморегулируемых организаций.

 

Список использованной литературы

 

  1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об аудиторской деятельности» // Собрание законодательства РФ, 05.01.2009, N 1, ст. 15.
  2. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2015 № 203 «Об утверждении Положения о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_195785/ (дата обращения: 29.02.2020).
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48609/ (дата обращения: 03.03.2019).
  4. Отчет по контролю качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов // Министерство финансов Российской Федерации URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/monitoring/QualRep/ (дата обращения: 04.03.2020).
  5. Основные показатели деятельности по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов // Министерство финансов Российской Федерации URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/monitoring/QualRep/ (дата обращения: 04.03.2020).