РЕАЛИЗАЦИЯ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖА

27 марта 4:26
В связи с существенными изменениями в экономике наметилась тенденция перехода от законченного, полученного «на всю жизнь» образования к образованию «через всю жизнь». Поскольку формальное образование не способно полноценно отвечать запросам экономики, а педагогам необходимо гибко реагировать на требования времени, в современных условиях актуализируются неформальные способы профессионального развития. Неформальное образование обладает организованностью и целенаправленностью, хоть и приобретается вне системы формального образования, но не обязательно подтверждается дипломом и, по справедливому утверждению И.К. Бирюковой [1, 18], отличается «мобильностью, гибкостью в контексте происходящих глобальных изменений в образовании».



Рассмотрим реализацию неформального образования на примере Новосибирского автотранспортного колледжа в ходе осуществления Индивидуального маршрута профессионального развития педагога, направленного на получение уникального индивидуализированного результата.



Неформальное образование педагогов проходит посредством их участия в семинарах, круглых столах, открытых уроках, мастер-классах, в процессе взаимопосещений уроков преподавателями и в результате посещений уроков методистами и более опытными преподавателями с аналитическим сопровождением-отзывом. Благодаря такому обучению педагогический работник удовлетворяет потребность в самообразовании, расширяет свой культурный уровень, получает обратную связь, проводит анализ своей деятельности и формирует профессиональные навыки. Методическая служба колледжа также получает обратную связь, в соответствии с которой анализирует проведенную работу с преподавателями и планирует новые шаги по обеспечению профессионального роста преподавателей.



Трудности адаптационного периода молодых специалистов снимаются путем использования такого средства неформального образования, как, например, «Школа молодого педагога», в рамках которой начинающие преподаватели систематически получают квалифицированную помощь от методической службы, более опытных педагогов, наставников. Одним из мероприятий «Школы молодого педагога», проведенным в интерактивной форме с элементами мастер-класса, является семинар «Как сделать урок интересным и эффективным». В интерактивной форме преподносится материал, касающийся структуры урока, показываются и анализируются психолого-педагогические приемы и практики на примере элементов технологии развития критического мышления. Своим педагогическим опытом делятся преподаватели, рассказывающие о методических приемах, мотивирующих студентов к осознанию своей будущей специальности и важности в изучении различных дисциплин для обеспечения конкурентоспособности будущего специалиста. Подобные мероприятия способствуют не только обучению молодых преподавателей, но и обобщению и тиражированию педагогического опыта.



Семинары обучающего характера целесообразно проводить и для опытных преподавателей, которые считают, что все уже известно, понятно и достигнуто, что, впрочем, не способствует профессиональному и личностному развитию. Необходим взгляд «со стороны», выход из зоны комфорта, осознание проблем и постановка цели и задач по их решению, сознательное конструирование педагогической деятельности, стремление к самосовершенствованию – только тогда возможен профессиональный рост. С этой целью проводится интерактивный семинар «Урок. Организация урока», где роль студентов выполняют преподаватели. Семинар включает в себя все организационные этапы от целеполагания до рефлексии. Преподаватели не просто выполняют задания, отличающиеся разнообразием форм, они имеют возможность осуществить самопроверку, участвовать в мозговом штурме, обсудить с коллегами правильные ответы или задать вопросы, работать фронтально, индивидуально или в малых группах, то есть почувствовать себя студентом, опробуя на себе различные методические приемы.



По наблюдению методической службы, открытый урок в колледже является не заранее отрепетированным занятием, а результатом творческого поиска, открытия новых форм и средств обучения в соответствии с личностно-ориентированным подходом. Он отличается субъект-субъектной направленностью, иногда включает элемент спонтанности, демонстрирующий готовность педагога гибко реагировать на изменения, возникшие в ходе урока. Анализ урока, проводимый во время открытого занятия представителями администрации колледжа и коллегами, призван не только зафиксировать структуру урока, его особенности, методические приемы преподавателя и многое другое, но и способствовать рефлексии педагогической деятельности присутствовавших коллег.



Необходимо отметить, что нередко средства неформального образования преподавателей плавно перетекают в средства информального образования, в особенности, в виде спонтанного обсуждения профессиональных проблем и поиска их решений, например, после осознания своих профессиональных достоинств и недостатков во время посещения занятия коллег. Такое обучение становится практикоориентированным, что, как пишет M.B. Postholm, «способствует большему сотрудничеству между коллегами относительно планирования, реализации и оценки учебного процесса… Этот практический педагогический опыт также имеет положительное влияние на результаты обучения студентов» [2, с. 411].



Приведенные формы неформального обучения педагогов системы среднего профессионального образования направлены на формирование готовности преподавателей к инновационной деятельности и на их профессиональное развитие. Подготовка активных, творческих, гибко ориентирующихся в современной экономике обучающихся невозможна без преподавателя, способного быстро реагировать на изменения, стремящегося к постоянному профессиональному росту, поэтому неформальное образование педагогов является насущно необходимым.



 



Литература

  1. Бирюкова И.К. Неформальное образование: понятие и сущность//Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. С. 18-20.
  2. Postholm M. B. Teachers’ professional development: A theoretical review//Educational Research. Vol. 54. 4. December 2012. P. 405-429.

Literature

  1. Birukova I.K. Non-formal education: a concept and essence//Volgograd State Pedagogical University. 2012. P. 18-20.
  2. Postholm M. B. Teachers’ professional development: A theoretical review//Educational Research. Vol. 54. No. 4. December 2012. P. 405-429.


© С.А. Рынкова, 2018