Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – это наиболее социально незащищенная группа граждан, которая нуждается в большей степени чем кто-либо в поддержке и защите государства.
Вопросы, касающиеся обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются весьма актуальными. В настоящее время в России разработана и принята законодательная база, определяющая права, льготы, дополнительные гарантии для указанной категории граждан в части обеспечения их жильем. Однако в реальной жизни правоприменительная практика имеет ряд существенных проблем, не позволяющих в достаточной мере реализовать жилищные права детей-сирот.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей это наиболее уязвимая группа населения к ним относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке [2].
Одной из ведущих проблем в области социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также защиты их имущественных прав, которые требуют неотложных решений, является обеспечение таких детей жилыми помещениями [3;3].
Проблема получения жилья выпускниками школ-интернатов и детских домов достаточно актуальна в Российской Федерации. Дети-сироты, достигшие 18 лет, сталкиваются с трудностями из-за отсутствия социального жилья в региональных фондах. Несмотря на законодательное закрепление и признание этих прав, огромное количество детей-сирот остаются без жилья. Основной причиной всех этих проблем является отсутствие финансирования региональных и местных бюджетов для решения этих проблем.
Цель нашего исследования изучение проблем и путей решения предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в г. Якутске.
Объект исследования: дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Нами было проведено анкетирование, целью которого является выявление проблем предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей в г. Якутске. Всего в анкетировании участвовало 30 респондентов, из них 60% девушки и 40% юноши. При этом проверялась гипотеза о том, что проблема обеспечения жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей будет эффективно решаться, если в основе будет заложено комплексное решение, социальное сопровождение, включающее помощь информационного, юридического и психологического характера.
Количество обратившихся граждан по вопросам обеспечения жильем из года в год снижается, если в 2016 году обратилось 1315 граждан по вопросу обеспечения жильем, то в 2018 году 741 граждан. К сожалению, ни действующее законодательство, ни положение об органах опеки и попечительства на местах не определяют обязанность органа опеки и попечительства или какого-либо иного органа осуществлять информирование детей-сирот о наличии у них права на включение в список для последующего получения жилого помещения. Эта проблема имеет существенное негативное значение на практике. Часто сироты узнают о наличии у них права на включение в список после достижения 23 лет, что не позволяет им подать документы и быть включенными в список. Многие продолжают надеяться, подают соответствующие заявления и обжалуют отказы во включении, но добиваются включения в итоге единицы.
В результате анкетирования основными трудностями в обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были выявлены следующие:
- Проблема, связанная с длительным сроком нахождения в очереди при получении жилья.
- Проблемы при оформлении документов (нехватка и потеря документов, не правильно заполненные документы, большой перечень требуемых документов).
- Недостаточное информирование органами государственной власти, Министерством труда, отделом опеки и попечительства детей-сирот об их правах на получение жилого помещения.
- Проблема с качеством жилья (плохое состояние жилья, недовольство площадью квартиры и.т.д).
- Проблема с местонахождением жилья (плохой район, все респонденты стремятся получить жилье, ближе к центру города).
На основании результатов анкетирования, разработаны следующие рекомендации, необходимо:
- Усовершенствование Единого реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем.
- Обеспечить широкое распространение информацииорганом государственной власти, Министерством труда, отделом опеки и попечительства о деятельности по предоставлению жилья для детей-сирот в г. Якутске, в частности, посредством размещения информации в сети Интернет, в том числе на сайте соответствующих органов исполнительной власти и организаций, а также в СМИ.
- Усилить контроль за качеством жилья, предоставляемого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
- Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей подготовить пакет документов заранее и серьезно отнестись к его заполнению.
По результатам проведенного исследования, нами разработаны следующие рекомендации по устранению выявленных проблем по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории ОА «Город Якутск»:
- Выделение социальных гарантий на федеральном уровне, так как регионы самостоятельно не могут обеспечить средства на приобретение жилья для всех нуждающихся в нем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Усовершенствование Единого реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем.
- Совершенствование правовой просвещенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей об их правах и алгоритме действий по обеспечению жильем.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась: проблемы по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории ОА «Город Якутск» могут быть решены при выделении достаточных финансовых средств со стороны государства. Большое значение имеет согласованная и добросовестная работа государственных и муниципальных органов управления по учету и обеспечению жильем всех нуждающихся в нем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо социальное сопровождение, включающее помощь информационного, юридического и психологического характера.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2017, №31, ст. 4398;
- Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 №159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // «Российская газета», №248, 27.12.1996;
Литература
- Большакова Н.Л., Мигунова Ю.В., Садыков Р.М. Сиротство как социальная проблема современной России / Монография. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2014 г. — 200 с.
- Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / под ред. проф. П.Д. Павленко. М: Дашков и К., 2015. 235 с.;
- Фирсов, М.В. Технология социальной работы : учеб. пособие для вузов / М.В. Фирсов. – М.: Акад. Проект, 2014. – 427 с.;
- Технология социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2000. — 400 с.
Regulations:
- The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12/12/1993) (as amended by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated December 30, 2008 No. 6-FKZ, dated December 30, 2008 No. 7-FKZ, dated February 5, 2014 No. 2- FKZ, dated July 21, 2014 No. 11-FKZ) // «Meeting of the legislation of the Russian Federation», 08/04/2017, No. 31, Art. 4,398;
- Federal Law “On additional guarantees for social support of orphans and children left without parental care” dated December 21, 1996 No. 159-FZ (as amended on May 1, 2017) // “Rossiyskaya Gazeta”, No. 248, December 27. 1996;
Literature:
- Bolshakova N.L., Migunova Yu.V., Sadykov R.M. Orphanhood as a social problem of modern Russia / Monograph. — Ufa: RIC of BashSU, 2014 — 200 p.
- Technologies of social work in various spheres of life / ed. prof. PdPavlenko. M: Dashkov and K., 2015. 235 p.;
- Firsov, M.V. Technology of social work: studies. manual for universities / M.V. Firsov. — M .: Acad. Project, 2014. — 427 p.;
- Technology of social work: A textbook under total. ed. prof. E.I. Single. M .: INFRA-M, 2000. — 400 p.